Ни дня без блокады

16 березня 2017, 13:58
Власник сторінки
Домашний философ
3
Ни дня без блокады

В связи с незатихающими страстями вокруг транспортной блокады, мой новый блог

Создавая блог, обещала себе не писать несколько блогов подряд на одну и ту же тему, но что поделать, иногда обстоятельства сильнее нас. Несмотря на все попытки отвлечь внимание общества двойным гражданством и очередными квотами по украинскому языку, новостную ленту по-прежнему «делает» блокада. Теперь, помимо блокады организованной активистами, властью также принято решение о блокировании транспортного сообщения с оккупированными территориями. Не могу оставаться в стороне, а потому хочу поделиться своими мыслями на этот счёт.

Украинский Донбасс в 3D-проекции блокады

Наверное, в истории еще не было столь странной войны, которая длится в Украине уже третий год и продолжает называться антитеррористической операцией. Все это время города и села Донбасса находятся под обстрелом, миллионы жителей вынуждены покинуть свои дома, а сотни предприятий оказались закрыты и вырезаны на металлолом. И в тоже время, множество других промышленных объектов продолжали работать и выплачивать зарплаты. Вереницы поездов с сырьем, топливом и готовой продукцией продолжали курсировать по обе стороны фронта железнодорожными путями и мостами, ни один из которых не был разрушен за все время боев, в отличие от автомобильных мостов и развязок.

История с транспортной блокадой Донбасса с одной стороны нарушила схему торговли с оккупированными территориями, но и заставила все политические силы проявить свои тайные планы и цели. Которые, стоит заметить, далеко не всегда совпадали с интересами государства, страны и ее граждан. За неполные два месяца перед нами развернулся настоящий спектакль истинной и нарочито показной «войны до победного конца». Однако само понимание «победы» Украины в этой войне у каждого из политиков оказалось своеобразным. И хотя история с блокадой еще слишком далека от своего завершения, и ситуация меняется с каждым днем уже сейчас можно сделать определенные выводы, к каким политическим, экономическим и моральным последствиям она привела. Именно 3D-анализ происходящего вокруг блокады Донбасса позволит нам понять, что сейчас там происходит, и что с этим делать дальше.

Плоскость первая: Экономическая

Опыт двух предыдущих мировых войн говорит о том, что победа в затяжном противостоянии достается стороне с наибольшим экономическим потенциалом. Боеприпасы и вооружение необходимо либо произвести, либо приобрести. Солдат требует питания, обмундирования и выплат для семьи, оставшейся в тылу. Именно поэтому любые действия, способные причинить экономический ущерб агрессору, приближает миг победы. Но не в том случае, когда этот ущерб приносит не меньший, а то и более значительный, урон для своей страны. И в этом смысле блокада не только оставила без денег десятки тысяч рабочих на предприятиях востока Украины, но привела к разрыву налаженного технологического процесса, к прямым потерям внутри страны. К тому же заводы и комбинаты основных отраслей – металлургии, угледобычи и энергетики – ранее были перерегистрированы на территории, подконтрольной украинской власти, а соответственно – наполняли украинский бюджет.

Только по холдингу Метинвест пятерка крупнейших предприятий в 2014 году перечислила в бюджет Украины 1,8 млрд. грн, в 2015 – 1,2 млрд. И в зоне оккупации еще находятся предприятия Индустриального Союза Донбасса, Группы «Донецксталь», ДТЕК, государственные шахты. Спустя месяц после прекращения поставок на большинстве из этих предприятий появились представители незаконных органов в качестве «внешних управляющих» и теперь налоговый ручеек будет повернут в сторону Донецка и Луганска. И хотя о полноценной национализации со стороны Л/ДНР никто не говорит, но руководство Метинвеста уже заявило, что потеряло контроль над своими активами на территории восточного Донбасса.

Теперь, после латания бреши, которую в бюджете оставила национализация Приватбанка, власти придется задуматься о том, как и чем компенсировать потерю налоговых платежей от предприятий в зоне АТО.

 

Аспект второй: Политический

Блокадная эпопея не только разорвала последние нити, связывавшие украинских граждан по обе стороны фронта. Она также резко поляризовала украинский политикум. Изначально у истоков первых блокпостов стояли депутаты от не самой многочисленной фракции в Раде – Самопомощи. Есть версия, что ее лидер пытался реанимировать свой рейтинг, подрастерянный после истории с пожарами на львовской городской свалке и дальнейших попытках втихаря распихать львовский мусор по территории половины областей Украины. Следом к ним подключилась и партия Батькивщина, для которой любой повод расшатать ситуацию в стране и упрекнуть лишний раз нынешнюю власть – это дополнительный шанс выиграть внеочередные выборы, не президента, так в парламент.

