«СЧАСТЛИВОЕ» ЧИСЛО УКРАИНСКОЙ СТАЛИ

06 листопада 2017, 23:18
Власник сторінки
Домашний философ
1
«СЧАСТЛИВОЕ» ЧИСЛО УКРАИНСКОЙ СТАЛИ

Очередной, сентябрьский, отчет Всемирной ассоциации производителей стали принес в Украину две новости: неожиданную, но оптимистичную, и вторую – неприятную, но ожидаемую.

Прежде всего, по данным этой отраслевой организации за сентябрь объем производства стали в стране сократился на 0,8% в сравнении с этим же месяцем прошлого года. Однако это незначительное снижение производства металла уже можно расценивать как весомое достижение отечественной сталелитейной промышленности, ведь в прошлом году статистика учитывала результаты и от тех крупных предприятий, что расположены в оккупированной зоне. Теперь же украинская черная металлургия, даже в усеченном составе, сумела практически достичь «доблокадных» показателей в работе. Но на этом весь позитив и заканчивается, ведь по итогам трех кварталов общий объем выплавки стали снизился на 11,6% относительно прошлогоднего показателя и в результате в мировом рейтинге Украина сползла на 13 позицию. К сожалению, эта тенденция «свободного падения» продолжается уже не первый год.

 

ХРОНИКИ ПИКИРУЮЩЕЙ ОТРАСЛИ

Если в 2011 году украинские предприятий выплавили 35,3 млн. тонн стали, то в 2012 – уже 32,9 млн. тонн. Год спустя эта планка понизилась до 30,4 млн. тонн, а в 2014 году сползла до 27,2 млн. т. Второй год войны на Донбассе для украинских металлургов оказался наиболее провальным (22,9 млн. т), но уже в 2016 отрасль показала прирост на 5,5%, до 24,2 млн. тонн. Однако стартовавшая в марте транспортная блокада восточных районов Донбасса снова загнала статистику украинской металлургической отрасли в область отрицательных значений.

В то же время, винить во всех бедах активистов-добровольцев, построивших баррикады на пути украинской стали и чугуна к мятежным регионам, будет не совсем справедливо. Падение выплавки металла в Украине началось задолго до второго Майдана. Самых высоких показателей за время независимости украинская металлургия достигла в 2007 году, выплавив 42 млн. тонн стали. Далее, экономический кризис в 2008  заставил металлургов поубавить оптимизма в планах развития отрасли. Падение выплавки продолжалось и во времена самого «стабильного» из украинских президентов. Его поспешный переезд в российский Ростов и последовавшая затем аннексия Крыма, оккупация части территорий Донецкой и Луганской областей значительно ускорили процесс сокращения металлургического производства до низшей точки, после которой в прошлом году отрасль снова пошла в рост.

Если оценивать состояние украинской металлургии не только на основе данных Всемирной ассоциации производителей стали, а опираться на отчеты отечественной отраслевой ассоциации "Укрметаллургпром", то картина даже лучше, чем считают иностранные эксперты: в сентябре произведено 1854 тыс. т стали, что на 1% больше показателя этого же месяца в 2016. Весомую прибавку в производстве стали обеспечили мариупольские  меткомбинаты, ММК им. Ильича и «Азовсталь», где эти выплавка выросла на 8,3% и 14,7% соответственно. Еще один фактор роста – возобновление производства на Днепровском МК, который простаивал несколько месяцев, зато после запуска в работу выплавил более 225 тыс. тонн стали – максимальный показатель за два последних года. Свой вклад в компенсации потерь отрасли в результате блокады внесли и электросталеплавильные предприятия. С начала года заводы «Интерпайп-Сталь», «Электросталь» и «Днепроспецсталь» увеличили объемы производства на 10-40%. Возможно, что в четвертом квартале металлургам и удастся компенсировать весенние потери, однако даже в этом случае сталелитейная отрасль всего лишь вернется к прошлогодним показателям. Тем временем, остальные страны из первой десятки мировой металлургии спешат воспользоваться преимуществами роста мировых цен на сталь: в сентябре в каждой из них прирост выплавки стали составил от 2 до 13%, а в Иране – все 40%! По итогам трех кварталов мировое производство стали в 67 странах выросло в целом на 5,6%, поэтому простое удержание прошлогодних объемов приведет к тому, что в результате доля Украины на мировом рынке черных металлов неизбежно сократится.

