Власник сторінки
главный редактор журнала о фотографии "5.6"
Треш-искусство – модно это или нет?
Я
вижу трешевое современное искусство чуть ли не каждый день и в огромных
количествах! На западе, от которого мы всегда не хотим отставать, мода
на треш-арт уже прошла, она раньше началась и соответственно раньше
закончилась. У нас же эта мода живет и процветает.
На
прошлой неделе я побывала на открытии выставки молодой фотографии
"Поток" в галерее Гудимова. Идея выставки оказалась достаточно
понятной – на снимках показан поток сознания четырех фотографов: Валентина
Бо, Ивана Черничкина, Марии Войновой и Юрия Салабая. Их ежедневные
впечатления фиксируются в будто бы случайных кадрах. К выставке был выпущен
толстый каталог, откуда можно узнать, что авторы не преследует никакой цели и
не ищут никакого особого смысла. Снимки в предисловии каталога сравнивают с
«пустыми корзинками в супермаркете», «неэстетичной тарой, в которой приносят
красоту к кассам». И, если у некоторых возникнет вопрос, искусство это
вообще или нет, то я отвечу, что это действительно один из видов
контемпорари-арта и называется он «трешем».
На
этой выставке я заметила за собой странную вещь. Среди всех работ мое внимание
привлекла стена с черно-белыми фотографиями, которые выделялись на общем фоне
своим спокойствием и вдумчивостью. Я не могла понять, почему, и чтобы
разобраться в этом, мне понадобилось несколько дней. И пришла я к такому
выводу: в последнее время треш стал главным и любимым украинской молодежью
направлением в искусстве, фактически мейнстримом. Мне в таких количествах он
уже порядком надоел. Теперь меня
потянуло на совершенно иную фотографию: то ли на более понятную, то ли на более
классическую, то ли, наоборот, на более непонятную.
Треш-искусство
нужно и можно воспринимать только как один из видов искусства, но ни в коем
случае ни как главный или единственный. То есть нельзя сводить все искусство
только к трешу, а это часто и происходит. Посудите сами, если мы в
галереях видим в основном провокационный, «мусорный» арт, то это
однозначный перекос. И многие молодые люди, не зная и не видя классики (а
классика у нас в стране как раз и не модна), формируют свое понятие об
искусстве только на основе увиденного радикального и скандального
контемпорари-арта. А, говоря о молодых художниках, артистах, замечаю, что
многие из них совсем не знают классики. Насмотревшись на контемпорари в
галереях и в интернете, они затем создают, а вернее копируют и множат,
бездумные арт-объекты. Настоящий художник, по моему твердому убеждению, должен знать и классику, и историю
искусства, на основании этих знаний делать или не делать осмысленный выбор в
пользу современного искусства, и ни в коем случае ни руководствоваться только
модой.
По
поводу треша хотела бы рассказать один случай. Мы с редакцией недавно
приступили к новому выпуску журнала «5.6» и решили посвятить его американской и
украинской молодой фотографии. Эту идею нам предложила известный американский
фотограф Саша Руденски, которая стала
главным экспертом, куратором
номера. Саша, кстати, изучала фотографию в Йельском университете и сейчас ее
преподает в Веслианском университете (США). Так вот, мы отправили около сотни
портфолио украинских фотографов для ее экспертного отбора лучших кандидатур для
журнала. И, представьте, Саша также заметила – украинцы слишком сосредоточились
на треше... Сейчас мы с нетерпением ждем результаты ее выбора, нам очень
хочется узнать, кого же Руденски порекомендует для публикации в журнале, кто из
наших молодых фотографов, на взгляд американского эксперта, наиболее интересный
и актуальный.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.