С другой стороны, провластные политсилы также не особо противодействовали блокадникам, ограничиваясь увещеваниями блокадников и страшилками о том, какие горести ждут всех нас в результате разрыва с Донбассом. Каждый день звучали заявления о том, сколько потеряет экономика страны и конкретно – ее бюджет от простоя железнодорожных составов на пути в ОРДИЛО, но конкретных шагов никто не предпринимал. Все это наводило на мысль о том, что властью и активистами блокады разыгрывается «крымский сценарий» энергоблокады полуострова: блокада начинается руками активистов, власть делает робкие и невнятные попытки ее снять, а затем, когда к ней уже привыкли все ограничения поставок и перевозок утверждаются законами и постановлениями на самом верху.

Стоит признать, что в разыгрывании этого сценария активно участвовали и «на той стороне»! Если раньше в Л/ДНР как-то мирились с существованием «украинских компаний» на своей территории, поскольку они обеспечивали работой и зарплатой сотни тысяч граждан недореспублик, то с началом блокады украинские активы для сепаратистов перестали быть «курицами, несущими золотые яйца». И тогда Захарченко с Плотницким решили перетянуть на себя все, что еще оставалось неразграбленным, и продолжало работать. Местным вождям подыграли и в Кремле, пообещав обеспечить поставки сырья, но, так и не сказав, куда следует девать готовую продукцию: рынок металла и угля в России и так переполнен и появление новых конкурентов не радовало олигархов-металлургов, вторых после нефтегазовиков спонсоров Кремля. Именно введение внешних управляющих на украинские предприятия стало поворотной точкой в истории с блокадой. После того как у руля крупнейших шахт и меткомбинатов появились ставленники оккупантов, любые расчеты с этими предприятиями, поставки сырья и вывоз продукции, переходили в категорию «финансирование терроризма». После этого постановление украинского Кабмина об упорядочении торговли с Донбассом теряло практический смысл, и со временем уступило место запрету любых грузоперевозок по решению СНБО  Украины. В очередной раз украинская власть продемонстрировала способность решать ничего не решая и дожидаться того момента, когда проблемы разрешаться сами собой. Но только поможет ли это стране, раздираемой войной и экономическим кризисом? Очевидно, что нет.

Аргумент третий: Моральный

В нашу эпоху тотального прагматизма и расчетливости мораль – это понятие, которое вспоминают в последнюю очередь. А зря, ведь именно моральные  и нравственные аспекты в этой войне зачастую играют решающую роль. Транспортная блокада Донбасса также начиналась с некоей морали: ни тонны груза террористам, пока не будут свободны все пленники и заложники. Да и вообще, какая может быть торговля с захватчиком, который отнял у нас землю, поработил граждан, захватил предприятия и периодически обстреливает все те города и поселки, до которых не успел дотянуться?   Именно эта логика преобладает у той части украинцев, которые поддерживают блокаду.

Но есть и другая точка зрения на историю с блок-постами и редутами на рельсах. Если оставить в стороне экономический ущерб от разрыва связей с Донбассом, стоит еще дать самим себе искренний ответ на вопрос: что же на самом деле представляет для нас оккупированный восток Украины? Готовы ли мы, как общество, как стран, окончательно отказаться от возврата наших территорий? Является ли Донбасс тем театром боевых действий, где мы готовы применить «тактику выжженной земли», способствуя развалу остатков промышленности, инфраструктуры, провоцируя социальные протесты и рост напряженности? Если так, то блокада Донбасса по линии разграничения – наилучший способ достижения именно этих целей.

Если же мы не теряем надежды в ближайшей перспективе вернуть отдельные районы Донецкой и Луганской областей в лоно матери-Украины. Если наша задача – обеспечить местным жителям все права и свободы, предусмотренные Конституцией страны. Если мы понимаем, что восстановление оккупированных районов будет финансироваться украинским бюджетом. Во всех этих случаях сохранить остатки промышленности Востока, ее вовлеченность в общеэкономическую структуру – наша главная цель. И попытки, в той или иной мере, разорвать сохранившиеся связи граждан Украины по обе стороны фронта – глупость, граничащая с преступлением.

Общий итог – неутешительный

«Поступай правильно и ты никогда не ошибешься», – эту фразу приписывают авторству Марка Твена. Как украинской власти, ее критикам и всем нам поступить правильно в истории с транспортной блокадой Донбасса? Ведь ситуация зашла в такой тупик, откуда никто из участников конфликта выйти без ощутимых потерь не может. И если прежняя система взаимоотношений Киева и предприятий, оказавшихся на территории властей Луганска и Донецка, как-то позволяла выживать до февраля, может быть и не стоило ее менять? Однако история не знает сослагательного наклонения. Поэтому все версии «что было бы, если бы все пошло иначе» не подскажут как изменить вещи, что уже стали этой самой историей! В идеальной ситуации теперь каждый последующий шаг власти и оппозиции требует взаимных консультаций, диалога с обществом, просчета последствий всех вариантов. На практике же взаимоотношения власти и оппозиции, точнее – нескольких оппозиций, напоминают действия героев басни «Лебедь, Рак и Щука». А так как в Украине подобное происходит не впервые, то в какой-то мере это стало нашей национальной традицией.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: События в Украине
ТЕГИ: Украина,донбасс,Метинвест,блокада,АТО,Семен Семенченко,Владимир Парасюк
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.