У войны не детское лицо?

10 липня 2014, 12:02
Власник сторінки
журналист
0
188
У войны не детское лицо?

Детям из зоны АТО нужна не разовая благотворительность, а системная помощь

Вопрос вынесенный в заголовок, конечно, риторический. У необъявленной войны на Донбассе лицо испуганного ребенка, который научился различать минометный и пулеметный обстрел, спать в подвале и делать своим куклам игрушечные перевязки.

Сколько детей погибло за время АТО — не скажет никто. Официальная статистика реальную картину замалчивает. У сепаратистов нет единого центра сбора информации. Люди, приезжающие «оттуда», говорят, что раненных, погибших и затерявшихся при переездах через блокпосты и зоны обстрелов ребятишек несравнимо больше. Их десятки, если не сотни.

Детям войны никто системно не помогает. Но на них пиарятся. У нас все руководители, посещающие зону АТО или лагеря беженцев, считают, что достойного пиара не будет, если они не потискают перед камерами симпатичного малыша. В итоге детишкам достается «минута славы». То президент конфетку даст (чуть было не написала - «рошеновскую), то министр обороны разрешит себя за новый, еще не запыленный в боях, шлем подергать. Фотографы все это запечатлеют. А дальше что?

Интернет пестрит новостями о том, что в Харькове переселенцы с детьми из Славянска живут под открытым небом у Южного вокзала. Что в санатории «Джерело» под Киевом беженцам отключают за долги все коммуникации. Причем, когда волонтеры отправили письма в "Киевэнерго", "Водоканал", "Киевгаз" с просьбой: перенести оплату хотя бы на несколько месяцев, им пришел отказ.

Телевидение показывает сюжет, что матери-одиночке не дают выплат на детей потому, что она не могут предоставить справку… из ЖЭКа. И не важно, что ЖЭК разбомбили еще в апреле. Нет справки – нет денег.

Но это только начало вала социальных и моральных проблем, которые скоро накроют Украину с головой, перевернув жизнь целого поколения в будущем. Появились сироты войны: дети, потерявшие дом и родителей. Куда и к кому им идти? А те, кого ранило при бомбежке Славянска или обстрелах Донецка? Дети, ставшие инвалидами: от кого они получат хоть частичную компенсацию за пережитое? Ну, чтобы было на что лекарства купить…

Пока нет государственной программы восстановления разрушенных школ в Донецкой и Луганской областях. Неясно сядут ли дети войны за парты в сентябре. А в соответствующих структурах никто и не «чешется».

В детских лагерях и пансионатах центральной Украины проходят оздоровление 1960 ребят из Донецкой области и почти 1700 из Луганской. Не сегодня-завтра их отправят «восвояси» - некому платить за содержание и питание, а директора лагерей не могут все время заниматься благотворительностью, тем более в летний сезон. Да и рискованно это: невзирая на кризисную ситуацию, могут и посадить (лишить работы так уж точно) за грубое нарушений статей бюджетного законодательства.

Еще 4000 детей спасаются от ужасов войны в своей области, там где не стреляют. Но проблемы аналогичные: некому организовать и оплатить их пребывание за пределами зоны АТО. Чиновники спешат избавится от беженцев, скорее отправить домой, в только что «освобожденные» города и села, напичканные минами, лишенные инфраструктуры, по-прежнему опасные. Малыши каждую ночь плачут, умоляя не возвращать их домой, под бомбежки. Но их голоса тонут в бравых рапортах о закупке бронежилетов для воюющих солдат украинских вооруженных сил.

За этими фальшивыми отчетами как-то теряется вопрос, как жить тем ребятишкам, чьи матери, вопреки официальной пропаганде, отдают последние деньги на экипировку для мобилизованных мужей-резервистов и покупают дорогие лекарства для раненных сыновей. Потому что у государства якобы нет средств или оно не провело вовремя тендер.