 

СТОИТ ПРОГИБАТЬСЯ ПОД ИЗМЕНЧИВЫЙ МИР?

Такой результат будет вполне закономерен, ведь ведущие игроки мирового рынка металла стремятся конкурировать не только увеличивая объемы производства, но и повышая качество, снижая затраты. К примеру, Китай, который уже сейчас обеспечивает более половины мировой выплавки стали, за последние пять лет сократил мощности металлургической отрасли на 110 млн. тонн в год, прежде всего за счет небольших, устаревших и нерентабельных предприятий, направив освободившиеся ресурсы и сырье на более эффективные государственные меткомбинаты, при этом объемы выпуска стали продолжали расти с каждым годом. Даже в Европе, впервые за последние десятилетия, запланирована постройка нового метзавода, который кроме выпуска традиционного сортового проката будет производить особые металлические порошки для 3D-печати.

Основная причина столь небывалой активности на рынке металла – экономический рост и увеличение потребления стали в различных отраслях. Именно поэтому же столь активное развитие металлургии довольно неплохо оплачивается: если в начале года стальная квадратная заготовка стоила 415-425 $/т, то уже к осени котировки поднялись до 520-540 $/т. Сможет ли Украина воспользоваться столь благоприятными обстоятельствами и переломить наконец ситуацию, когда украинский металл, все больше теряет позиции на рынке?

Стагнация экономики, нестабильная валюта, продолжение боевых действий в районах, непосредственно граничащих с крупными промышленными центрами страны – все эти факторы снижают инвестиционную привлекательность отрасли. Последние «новинки» (завод «Интерпайп-сталь» и Еристовский ГОК) введены в эксплуатацию не менее пяти лет назад. Практически все новые инновационные процессы приостановлены, а те, что удалось реализовать за последнее время, не способны кардинально переломить ситуацию с отставанием украинской металлургии от мировых стандартов в плане технического оснащения. Потеря части производств на Донбассе с лихвой может быть компенсирована неиспользуемыми резервами внутри страны, ведь значительная часть металлургических мощностей простаивает. По данным «Укрметаллургпрома», в Украине сейчас используется лишь 18 из 28 действующих доменных печей (загрузка составляет 64%), 14 конвертеров из 21 (67%), 8 мартеновских печей из 9 (89%) и 7 электропечей из 15 (47%). И пока это оборудование простаивает, Украина несет потери в наполнении бюджета, в валютной выручке, в сокращении присутствия своих товаров на рынках других стран. Есть ли шанс вернуть утраченные позиции?

 

НА ПЕРЕПУТЬЕ ТРЕХ ДОРОГ

Одним из способов компенсировать потери ГМК от событий на фронте может стать экспорт железной руды. По итогам трех кварталов, добыча этого сырья, как и производство стали, тоже снизилась, но не так ощутимо. Если выплавка металла упала на 14%, а чугуна – на 18%, то падение производства железорудного концентрата составило лишь 5%, окатышей – 11%. Причина в том, что значительная часть этого сырья идет на экспорт, минуя внутреннего потребителя в лице отечественного ГМК. К тому же стоимость железной руды пока тоже на подъеме: в Китае, куда уходит почти треть украинского экспорта этого сырья, котировки руды превысили отметку в 60 $/т. К тому же показатели импорта Китаем железной руды в сентябре достигли рекордной отметки в 102 млн. тонн: в Поднебесной значительно усилились экологические нормативы в металлургии, поэтому местные сталевары вынуждены завозить больше импортного качественного продукта. Однако прогнозы правительства Австралии, крупного экспортера железной руды и угля, неутешительны:  в 2018 году стоит ожидать обвала цен на руду более чем на треть. Поэтому промежуток, за который украинские рудокопы могут воспользоваться благоприятной конъюнктурой, очень ограничен во времени.

