Почему и как фотографы «харьковской школы» побывали на крупнейшей в мире фотовыставке
В Америке недавно завершилось одно
из крупнейших фотособытий в мире – Fotofest 2012. В нашей прессе об этом
событии не было практически никаких отзывов. А должно было бы быть немало. Ведь
в этом году на Fotofest побывало 9
украинских фотографов, 8 из которых – представители Харьковской школы
фотографии. По работам этих, малоизвестных в собственной стране, харьковчан
знают украинскую фотографию за рубежом.
Темой нынешнего Fotofest 2012 стала
российская фотография, о чем говорит название «Современная российская
фотография». Биеннале открылось 14 марта и продлилось до 29 апреля, поэтому мои
заметки – это не руководство к поездке, а способ переосмыслить случившееся.
Выставка по отзывам получилась мощной, насыщенной. Организаторы собрали
серьезный пласт советской и уже «российской» фотографии – от 50-х годов до
сегодняшних дней, а фотографов отбирали по принципу «лучшие из лучших».
Временное определение «современная фотография» получилось широким. Вся
экспозиция разделена на три блока: «Оттепель: возрождение свободы личного
творчества» (1950 — 1970-е), «Перестройка, либерализация, эксперимент» (1980-е
— 2010) и «Поколение молодых» (2007 — 2012).
Если посмотреть на имена участников биеннале, то в основном увидим выходцев
из советской эпохи, представителей исторической фотографии. Я в этом вижу
неугасаемый интерес Запада к развалившемуся Советскому союзу и скрытое
торжество над условным врагом «холодной войны». Поэтому много разговоров и
публикаций журналистов было о «завораживающей, страшной России».
Для выбора в пользу исторической фотографии я вижу еще один аргумент:
«историческое» фото более доступно для зрителей, чем современное. А для такого
мероприятия как Fotofest важно, чтобы
работы были наполнены общечеловеческими эмоциями, ведь его посещают много
зрителей, которым чужды интеллектуальные изыски. Поэтому организаторы пытаются
балансировать на грани популяризации и профессионализма.
К российским фотографам на Fotofest 2012 были отнесены украинские, белорусские, казахстанские, литовские и
латышские авторы, что говорит об условности понятия «российский» в глазах
хьюстонских организаторов. Особенно никто в подробности национальной и
государственной принадлежности не вдавался. Но нужно заметить, что с украинцами
так бывает часто.
Cегодняшняя харьковская группа
фотографов достаточно инициативна и организована. Что касается Fotofest, то на него фотографы попали благодаря Москве. Эту поездку
харьковчане выиграли на первом московском фоторевю, которое проходило
в ЦСИ «Гараж».
В Украине не нашлось организации, которая могла бы поспособствовать участию
наших фотографов в подобном проекте. А вот длинный список организаций
выступивших от российской стороны: Фонд
развития и поддержки искусства «Айрис», Центр современной культуры «Гараж»,
Федеральное государственное учреждение Государственный музейно-выставочный
центр «РОСИЗО»; РИА «Новости», Центр фотографии им. братьев Люмьер, CANON Ru, LLC; проект RUSS PRESS PHOTO, Российская Торгово-промышленная
палата Техаса, Русский культурный центр «Наш Техас».
Из украинцев на Fotofest 2012 попали произведения Сергея Браткова, Виты
Буйвид (единственная, кто не из "харьковских"), Валеры Черкашина,
Виктора Кочетова, Бориса Михайлова, Евгения Павлова, Романа Пятковки, Василисы
Незабаром, Влада Краснощёка. Как я уже
говорила, все они представители харьковской школы, активно проявившейся в конце семидесятых и в восьмидесятые годах в
виде различных фотографических групп и объединений.
Участие в Fotofest стало для них еще одним значительным плюсом
в их профессиональном портфолио.
Мне тема харьковской фотографии очень близка. К сожалению, как я уже
писала, об этом мощном направлении в украинской фотографии в нашей стране
говорят мало. По этой причине мы решили сделать номер, посвященный харьковской
школе. Номер журнала "5.6" будет
презентован 25 мая в Академии искусств Украины во время
выставки "Харьковская школа. Уроки рисования" в рамках
ARSENAlE 2012.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.