Хотя, если верить заявлениям экс-министр обороны Александра Кузьмука, то суммы, которые варятся в военном котле, колоссальны. Только из госбюджета на нужды Министерства обороны уже выделили 11,5 млрд. грн. Плюс еще деньги, собранные населением, пожертвованные коммерческими структурами, благотворительными фондами, в том числе и зарубежными меценатами.

Почему же тогда дети ходят по селам и собирают на протез еще сильному и здоровому вчера папке? Нет у государства ответа на эти вопросы. Может потому что никто их и не задает?

Вообще, если бы не добрые люди, которые берут к себе на квартиры переселенцев, помогают раненным, переносят через границу бронежилеты, непонятно как бы страна выживала в условиях войны.

Яркий тому пример Святогорск. Тот самый, где находится знаменитый монастырь и побывал в своей первый визит на мятежный Донбасс, президент. Помню, сюжеты по телевидению: Порошенко - показали, генералов — показали, а семьи с детьми, которых в Святогорске уже больше 20 тыс., - не показали.

Небольшой курортный городок, по сути, превратился в эпицентр скопления беженцев из охваченных войной прилегающих территорий. Люди бегут сюда потому, что, во-первых, близко (на более дальние поездки у многих нет ни сил, ни денег), и, во-вторых, здесь толковый мэр и добросердечное население. Кое-как разместили всех, кто нуждается, накормили и обогрели.

Мало, кто знает, что именно в Святогорске очень много эвакуированных детей. Их разместили в детских лагерях, разобрали по семьям. Но без помощи очень тяжело — не хватает самого необходимого. Недавно Партия развития Украины завезла в город несколько грузовиков гуманитарной помощи: медикаменты, памперсы, воду, предметы первой необходимости, детское питание. Другие грузы отправлены в Славянск и в Изюм — еще один центр скопления беженцев. Помогают и разрушенной войной Николаевке (многострадальный поселок под Славянском).

Без шумного пиара и политических дивидендов. Потому что многие партийцы – уроженцы этих мест, там живут их родные и близкие, и они по себе знают, что означает на практике избитая фраза «тяготы войны».


Юрий Павленко, который много лет занимался семейной и детской проблематикой в правительстве (и при Ющенко, и при Януковиче) говорит, что по инициативе активистов запускается социальный проект "Дети необъявленной войны".


Партия развития, пожалуй, первая, кто начал оказывать СИСТЕМНУЮ помощь жертвам АТО. Начиная от банального, на первый взгляд, обеспечения детей продуктами и помощи в оздоровлении до внесения необходимых изменений в законы и нормативные акты Кабмина относительно защиты прав детей жертв и участников вооруженного конфликта.

Они поднимают в парламенте и правительстве вопросы, от которых зависит жизнь и относительное благополучие семей с детьми, сирот, детей-инвалидов, и даже так называемых детей-комбатантов: тех, кто, грубо говоря, подносил патроны.

Всех их надо обеспечить жильем, медикаментами, юридической и психологической помощью. Не один раз, а постоянно. Например, уже 3000 перемещенных семей из восточных регионов уже стучатся в двери штабов по переселению граждан, и им нужен ответ сейчас, а не «когда все закончится».

А как быть с семьями которые приняли к себе пострадавших детей? Они ведь тоже не могут в одиночку нести этот груз… А политики, депутаты, представители международных фондов готовы в лучшем случае «пообщаться» или оказать одноразовую помощь. А помощь нужна ежедневно, постоянно, ответственно.

Системность - это то, чего не хватает волонтерам, но может быть у политической силы, которая своей целью ставит не съемку рекламного ролика и рост рейтинга, а решение задач по обеспечению социальных гарантий и бюджетных выплат пострадавшим семьям и детям.

Опыт показывает, что как только военная хроника перестанет быть главным сюжетом выпусков новостей, про жертв войны начнут забывать. В Партии развития говорят, что они не бросят земляков. Ни во время войны, ни после.






Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: События в Украине
ТЕГИ: Детство,помощь детям
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.