Разбитые окна

02 березня 2017, 14:15
Власник сторінки
Журналист
0
195
Разбитые окна

Дырявые дороги, разрушенные мосты, выбитые стекла, разрисованные подъезды и лифты… все это, на фоне роста насильственных преступлений и буксующей полицейской реформы, пазлы одной и той же головоломки.

То, что происходит сегодня в Украине, вполне можно отнести к «беспорядку». Дырявые дороги, разрушенные мосты, выбитые стекла, разрисованные подъезды и лифты… все это, на фоне роста насильственных преступлений и буксующей полицейской реформы, пазлы одной и той же головоломки. И объяснить, что происходит, может – Теория разбитых окон. Если верить данной теории, то, если кто-то разбил стекло в доме и никто не вставил новое, то вскоре ни одного целого окна в этом доме не останется. То есть, явные признаки беспорядка и несоблюдения людьми принятых норм и правил поведения провоцируют окружающих тоже забыть порядке. В результате возникающей цепной реакции «приличный» городской район может быстро превращается в клоаку, где людям страшно выходить на улицу, и где уличная преступность чувствует себя полноценной властью.
По мнению многих аналитиков, Теория разбитых окон довольно многогранна. Можно применить ее к разным областям жизни: общению, воспитанию детей, работе… политике… даже к неубранному на дорогах снегу, или разрушенных дорогах или смотрящих пустыми глазницами в небо городских долгостроев. Но самая активная фаза действия этой теории, началась с поощряемого государством вандализма. Помните, как под политические лозунги было разрушено и разбито 2 389 памятников и памятных знаков «прошлых эпох», которые сначала крушили самостоятельно разного рода «активисты», а потом, правда, узаконили это специальным постановлением. Это тоже своего рода «разбитые окна». Когда молодежь ходит мимо полуразрушенного постамента или следа на стене где висел, какой то памятный знак, где стоял или висел собирательный символ или образ прошлой государственной системы, и не видит ничего другого, что бы символизировало «новую возрождённую лучшую систему», она приходит к определенным выводам. А вывод очевиден – раз можно разрушать это, то почему бы не побить стекла в соседнем подъезде?
Думаете глядя на разбитые камни, молодые люди думают, о том, как будут строить новое государство? Они думают что государства «не существует» вообще, а значит, настало время анархии. После чего полиция не понимает, откуда столько агрессии у молодежи в отношении коммунальной собственности совершенно далекой от «декоммунизационных законов». Кстати то же самое происходит и на дорогах – когда автолюбители видят на дорогах дыры, когда разрушаются мосты, а коммунальное хозяйство приходит в упадок, и это все сверху покрываются молодежным граффити, а потом медленно разрушается… все это, создает чувство кризиса и полного развала, окончательной безысходности. Вот что означает, для Украины, «Теория разбитых окон».

Механизм работы теории
Голландские ученые провели серию экспериментов, которые показали, что люди чаще нарушают принятые нормы поведения, когда видят, что другие тоже так поступают. При этом «дурной пример» трактуется широко: видя, что нарушается одно из принятых правил, люди позволяют себе нарушать и другие нормы, а чувство безнаказанности посылает "сигнал", призывающий к более опасным преступлениям. Было поставлено ряд социальных «тестов».
Ради эксперимента людей провоцировали на мелкую кражу. Из почтового ящика торчал конверт с прозрачным окошком, из которого виднелась купюра в 5 евро. Ученые следили за проходящими мимо людьми, подсчитывая число краж. В ситуации, когда почтовый ящик был чистый, и мусора вокруг не было. В этом случае, только 13% прохожих присвоили соблазнительный конверт.
В ситуации «порядок нарушен» либо ящик был разрисован бессмысленными граффити, либо кругом валялся мусор, из разрисованного ящика конверт украли 27% прохожих, а разбросанный мусор спровоцировал на кражу 25% людей.
Таким образом, был сделан вывод - бессмысленные надписи или разбросанный мусор увеличивает число краж вдвое.
Эти простые наглядные опыты показывают: нарушение общественных норм может нарастать, как снежный ком, и бороться нужно с самыми первыми проявлениями. Антиобщественное поведение может быстро стать привычным для многих, и тогда система начнет поддерживать сама себя.

