Анализ кадровой политики Порошенко, информация о его кандидатурах на премьера и спикера
Я продолжаю цикл статей о 100 днях Порошенко при власти.
Предыдущие материалы на эту тему:
http://blogs.korrespondent.net/blog/events/3418018/ - о его политическом стиле
http://blogs.korrespondent.net/blog/events/3420226/ - о предвыборной ситуации
http://blogs.korrespondent.net/blog/events/3421560/ - об усилении внешнего влияния
Коротко – об устройстве нынешней системы власти: ее исполнительную ветвь, по крайне мере, теоретически формирует парламентская коалиция. Это большинство депутатов, ставленником которой и является премьер, теоретически выполняющий его волю.
На практике же Украина знала ситуации, когда премьер de facto был руководителем коалиции или блокирующего меньшинства депутатов.
Два примера недавнего прошлого
В 2008-м имел место обычный для Украины, находящийся за пределами абсурда, случай: работу ВР блокировали депутаты БЮТ с требованием рассмотреть изменения в госбюджет. Премьером тогда работала Тимошенко, а этот цирк устроили, чтобы не допустить рассмотрения ее отставки, голоса для которой уже нашли.
Яценюк, - формально премьер от коалиции «Удара», «Свободы» и «примкнувших». Но он никогда не вел себя как лицо, ей подчиненное, подотчетное и ею контролируемое - несмотря на то, что Конституция обязывает его к такому поведению. Внешнее управление Яценюком разнокалиберными американцами, черты характера (склонность к оскорблениям коллег и подчиненных, нарциссизм, приступы истерики) определили стиль отношений этого физического лица с людьми, с которыми он должен сотрудничать.
Два вышеприведенных примера – не демонстрация истории вопроса. Конституционные изменения 2004 года писались умными людьми для умных людей, и не юриспруденции вина, что те, кому в руки дали «Феррари», использовали Основной закон, как газонокосилку. Я о Тимошенко и Яценюке.
У Порошенко скорее партнерские отношениях с Турчиновым, скорее конкурентные – с Яценюком. Накануне выборов они не объединились, а это, в частности означает, что Порошенко свободен в предпочтениях в отношении кандидатур послевыборных премьера и спикера.
Что сейчас мы знаем конкретно
о кадровой политике Порошенко и как можем ее оценить?
Не мало.
Он, как лицо, определяющее внешнюю и оборонную политику, поставил своих людей на определенные ему Конституцией силовые структуры (часть у Яценюка), «пробил» Генпрокурора и главу НБУ. Кроме этого, Порошенко сформировал личный аппарат, утвердил собственный предвыборный список.
Сравнение кадровой политики Порошенко и руководителей до него
Ничего необычного. Рекрутировал людей из ближнего круга общения, разбавил его теми, с кем пересекался в «трудовой биографии». Так проявились его исполнители происхождением из медиа-бизнеса, правоохранителей, промышленных кругов и локальных бизнес-связей на Винничине, в банковской сфере.
Ничего непонятного.
Леонид Кравчук набирал лично знакомых ему людей из аппарата ЦК КПУ, Леонид Кучма – руководителей ВПК, директоров гражданских промышленных предприятий и партийных кругов Днепропетровска. Виктор Ющенко – из «оранжевых» в самом широком смысле этого слова. Виктор Янукович – из Партии регионов.
Но есть и одно важное отличие.
Кравчук, Кучма, Ющенко и Янукович назначениями в первый год руководства отдавали символические «долги» за победу на выборах; и все они через год отказывались от тех, кто, по их мнению, новое место работы не освоил.
Блиц-кампания Порошенко не утруждала его перед выбором расплаты за лояльность. Кандидатуры выбирал сам. Для чистоты анализа его кадровой политики это хорошо.
Борис Ложкин, глава администрации
Бывший пресс-магнат, экс-партнер Порошенко по «UMH group», совершенно переменился на государственной службе. Завсегдатай светских тусовок, придававший исключительное значение публичности, вдруг померк.
Ложкину досталась роль технического переговорщика: сам Порошенко сказал на последней пресс-конференции о телефонных разговорах того с его российским визави. Ложкин и летает на встречи, например в Сочи 15.08., где переговаривал с главой администрации Владимира Путина Ивановым. Что еще делает Ложкин? Иногда Порошенко поручает ему встречаться с теми, с кем сам видеться не хочет, например, с харьковчанами, 25.09. Иногда Ложкин разъясняет руководителям СМИ «политику партии»; не верю, что сам он не понимает, сколь условен предложенный им режим «off the record».
Достиг ли Борис хоть какого-то уровня влияния, соизмеримого с его предшественниками? Нет. Ничего подобного на работу Евгения Кушнарева, Виктора Медведчука, Владимира Демина, Владимира Горбулина у Леонида Кучмы. Сергея Левочкина у Леонида Кучмы и Виктора Януковича. Ложкин совершенно не годится для этой аппаратной, важнейшей, скучной, бюрократической работы с кадрами и бумагами.
