Как за 5 лет нареформироваться до ручки
Фондовый рынок – лакмусовая бумажка показателя развития экономики любой страны – это вам скажет любой экономист. Как же обстоят дела на Украинском фондовом рынке – давайте разбираться вместе.
Тимур Хромаев хорошо знаком всем, кто хоть как-то связан с денежными рынками – фондовым и валютным. Он возглавляет Национальную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) с начала 2015 года по Указу президента Украины – Петра Порошенко, который уже в предвыборный, 2019, год интересовался, у своего протеже, везде ли ему хватает реформ.
При упоминании в разговоре господина Хромаева, у большинства участников торгов, в первую очередь, приходят негативные ассоциации: за время его каденции рынок не воспрял активностью, не пришли новые игроки, инвестиции не полились рекой, а те торговые инструменты, которые были запущены биржами и торговались среди участников были внедрены скорее не благодаря, а вопреки действиям Национальной комиссии. Вместо этого, объем торгов на финансовом рынке Украины сократился примерно в 5 раз, количество участников тоже сократилось в разы.
После Революции Достоинства в Украине (именно тогда был назначен Тимур Хромаев после злочинной влады), вся страна была на таком подъеме, что можно было и горы свернуть, а о молниеносном развитии фондового рынка мечтали, наверно, все его участники. Суровая реальность оказалась еще суровее: финансовый рынок, который и без того не мог оправиться после кризиса 2008 года, сократился еще более – на биржах торговались в основном краткосрочные государственные долговые ценные бумаги по завышенным процентным ставкам, что приносило выгоду разве что финансовым спекулянтам и да и самому «сивочолому гетьману», которого журналисты-расследователи уличали в том, что он с помощью бывшего работодателя Валерии Гонтаревой – ICU спекулировал на государственных ценных бумагах, естественно владея инсайдерской информацией.
Тимур Хромаев запомнился рынку борьбой с ветряными мельницами: например одной из стимулирующих мер по развитию фондового рынка стало введение санкций против российских компаний или компаний созданных с участием российского капитала, как например Украинская биржа, долей в около 40% уставного капитал владела ее миноритарии в лице Московской биржи, которая на стадии начала работы биржи не только участвовала в капитале, но также предоставила и адаптировала софт для украинского рынка, а также вкладывала деньги в повышение финансовой грамотности населения для наращивания объемов торгов.
Если же русские вкладывали деньги для того, чтобы позже заработать, то господин Хромаев выбрал другую тактику, цитата Тимура Хромаева: «Мы ушли из старой системы, но до сих пор не пришли в новую» - (УНИАН 2017 г).
Вместо притока новых инвестиций, паритетных и прозрачных правил игры, господин Хромаев решил, что проще и легче будет зарабатывать деньги на реформах (дурной пример шефа – заразителен). Вместе с американскими консультантами, под их диктовку был уже в который раз выложен на сайте Верховной Рады Украины проект закона, который был призван полностью разрушить то положение вещей, которое было сформировано за все годы независимости и на этом месте оставить 1 универсальную биржу, которая бы включала в себя секции финансовых и товарных рынков.
Но если спросить любого экономиста о том, как он оценивает влияние монополии на рынок – ответ будет отрицательным. Отсутствие конкуренции приводит к неэффективности самого монополиста – аппетит у него все время растет, со временем он становится неповоротливым из-за собственной забюрократизированности и, в итоге, рушится самими участниками рынка, но для этого должно пройти время. Много времени.
Но с другой стороны (со стороноы НКЦБФР) картина выглядит маслом: можно получать гранды от международных доноров и тратить их «на инфраструктурные проекты» что имеется ввиду никто не знает, но как красиво звучит… Также можно тратить бюджетные средства на имитацию бурной деятельности в качестве реформатора и тяжелой законопроектной работы (на самом деле Закон 2284 являются не менее третьей итерацией предыдущих законопроектов, которые были отклонены Парламентом), исследования рынка, которые давно пылятся в полке столов клерков и достаточно лишь обновить даты. Да, конечно уйдет 500 с чем-то бирж, которые сейчас нужно контролировать, собирать информацию, мониторить, регулировать в конце-концов, а можно оставить одну-единственную биржу, дать ей лицензию, «обсудить комиссионные сборы» на бирже и уже жить станет проще. Зачем усложнять?
За последние 5 лет с рынка ушли не только фондовые торговцы, но такую же судьбу ожидают и 4 активно функционирующие украинские фондовые биржи, которые даже в таких условиях пытаются за собственный счет растормошить внутренний рынок и придать ему динамики: запущен фьючерсный контракт на валютные пары гривна/доллар и гривна/евро, которые, при достаточном уровне объемов торгов и ликвидности дают возможность снизить свои валютные риски, а это благо для многих экспортеров: начиная с зерновиков и заканчивая машиностроением, но Тимур Заурбекович, наверно, не желает сложных решений.
Скоро подходит к концу срок его верной службы государству и весь рынок замирает в надежде на результат кадровых перестановок, если такие будут. Конечно, рыночное сообщество с большим оптимизмом смотрит на новые кандидатуры на должность главы НКЦПФР, ведь результат работы Тимура Хромаева мы только что проанализировали да и то это меньше половины его достижений, а ему все мало реформ и он желает продолжить свое дело по зачистке рынков.
Участники рынка, при условии конфиденциальности, сообщают, что Тимур Заурбекович с помощью своей жены пытается заранее себе гарантировать себе еще одну каденцию на прежнем месте и всех убеждает, что его очень поддерживают из американского посольства, намекаю на USAID, но так ли это на самом деле, нам не известно.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.