WorldPressPhoto - снимки, известные жестокостью и отчаяньем
Конкурс
репортерской фотографии WorldPressPhoto – один из самых известных в мире, известный,
в первую очередь, своей
«кровожадностью». На большинстве фотографий люди умирают, страдают,
претерпевают.
Существует
много споров и пересудов по поводу конкурса. WorldPressPhoto постоянно сталкивается с серьезными обвинениями со стороны общественности. Вот
некоторые из них.
Первый пункт –
обвинение в пропаганде садизма и культивировании жестокости. Конкурсанты WorldPressPhoto показывают нам страдание - людей в минуты
горя и отчаяния, людей перед лицом смерти. Открытый вопрос – какие эмоции будят
эти фотографии в душах людей и на какие мысли наталкивают?
Вторая проблема – обвинения в
бездействии. Оказавшись «на месте», фотографы отдают предпочтение камере, а не
реальной помощи нуждающимся. Ведь еще миг и человек может быть спасен, но
фотограф остается по другую сторону объектива. До какой степени фотограф может
быть наблюдателем, и после какой черты обязан оказать помощь?
Третья проблема – идеологическая.
Часто выбор фотографий диктуется политикой европейских стран и поддержкой
ценностей западного мира. Не всегда увиденное соответствует истине. И факт - довольно
часто жюри WWP обвиняют в недостаточной объективности.
Четвертая проблема – это
ускользающая непосредственность и реалистичность кадров последних лет,
своеобразный уход фотографов в
«постановку». Фотографии выглядят больше художественными, чем объективно-репортажными,
а это «большой камень в огород»
объективности. Репортажная фотография умирает. У каждого есть, например,
телефон и тогда кто первый оказывается на месте события, тот и имеет самый
«горячий» и эксклюзивный материал.
Напоследок, скажу о значимом, на
мой взгляд, плюсе премии. Верю, что большинство фотографов WPP ставили и ставят
себе задачей бороться с безразличием современного общества, заставлять
задумываться о существовании добра и зла, сострадать. В условиях информационной перенасыщенности мы забываем о вечных ценностях. Мы
предпочитаем игнорировать жестокости воен и катастроф, которые происходят не с
нами, но с другими людьми где-то на земле. Наша защитная дистанция – экран
монитора или телевизора. Мы забываем, что человечество – это одно целое. Разъезжающая по миру ежегодная выставка не
дает нам этого сделать.
К
открытию в Киеве
выставки WorldPressPhoto хочется вспомнить самые известные шедевры премии, те фотографии, которые были признаны лучшими
за всю историю конкурса в XX-XXI веке. Предлагаю несколько наиболее интересных,
на мой взгляд, среди них.
Hector Rondon Lovera / Diario La
Republica, Венесуэла. 4 июня 1962 года, морская база Пуэрто Кабэлло.
Смертельно раненный снайпером
солдат держится за священника Луиса Падилло. Священник, последняя надежда умирающего, совершает над
ним предсмертные обряды и говорит последние слова молитвы. Это фотография – еще
одно доказательства абсурда военной жестокости и знак стремления к миру в
тяжелые минуты.
Malcolm W. Browne/AP, США.11 июня
1963 года, Сайгон, южный Вьетнам. Буддистский монах Тич Кванг Дюк поджег себя в протест против религиозного
преследования правительством Вьетнама. Его примеру в дальнейшем последовали и другие монахи.
Фотографа о предстоящем событии
предупредил анонимный звонок. Детали акции не сообщали, сказали только, что
произойдет важное событие в истории Вьетнама. Акт самосожжения монах совершал
спокойно и сдержано. Монах не произнес ни слова. Он сидел в позе лотоса с
коробкой спичек в руках. Когда другие монахи облили его горючим, он
торжественно зажег спичку. После его несгоревшее сердце поместили в банку и
нарекли буддистской святыней, а машину, на которой он приехал, выставили как реликвию на всеобщее обозрение.