Американский опыт борьбы с «разбитыми окнами».
Теория о том, что беспорядок распространяется как эпидемия, была сформулирована в 1982 году криминалистами Джеймсом Уилсоном и Джорджем Келлингом. Они утверждали, что преступность — это неизбежный результат отсутствия порядка. Если окно разбито и не застеклено, то проходящие мимо решают, что всем наплевать, и никто ни за что не отвечает. Вскоре будут разбиты и другие окна, и чувство безнаказанности распространится на всю улицу, посылая сигнал всей округе. Сигнал, призывающий к более серьезным преступлениям». Такие выводы они сделали после многолетнего изучения нью-йоркской преступности. Следует напомнить, что в 1980-х годах сам по себе, Нью-Йорк представлял собой адский ад. Там совершалось более 1 500 тяжких преступлений КАЖДЫЙ ДЕНЬ. 6-7 убийств в сутки.
Дошло до того, что ночью по улицам ходить было небезопасно, а в метро рискованно ездить даже днем. Грабители и попрошайки в подземке были обычным делом. Грязные и сырые платформы едва освещались. В вагонах было холодно, под ногами валялся мусор, стены, и потолок сплошь покрыты граффити. В общем все создавало ощущение глубочайшего кризиса, и незащищенности.
В середине 1980-х в нью-йоркском метрополитене поменялось руководство. Новый директор транспортного департамента Дэвид Ганн начал работу с борьбы против граффити. Нельзя сказать, что вся городская общественность обрадовалась идее ведь борьба с какой то там настенной живописью, это не то ради чего его нанимали, однако Девид Ганн считал, что само по себе «граффити» - это символ краха системы. Если начинать процесс перестройки организации, то первой должна стать победа над граффити. Он заявил своим критикам, что если не выиграть битвы с граффити, то ни о каких положительных изменениях речи быть не может.
- «Мы готовы внедрить новые поезда стоимостью в 10 млн. долларов каждый, но если мы не защитим их от вандализма — известно, что получится. Они продержатся один день, а потом их изуродуют» - утверждал Ганн, который дал команду, очищать вагоны. Маршрут за маршрутом. Состав за составом. Каждый чертов вагон, каждый божий день. «Для нас это было как религиозное действо», — рассказывал он позже.
Директор транспортного департамента справедливо считал – как и проблема граффити, огромное число «зайцев» могло быть сигналом, показателем отсутствия порядка. И это поощряло совершение более тяжких преступлений. В то время 170 тысяч пассажиров пробирались в метро бесплатно. Подростки просто перепрыгивали через турникеты или прорывались силой. И если 2 или 3 человека обманывали систему, окружающие (которые в иных обстоятельствах не стали бы нарушать закон) присоединялись к ним. Они решали, что если кто-то не платит, они тоже не будут. Проблема росла как снежный ком.
В 1990 году на должность начальника транспортной полиции был нанят Уильям Браттон, ему то и было поручено бороться с «зайцами». Что сделал Браттон? Он поставил возле турникетов по 10 переодетых полицейских в засаду. Они ловили «зайцев», надевали на них наручники и выстраивали в цепочку на платформе. После этого их провожали в полицейский автобус, где обыскивали, снимали отпечатки пальцев и пробивали по базе данных. Это был настоящий праздник для местной криминальной полиции – пойманных преступников сразу у них не было еще никогда. У многих при себе оказывалось оружие. У других обнаружились проблемы с законом. Вскоре уличная преступность поняла, что вести себя вольно в подземке не получится. Во многом это серьезно повлияло на снижение криминальной статистики на транспортных артериях города.
В 1994 году мэром Нью-Йорка избран Рудольф Джулиани. Он переманил Браттона из транспортного управления и назначил шефом полиции города, поговаривают, что именно Браттон стал прообразом успешного начальника полиции Картера в очень популярном полицейском сериале «Голубая Кровь». Кстати, именно Джулиани послушав Браттона, впервые применил на практике борьбу с Теорией разбитых окон – он дал команду, развить стратегию этой борьбы Браттона в масштабах всего Нью-Йорка.
Кстати в управлении полиции Нью-Йорка есть специальный отдел следящий за отсутствием строительного и прочего мусора на улицах города, а так же отслеживает "граффитчиков" - это такие же агенты полиции с наручниками и значками но в штатском. И если они ловят - там штрафом не отделаться. 

Разруха в головах….
Грязь, плохие дороги, граффити, даже не убранные снег, это все признаки запустения. Кто живет в Киеве, наверно знает, что опаснее всего на улицах в спальных районах города, и возле транспортных развязок. И тут я с мэром Киева, Кличко, в чем-то согласен, когда он сносит несуразные «шалманы» в виде МАФов, громоздящиеся около выходов из метрополитена. Правда, делать это нужно цивилизованно. А не так, как его «молодая команда» - с привлечением бульдозера и переодетых «титушек». Это тоже своего рода признак беспредела, что провоцирует чувство «разбитых окон» у населения города.
В целом же идея правильная – если торговля, то цивилизованная, если базар, то чистый. А то если так подумать, то самые опасные выходы из станций метро, были именно вблизи различных хаотично наставленных торговых городков, состоящих из МАФов – вроде той же Шулявки, Святошино, КПИ, Гидропарка, Левобережной и т. д. А там где торговля, там и мусор, там и «разбитые окна». Именно там чаще всего грабят прохожих и происходят, какие криминальные события. К сожалению, с аналитиками в той же Государственной администрации столицы, и в местной полиции – не сложилось.
Вот кто заметил такой факт – капитальная перестройка Ленинградской площади снизила количество уличных грабежей в этом районе наполовину. Освещенные переходы и горящие фонари в парке за кинотеатром отпугнули уличных грабителей… не всех, но большинство. В подъездах, где проведен ремонт, теперь реже можно встретить наркоманов или распивающую «боярышник» алкашню.
Другими словами – окружающая среда, явно влияет на криминогенную обстановку. Было бы желание у властей украинских городов это анализировать и с этим, как то бороться.
Я не раз замечал, как в чистом, просторном магазине, покупатель бережно закрывает случайно оставленный кем то холодильник с мороженной рыбой или пельменями… казалось бы – а какое твое дело? Но ведь кругом порядок! Человек инстинктивно дополняет этот порядок своими действиями.
Что же касается глобальной обстановки, то бесконечные политические ток-шоу с дерущимися депутатами, криминальные сводки и даже повышение цен на ЖКХ в обществе развивает тот самый эффект «битых стекол». Все это элементы одного очень глубокого и быстро развивающегося кризиса.
Знаменитая фраза профессора Преображенского в фильме «Собачье сердце» очень тонко описывает сегодняшнюю обстановку в Украине: «Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах»…. Поэтому, когда с экранов телевизора говорят, что кто-то виноват в кризисе, бушующем в Украине сегодня, в росте преступности, в войне на Юго-Востоке, вспомните про теорию «разбитых окон» и фразу профессора Преображенского – «Разруха не в клозетах, а в головах»….
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: События в Украине
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.