Кадры бы Порошенко ему и не доверил, но он для этого ему и не нужен: главой администрации у Порошенко работает сам Порошенко. Документооборотом у него занимается человек, самый подготовленный для этого в Украине, работавший и при других президентах.
А зачем ему тогда Ложкин? Ответ скрыт в непубличной сфере, ибо нынешняя власть стремится конспирировать действия. Среди них - продвижение интересов Ложкина и Порошенко в банковской сфере и СМИ.
Но в этих профессиональных кругах уже существует четкое понимание, чего хотят и Ложкин, и его начальник.
Формальные подчиненные Ложкина – люди Порошенко, занятые в пиаре, «замкнутые» на самого Петра. Кроме Елены Мартыновой, регулярно валяющей дурака в Интернете.
Юрий Косюк, зам.главы администрации
«Война – войной, а обед по расписанию». 4.09 объявлена перерегистрация в Крыму по законодательству России «Крымской фруктовой компании", входящей в агрохолдинг "Мироновский хлебопродукт" замглавы администрации, миллиардера Косюка.
Я подождал, чем дело закончится. 15.09. «Капитал» сообщил,
http://www.capital.ua/ru/publication/29397-voyna-protiv-oligarkhov-v-krymu-startovala-vtoraya-volna-zakhvata-imuschestva?issue=396
что перерегистрация началась. Процитировали руководителя отдела по работе с инвесторами и СМИ холдинга «Мироновский хлебопродукт Анастасию Соботюк, которая сказала, что «у нас есть одно предприятие на территории России — «Воронеж Агро Холдинг», а теперь будет пять», что «в Крыму у МХП — мясокомбинат, фруктовая компания, птицефабрика и ферма по разведению свиней и крупного рогатого скота». Дали слова и финансового директора холдинга Виктории Капелюшной, о том, что «перерегистрация крымских активов на Россию начнется в ближайшее время», и что «угрозы экспроприации для подразделений нет, поскольку компания сама готова перерегистрировать активы согласно российскому законодательству».
Интересная ситуация получается.
После того, как 7.06. Порошенко заявляет, что «Крым был, есть и будет украинским», его сотрудник Косюк не только дает команду своим подразделениям перейти в юрисдикцию другого государства, но и не запрещает им разговаривать со СМИ на эту тему. Война и каша в голове голосующего избирателя должны все списать.
Впрочем, что я только о Косюке? 19.08. объявлено о возобновлении производства кондитерских изделий принадлежащей Порошенко фабрикой «Рошен» в Липецке. Предприятие накопило слишком много продукции на складах. Потом фабрика заработала, а с 15 сентября вновь «стоит» до 1 октября из-за перепроизводства сладостей.
Связка Порошенко-Косюк не разваливается. 57 номером списка Блока Порошенко идет Александр Бакуменко, председатель «Союза птицеводов Украины», лоббист Косюка.
Разделение бизнеса и политики, одного из основополагающих принципов демократии, в нынешней Украине крепчает.
Виктория Гонтарева, глава НБУ
Пожалуй, самое неудачное назначение Порошенко. Инсайдеры сообщают, что от нее тоже надо ожидать продвижения интересов Порошенко в банковской сфере (вместе с Ложкиным) и на трех рынках других стран, но пока эта активность в будущем.
Но можно не сомневаться, что главой НБУ у Порошенко работает сам Порошенко: Гонтарева не принимает решения, не одобренные им.
С самого начала многие в банковских кругах говорили, что Гонтарева профессионально не готова к принятию финансовых решений центрального уровня. Что ментальность инвестиционного банкира отличается от понимания работы регулятора.
Все оказалось намного хуже.
Гонтарева продолжила «банкопад», начатый ее предшественником Кубивым. Она обанкротила уже 20-й банк с начала года. Напечатанные ею гривы для компенсации вкладчикам отдаются людям через Фонд гарантирования физических лиц, те бегут в банки и к валютным барыгам, скидывая деревянные деньги, поэтому курс растет.
Для работы по успокоению паники населения в отношении курса гривны в условиях войны, если бы такая задача была поставлена, годился бы человек с качествами священника. Призывавший бы верить в гривну, боровшийся бы за спасение каждого банка, каждого вкладчика.
Гонтарева поступила ровно наоборот. Ее бездумные введения временных администраций в банки спровоцировали отток денег из банковской системы. Как классический унтер-офицер, она командовала гривне «стой, раз - два»: 29.08. она выдала команду укрепить гривну до 12.9. за доллар. Как никчемный администратор, она издала распоряжение о конвертации переводов «заробитчан» в гривну, чем обогатила водителей грузовиков, таскающих евро из Италии и Испании в Западную Украину: украинские эмигранты готовы митинговать против войны, но делится «кровными» - это другое.
Гонтарева действительно не годится для ее работы. Вот ее выступление в парламенте 12.08.: «тепер перейдемо до суб'єктивних факторів падіння гривні. Це цілком панічні настрої серед населення та представників бізнесу».