Не столь радужные перспективы и у отечественного чугуна, хотя показатели выпуска этого продукта по итогам августа позволяют Украине оставаться в десятке ведущих производителей мира. Однако производство чугуна с начала года снизилось на большую величину (-18%), чем выплавка стали (-14%) и выпуск проката (-16%). Полностью компенсировать потери мощностей доменного производства на предприятиях в Донецке, Алчевске и в Енакиево оказалось не так просто. Даже несмотря на то, что ММК им Ильича увеличил производство чугуна с начала года почти на 6%, а МК «Азовсталь» – на 17%, длительный простой Днепровского МК и реконструкция домны №3 на «Запорожстали» снизили общий итог выпуска этого продукта. Однако введение новых таможенных барьеров для украинского проката вынудит отечественных металлургов все активнее продавать за рубеж именно сырье и полуфабрикаты (чугун, слябы и заготовку). К тому же, этот вид деятельности с начала года приносит неплохой доход: при снижении физических объемов экспорта украинского чугуна в США, Италию, Турцию и другие страны на 14,6%, валютная выручка от его продажи выросла на 26%. Однако дальнейшему росту экспортных поставок украинского чугуна могут помешать конкуренты из России, где экспорт чугуна в сентябре увеличился на 43%.

Наиболее тревожная ситуация сложилась в сегменте металлопроката, где на ключевом для украинских металлургов рынке Евросоюза летом ввели антидемпинговые пошлины на прокат для машиностроения и жилищного строительства.  Поставки в ЕС составляли около трети украинского стального экспорта и решение Еврокомиссии о введении пошлин сразу вывело украинский экспорт за рамки рентабельности. Если в ближайшее время это решение не будет пересмотрено, то потери отрасли превысят полмиллиарда евро в год, и компенсировать этот недобор поставками на Ближний Восток или в Азию будет очень сложно. Точно так же сложно будет перенаправить потоки металлопроката в США, где в отношении украинской продукции также введены таможенные ограничения, а защиту местных американских сталеваров от конкурентов из-за рубежа президент Трамп считает  одним из важных факторов возрождения экономического величия США.

 

ВЛАСТЬ И ГМК: ПОДДЕРЖКА ИЛИ ПОДНОЖКА?

Примечательно, что возражая против европейских санкций в отношении украинского проката, наши металлурги, обосновывая рыночный характер цен на украинский металл, в качестве примера приводили ситуацию в Китае, в котором металлургия пользуется широкой государственной поддержкой, или Россию, где стоимость энергоносителей (газ и электроэнергия) для металлургов значительно ниже. Украинский ГМК лишен всех этих преимуществ и именно это обстоятельство мешает отрасли возродить прежние объемы производства и поступления валюты в страну. После нескольких этапов повышения тарифов госмонополист «Нафтогаз Украины» в ноябре в очередной раз поднял стоимость цен на газ на 7,5%. До этого стоимость газа для промышленность повышалась на 3% в августе и в октябре. И хотя в металлургии природный газ используется все меньше (многие предприятия частично перешли на использование пылеугольного топлива), однако продолжающийся рост тарифов лишает отрасль ресурсов для развития и роста показателей.

Аналогичная ситуация складывается и в сфере перевозок сырья и готовой продукции железнодорожным транспортом. Другой государственный монополист – «Укрзализныця» – также решил заработать на промышленных предприятиях и в последний день октября повысил тарифы на грузовые перевозки железнодорожным транспортом на 15%. Даже эта цифра стала результатом компромисса после длительных споров металлургов, зерновиков, строителей – с одной стороны, и железнодорожного монополиста – с другой. Путейцы до последнего настаивали на росте тарифа на 22,5%. Федерация работодателей Украины, которая в этом случае выступила своеобразным представителем интересов крупного бизнеса, предложила компромиссный вариант повышения, подобный тому, что применяется «Нафтогазом»: 8,4% – с 1 октября, и еще на 9% – за два этапа (по 4,5%) в апреле и октябре 2018 года. «Укрзализныця» утверждала, что испытывает катастрофический дефицит средств для обновления подвижного состава и новые тарифы лишь на треть покроют инвестиционные потребности компании. Металлурги напротив, утверждали, что предыдущие повышения грузовых транспортных расценок принесли в копилку железнодорожников более 20 млрд. грн, но на количестве и состоянии грузовых вагонов это никак не отразилось. Заявки крупных предприятий ГМК на предоставление вагонов для перевозки сырья и готовой продукции выполняются не в полном объеме. Да и распределение вагонов происходит неравномерно:   Северный ГОК получил лишь 2% необходимых вагонов от «Укрзализныци» при плановых нормах в 11%. Примерно на таком же уровне удовлетворялись заявки на вагоны и для меткомбината «Запорожсталь», где при плане в 23% вагонов, предприятие получило лишь 4%. В то же время ГОК «Евраз Сухая Балка», который из-за споров по поводу условий лицензии на добычу руды большую часть года простаивал, получил 67% необходимых вагонов при плановых показателях в 53%.

