На
состоявшейся встрече-консультации представителей ОБСЕ, GICHD (Женевский международный центр по гуманитарному разминированию) и международного фонда «Донбасс без оружия» были рассмотрены проблемы, шлейфом преследующие любой военный конфликт.
Так, по информации Министерства обороны Украины уже 20 тысяч квадратных километров территории Донецкой и Луганской областей необходимо обследовать на предмет обнаружения взрывоопасных объектов, а проще говоря - разминирования.
Самые оптимистичные прогнозы по опыту разминирования, скажем, в Югославии отводят под такую задачу на такой площади как минимум от 10 до 15 лет. Создание специальных служб по разминированию, сопровождение их деятельности обойдется в сумму порядка 10 миллиардов долларов США.
И уже сегодня Международный Фонд «Донбасс без оружия» готовит законопроект, принятие которого позволит установить единые международно признанные стандарты, методику разминирования и запустить процесс аккредитации неправительственных, экспертных и международных организаций. Все это позволит ускорить процесс разминирования на Востоке Украины.
«Сейчас основная задача – как можно быстрее начать очистку территорий от взрывоопасных предметов. Каждый день промедления – это чья-то жизнь», - считает Игорь Пастушенко, полковник запаса, сапер – эксперт Фонда «Донбасс без оружия». «Принятие профильного закона даст возможность на легальных основаниях привлекать к разминированию иностранных специалистов и лицензировать частные фирмы, а главное установить степень ответственности каждого участника процесса. Иначе мы никогда не сможем вернуть нашим гражданам безопасную землю» - заявил он.
Проблема разминирования территорий, попавших в зону боевых действий, тянет за собой целый комплекс задач, которые необходимо решать оперативно и на долговременной основе. В первую очередь это касается выполнения минских соглашений, тех его пунктов, которые касаются немедленного прекращения огня и максимального разоружения конфликтующих сторон. Однако именно этот пункт соглашений сегодня не просто нарушается, но игнорируется.
Из зоны соприкосновения сторон ежедневно поступают сведения об обстрелах и локальных боях. Понятно, что в ходе боестолкновений стороны используют минирование территорий, а это множит проблему. В таких условиях составление карты минных полей и получение сведений об установленных минах становится одной из важных задач. И понятно, что пока идут бои, стороны не станут раскрывать тактические секреты своих операций.