Гонтарева реально не понимает, что словами о «панічних настроях населення» она и провоцирует эти панические настроения.
Я не знаю, какие задачи ей поставил Порошенко. Но его слова на последней пресс-конференции, «цены на зерно упали на 40%, цены на железную руду упали на 50%, курс доллара - это объективное отображение этих процессов» - показывают, что он ее просто прикрывает.
Я не знаю, какой курс гривны к доллару ей приказал сделать Порошенко. Но надо, наверное, чтобы она доллар по 30 гривен сделала, чтобы оценить, что значит гиперпрофессионализм Гонтаревой для всей экономики Украины и для каждого из нас.
Валерий Гелетей, министр обороны
Еще одно самое неудачное назначение Порошенко, который, конечно же, сам работает и министром обороны.
Не будучи военным экспертом, я не могу обсуждать, как Бутусов в «Зеркале недели», его военные просчеты, хотя Бутусов – это эксперт по психологии Турчинова, но не военный. Но кое-что можно сказать об уровне Гелетея.
Нет, это не понимание войны ментом, за что его регулярно обливают дерьмом в СМИ. Я о его заявлении от 20.09. «Россия
применяла в луганском аэропорту тактическое ядерное оружие».
Ответственно заявляю: прежние президенты Украины выгнали бы такого министра за шесть секунд. Уровень непонимания Гелетеем, что повышение радиационного фона зафиксировали бы все в Европе, ставит вопрос о наличии у него диплома о среднем образовании.
Гелетей уволен не был.
Владимир Гройсман, вице-премьер министр
Формально – подчиненный Яценюка, но знакомый Порошенко по Виннице. Большинство общающихся с ним отзываются о нем хорошо, да и в Виннице говорят о нем неплохо. Впрочем, грядущая зима и станет суровым отчетом, что сделал вице-премьер, а что ему придется «валить» на «стрелочников», назначенных виноватыми.
Но вот что настораживает: Гройсман идет четвертым номером списка Порошенко.
В стране обещает быть самая тяжелая зима, начиная с 1944 года, когда Красная Армия выбила гитлеровцев и их союзников из территории Украины. И вместо того, чтобы всецело сконцентрироваться на управлении подготовкой к неизбежным холодам, что требует двадцати гройсманов, он принимает решение Порошенко идти на выборы.
Я понимаю, что Порошенко пытается отделить Гройсмана от Яценюка. Но заявления «ядерного Гелетея» нас убеждают разве что в том, что государственная оборона Украины – действительно в надежных и грамотных руках. Бездеятельность или даже невнимательность Гройсмана вполне могут обеспечить Украине ядерную зиму.
Ответственно заявляю: ни один президент Украины, исключая Ющенко, не отпустил бы Гройсмана на выборы. Наоборот, усилил бы его серьезными людьми, типа Юрия Бойко, Ивана Плачкова, Ефима Звягильского, которые опытом, связями и матом проходили отопительные сезоны полегче.
Но для Порошенко выборы важнее.
Гройсман порадовал. 26.09. он заявил: «в Кабинете министров Украины не рассматривают вопрос поднятия цен на газ для населения в этом году». Думаю, это святая правда. До 26.10. - это точно. А после выборов – ну разве не готова Украина для строительства новой настоящей политической нации заплатить за газ 400% от нынешней цены, как заявил Тодийчук, подчиненный Гройсмана?
Штрихи будущей политики
К сожалению, нынешняя конструкция власти фактически предполагает конкуренцию президента и премьера. Это проблема, с которой сталкивались все руководители. Счастливыми исключениями стали связки «Кучма-Звягильский», «Ющенко–Ехануров», «Янукович-Азаров». В других ситуациях разворачивалось форменное «мочилово»: «Кравчук–Кучма», «Кучма–Ющенко», и, конечно, «Ющенко-Тимошенко».
Петр Порошенко физически не может занимать должность премьера. И спикера, конечно, ибо без управляющего голосованием ему своего не добиться. То, что Порошенко физически не может занимать должность премьера и спикера, ни в коей мере не ограничивает его желаний. Следовательно, мы уже сейчас можем предположить, кто его премьер и спикер.
Он должен отвечать двум условием. Не быть в состоянии конкурировать с Порошенко – поэтому ему надо множить на ноль Тимошенко. Выполнять все приказы Порошенко, держать рот на замке. Как Ложкин, например.
Гройсман как премьер? Да, говорят, Порошенко об этом размышляет. В качестве кандидатур на спикера мои контакты называют Виктора Короля, 35-го номера списка Порошенко и 82-го Романа Зварича. Оба – умеренно амбициозны, управляемы, Зварич к тому же усилен американскими лоббистами.
Поживем-увидим. Порошенко, конечно, желает переизбираться. А для этого ему нужны полностью контролируемые премьер и спикер. Думаю, сейчас он и решает эту проблему.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.