Подобная ситуация приводит к тому, что независимо от уровня тарифов промышленные клиенты украинского транспортного монополиста теряют деньги и репутацию: в октябре Центральный ГОК заявил о том, что недопоставка вагонов привела к срыву доставки 45 тыс. тонн железорудной продукции в страны Восточной Европы и обошлось предприятию в 10 млн. грн финансовых потерь. Такое отношение государственных предприятий к представителям крупной промышленности никак не способствует тому, чтобы отечественный ГМК смог воспользоваться благоприятными условиями на внешних рынках.

В поиске путей вывода украинской горно-металлургической отрасли из тупика нашим чиновникам стоило бы позаимствовать опыт лидера мировой металлургии – Китая. В этой стране на протяжении нескольких лет периодически повторяется ситуация, когда при первых признаках стагнации сталелитейной промышленности правительство дает старт очередной программе развития инфраструктуры или строительства. В результате в стране появляются новые качественные дороги, скоростные железнодорожные магистрали, мосты, высотные дома и деловые центры. При этом сталелитейная отрасль наполняет  бюджет, отправляет товар на экспорт, обеспечивает работой миллионы китайских граждан.

 

ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ ПО ЗАДВОРКАМ ЕВРОПЫ

В Украине эта модель также должна себя оправдать. После практически полного развала машиностроения внутреннее потребление металла, как и господдержка металлургии,  сократились до минимума. Нельзя сказать, что проблемы ГМК перестали волновать обитателей высоких кабинетов на Печерских холмах. Принимая закон о продлении заградительных пошлин на вывоз украинского металлолома, которого всегда недостаточно для работы отечественных метзаводов, украинские депутаты и президент не побоялись пойти вопреки мнению европейских партнеров. Автоматизация процесса возврата суммы НДС позволила своевременно пополнять оборотный капитал многим предприятиям сталелитейной отрасли. В то же время, затягивание процесса закупки новых грузовых вагонов для «Укрзализныци» не только лишает работы машиностроительные предприятия, но и ограничивает сбыт украинского металла внутри страны. да и с развитием транспортной инфраструктуры у нас не все так хорошо. Воскресенский мостовой переход в столице давно прописался в категории «долгостроев», точно так, как и мост через Днепр в Запорожье. А о строительстве нового моста в Кременчуге сейчас продолжают говорить лишь неисправимые оптимисты. Вместо производства пассажирских вагонов и пригородных поездов на мощностях отечественных предприятий министерство инфраструктуры намеревается купить подержанные электрички за рубежом, а потом долго (и дорого) доводить их до отечественных стандартов. Поэтому идея разделить грузовой и пассажирский скоростной поток на железнодорожных магистралях так и останется несбывшейся мечтой... Перечень нереализованных инфраструктурных проектов в Украине можно продолжать бесконечно долго. Каждый день этот список пополняется новыми пунктами, последний из которых – желание Китая, стран кавказско-черноморского региона включить Украину в состав участников транспортного проекта нового Шелкового пути, что также потребует реконструкции портовой и железнодорожной инфраструктуры, а также всего транзитного потенциала страны. Подобная трансформация, в свою очередь, подстегнет внутренний спрос на сталь, металлопрокат, стройматериалы. И лишь тогда всем нам уже не придется с опаской ждать очередного ежемесячного отчета Всемирной ассоциации производителей стали, чтобы узнать о том, сколько процентных пунктов Украина потеряла в этот раз.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости бизнеса
ТЕГИ: рейтинг,металлургия,производство,промышленность,сталь,промпроизводство
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.