Власник сторінки
главный редактор журнала о фотографии "5.6"
Отсутствие фотобиеннале в нашей стране говорит о многом. О том, что мало кто интересуется всерьез фотографией как отдельным искусством и более того, – никто фотографией основательно не занимается.
Биеннале – это
большая международная
художественная выставка, которую обычно проводят на многих площадках раз в два года с участием международного жюри. Биеннале фотографии
– это самый эффективный способ собрать вместе многих фотографов, как
отечественных, так и зарубежных, представив публике мощный срез современного
фотоискусства. Биеннале – это и наиболее
популярная и признанная в мире форма презентации искусства и в большинстве
западных стран большие фотографические форумы – привычное
явление. Украине эту форму позаимствовать пока не удается.
Тему фотобиеннале
часто обсуждают в нашей арт-среде. Волнуют чаще всего два вопроса: почему этот
масштабный проект проводить нужно и
почему у нас это не получается.
Итак, почему важно
проводить биеннале?
Во-первых,
фотобиеннале – это прекрасная возможность собрать вместе работы многих
фотографов и объединить их в условно единое целое под чутким и четким
руководством авторитетного куратора.
Во-вторых, фотобиеннале дает возможность выявить, отобрать у фотографов
наиболее удачные работы или же вообще
заставить фотографов создать их с нуля.
Как говорят художники, «дедлайн – современный заменитель вдохновения». И
это правда, потому как, когда от художника ждут работу, это заставляет его
мобилизовать усилия, отбросить «муки творчества» и создать новый продукт.
В-третьих, биеннале –
это прекрасный повод собрать «фототусовку» из Украины и других стран
(сообщество фотографов, арт-критиков,
кураторов и проч.), и создать для нее возможность обмена опытом и идеями.
В-четвертых, биеннале
– это возможность обратить внимание
широкой публики на фотографию в целом как на арт-явление. Ведь во всех странах
биеннале становится настоящим событием, которое широко освещается прессой,
анонсируется и рекламируется и, в итоге, посещается толпами людей.
Можно найти и много
других плюсов и, даже выражаясь грубее, выгод от проведения фотобиеннале. От
проведения масштабной фотовыставки может выигрывать и государство и отдельный
город проведения, зарабатывая на посещении приезжими гостями и проч. Но это,
конечно, происходит тогда, когда биеннале проводится не первый раз, и когда в
организации задействованы опытные менеджеры.
Если смотреть в
общем, то вопрос о фотобиеннале в Украине – это вопрос самого развития
фотографии. Так почему же в Украине фотобиеннале проводить не получается?
Ответ на этот вопрос
напоминает скорее рассуждения о том, что появилось раньше -
яйцо или курица. У нас отсутствует благоприятная среда для развития
фотографии и поэтому не появляются
идеологи и активные деятели или же у
нас отсутствуют последние и поэтому не
развита среда. На мой взгляд, бОльшая
часть успеха – это деятельность «талантливых менеджеров», которые могут зажечь
других, собрать команду и, самое
главное, найти финансирование и таким образом сдвинуть дело с мертвой точки.
А вот результат отсутствия таких
людей – отсутствие музея фотографии, малое количество специализированных фотогалерей
и других фотоинституций, неразвитая культура приобретения и коллекционирования,
что, в свою очередь, привело к слабому развитию рынка фотографии. Все это предстоит создать будущим «героям» - двигателям
фотопрогресса в Украине.
В качестве примера таких «героев», которые практически возродили фотографию в
отдельно взятой стране, можно привести Ольгу Свиблову, директора
Московского музея фотографии (недавно переименованного в Мультимедиа Арт Музей)
и непосредственного инициатора Московской фотобиеннале, которая в этом месяце
проходит уже в девятый раз.
Ольга Свиблова
талантливо умеет заинтересовывать не только зрителя и широкую публику, но и
власть имущих, людей, готовых финансировать и всячески поддерживать огромные
фотопроекты как в правительстве, так и в бизнес-среде. Она своей уверенностью в
том, что фотография в России должна жить и развиваться, пробивает непробиваемые
стены и преодолевает не преодолеваемые преграды.
Тему фотобиеннале я
решила поднять в преддверии Арсенале (первой украинской биеннале современного
искусства), которая откроется в конце мая этого года в Киеве. На Арсенале будут
представлены фотографии, конечно, в намного меньшем соотношении с традиционной
для Украины живописью, но все же это станет прекрасной возможностью для
украинских фотографов еще раз заявить о себе.
Также Арсенале может стать почином для дальнейших попыток провести нечто
подобное, посвященное фотографии, пусть и в меньших масштабах.
Здесь я не могу не
сказать, что в Украине некоторое время назад были предприняты попытки создать фотобиеннале, но
организованный проект был нешироко представлен общественности, в силу этого и других причин не получил своего
развития. Но уже и те попытки были
значительным первым шагом и вкладом в общее дело.
Осталось сделать
второй шаг…
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.