В его силе и стремлении к выздоровлению. Задача аналитика и профессионала в своей отрасли — пробудить в нем эти силы и постепенно передать в его собственные руки ответственность за его здоровье.
Целитель
— врачеватель, занимающийся исцелением не только тела, но и духа; в
психоанализе это слово служит метафорическим названием психотерапевта,
подчеркивая, что конечная цель его работы — возвращение пациенту первоначальной
целостности. Этот образ также отмечает родство между психоанализом и народными
методами лечения болезней — целительством, знахарством, шаманизмом.
Сходство психоаналитика и целителя прежде всего в том, что в своей работе с
пациентом они оба нуждаются не только в научных знаниях, но и в определенных
личностных качествах — сочувствии к своему пациенту, искренности в отношениях с
ним, способности понять его проблемы. В отличие от официальной медицины, где
главные усилия врача направлены на ликвидацию симптомов больного, психоанализ видит
в симптомах символическое указание на возможные
способы излечения болезни.
Для того, чтобы быть способным вникнуть в проблемы пациента, понять их не
только разумом, но и душой, психоаналитик должен иметь опыт работы со своими
собственными горестями и неудачами — именно поэтому для получения профессии
психоаналитика необходимо пройти анализ у опытного специалиста. Тем самым
учитывается правило, хорошо известное каждому по личному опыту — только тот
способен оказать реальную помощь другому, кто пережил сам подобные проблемы и
научился справляться с ними. По этой причине довольно часто хорошие терапевты
часто выходят из бывших пациентов, успешно расправившихся со своими недугами.
В психоанализе часто используется образ раненого целителя. Здесь проводится
параллель между современной практикой психоанализа и древнегреческим мифом о
врачевателе Асклепии и его наставнике кентавре Хироне. Асклепий был сыном бога
Аполлона и нимфы — поэтому он был наполовину богом, наполовину — человеком. Еще
в детстве он был отдан на воспитание мудрому кентавру Хирону и научился у него
искусству исцеления. Он стал великим врачевателем, многие люди были обязаны ему
своей жизнью. Но Асклепий научился не только исцелять больных, но и воскрешать
мертвых. Разгневался на него бог подземного царства Аид — никому не позволено
нарушать его волю, нарушать законы жизни и смерти. Зевс решил покарать
возгордившегося врачевателя и поразил его молнией. Но потом, как было
предсказано в пророчестве, он воскрес и стал богом врачевания. Асклепий обычно
изображается с чашей в руках и палицей, вокруг которой обвилась змея. Чаша и
змея стали позже символом медицины.
В память о своих ранах Асклепий основал святилище в Эпидавре, где все
страждущие могли исцелиться в специальном помещении вблизи храма. Оно
располагалось в особом священном месте — теменосе. Пациенты располагались на
деревянных скамьях и погружались в сон, ожидая, когда их посетит священное,
исцеляющее сновидение и избавит от недуга.
Аналогия между этим древним методом исцеления и психоанализом такова:
аналитик уподобляется «раненому целителю», а сам процесс его работы, ситуация
анализа — теменосу. Сходство психоаналитика с раненым целителем Асклепием в
том, что он сочетает в себе два разных начала: он обладает профессиональными
знаниями и навыками — в этом его преимущество перед пациентом, но при этом он
обычный человек со своими собственными проблемами и недостатками. Пациент
склонен видеть в аналитике человека исключительно сильного и здорового, забывая
при этом, что и у профессионального целителя могут быть тяжелые раны. В этом
состоит опасность, что пациент откажется от самостоятельных попыток справиться
с болезнью, переложив всю ответственность на аналитика. Но нельзя забывать
об одном из основных постулатов психотерапии — главный источник исцеления
пациента заключен в нем самом, в его силе и стремлении к выздоровлению. Задача
аналитика — пробудить в нем эти силы и постепенно передать в его собственные
руки ответственность за его здоровье.
Миф об Асклепии напоминает аналитикам и о том, что любое целительское
искусство имеет свои пределы, нарушать которые запрещено. Стремление пациента
видеть в аналитике сильную личность, человека, наделенного сверхъестественными
возможностями, способного изменить его судьбу может послужить искушением для
терапевта. Напоминание о своей уязвимости, о собственных ранах предохраняет
аналитика от гордыни, от принятия на себя роли гуру, наставника по отношению к
пациенту.
Аналогия между древнегреческим мифом и современным психоанализом говорит и
об известном сходстве между древними целительскими ритуалами и сегодняшней
терапией. Сходные мотивы можно найти и в ритуалах посвящения в шаманы: здесь
будущий целитель должен был пройти целый ряд суровых испытаний, в том числе —
пережить так называемую «шаманскую болезнь». Лишь после того, как он справиться
с ней, он получал право лечить других людей. Поэтому о раненом целителе говорят
как об архетипическом образе, присущем самым разным культурам — от первобытных
народов до наших дней.
Автор — Светлана Маслова.
Самый лучшый политик и политтехнолог без нас не
сможет решить наши проблемы. Многие пытаются за наш щёт решить свои проблемы. Всё это нужно
учитывать при голосовании.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.