EddieAdams/AP, США.
1 февраля 1968 года, Сайгон, Южный
Вьетнам.
Шеф южновьетнамской национальной
полиции Нгуйен Нгок Лоан приводит в исполнение казнь участника вьетконговской
армии.
Эдди Адамс за эту крайне
выразительную фотографию был награжден
Пулицеровской премией , «WorldPressPhotoAward» и многими другими
наградами. Делая снимок, он стремился
обличить жестокость и ужас войны,
вызвать волну общественных обсуждений. Когда же он этого добился, то сильно
пожалел. Он пожалел, что сделал генерала,
настоящего героя, жестоким палачом, а заключенного, который до этого
убил в карательной операции 34
человека, среди которых были женщины и дети,
выставил в роли невинной жертвы. «Генерал убил вьетконговца; я убил
генерала своей камерой – так говорил фотограф. - Простая фотография может стать
самым мощным оружием в мире. Люди верят им: но фотографии могут лгать, даже
если над ними не проводилось никаких манипуляций. Они говорят только часть
правды».
Всю свою оставшуюся жизнь фотограф
каялся и пытался загладить вину перед экс-генералом.
Frank Fournier/Contact Press
Images, Франция.
16 ноября 1985 года.Армеро,
Колумбия.
Двенадцатилетняя Омайра Санчез попала
в ловушку в развалинах, вызванных извержением вулкана Невадо дель Руз. Зажатая
обломками собственного дома, по шею в воде и грязи, она умирала на глазах у
спасателей. Последние предпринимали максимальные усилия для того, чтобы спасти
девочку, но безрезультатно. Потрясало спокойствие и стойкость Омайры, которая знала, что под ногами у нее тела мертвых родственников и что ее врядли спасут. Она
больше переживала за спасателей, чем за себя. Заметив, что спасатели устали,
девочка предложила: "Идите отдохните, я потерплю". На третью ночь у
нее начались галлюцинации. Фотография сделана за несколько часов до наступления
смерти, а вся операция по спасению длилась 60 часов.
Lucian Perkins/The Washington Post,
США. Май 1995. Чечня. Мальчик смотрит в
заднее окно автобуса с беженцами,
которые сбежали с места
боевых действий недалеко от Шали в
Чечне. Автобус возвращается в
Грозный. Ребенок стал символом мира и спокойствия, которые остались позади для
всех жителей Чеченской республики. Фотограф понимал символичность и важность
этого снимка, но не думал, что этот снимок сможет выиграть.
Jean-Marc Bouju/AP, Франция.31
марта 2003 года. Ан Нажав , Ирак. Мужчина обнимает сына в тюрьме для
военнопленных.
Четырехлетний ребенок был очень напуган, когда в соответствии с
правилами тюрьмы, на отца надели черный колпак. Военные утверждали, что
колпаки на голове призваны были защитить
пленных от нападений . Стражники освободили руки заключенному для
того, чтобы он смог обнять сына и
держать его на руках. Сейчас неизвестно,
что произошло с отцом и ребенком.
ДжодиБибер (JodiBieber), 2010 г.
Победитель 2011 годаю
Фотографии 19-летней афганской
девушки Биби Аиши стали известны на весь мир
после публикации в августе 2010 г. в журнале Time. Ее муж, боевик
движения «Талибан», жестоко с ней обращался, держал ее в хлеву с животными,
постоянно избивал. Спустя годы Аиша попыталась сбежать к родителям, но ее нашли
и вернули. После суда по законам Талибана, за то, что опозорила честь своего
мужа, он собственноручно отрезал ей нос и уши и оставил истекать кровью. Сейчас
девушка обрела вид, который был до жестокой расправы. Благодаря помощи
международных гуманитарных организаций, в Америке ей была сделана пластическая
операция.
Последняя фотография является
победителем 2011 года и ее можно увидеть в киевской галерее «Лавра» на выставке
WorldPressPhoto 2011, которая открылась 1 марта.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.