Политика против оффшор: конкретные действия

03 вересня 2013, 07:08
Власник сторінки
Юрист
0

ОЕСР и Еврокомиссия приняла ряд документов, которые свидетельствуют о том, что заявление о борьбе с отмыванием денег и уклонением от уплаты налогов не просто слова.

Оффшорные компании и компании в низконалоговых юрисдикциях — обычный инструмент оптимизации налоговой нагрузки для украинского бизнеса. К классическим оффшорам обычно относят Британские Виргинские острова, Панаму, Белиз, Сейшельские острова и др., а к низконалоговым юрис­дикциям— Кипр, Ирландию, Латвию, Лихтенштейн, Нидерланды, Эстонию, Сингапур, Гонконг, эмират Рас-эль-Хайма, Люксембург и др.

Использование таких компании дает возможность отечественным предприятиям свести налогообложение прибыли к нулю, а также сохранить конфиденциальность в отношении конечного собственника (бенефициара). Регистрационные данные оффшорных компаний являются конфиденциальной информацией: получить данные о собственнике ком­пании, владельце банковского счета на сегодняшний день практически невозможно.

При этом построение модели бизнеса с использованием оффшорных компании и операции в ее рамках являются целиком законными, соответствуют на­циональному и международному налоговому праву. Суд ЕС в решении по делу Halifax, С-255/02 (абз. 73), отмечает, что «плательщик налогов вправе избрать такую структуру бизнеса, которая больше всего уменьшает его налоговые обязательства».

Поэтому компании по всему миру активно взаимодействуют, используя при этом все выгоды национального налогового законодательства и международных условий с целью уменьшения налоговой нагрузки.

В свою очередь налоговые органы активно противодействуют такой практике, называя ее агрессивной налоговой политикой компании. Одними из самых резонансных дел за последнее время были дела Google, Starbucks, Amazon, Formula 1. Налоговые органы обвинили компании в размывании налоговой базы, уклонении от налогообложения и доначислили им суммы налога в размере, который бы они уплатили, не используя оптимизационные схемы. Google был раскритикован за перевод 3,2 млрд фунтов, полученных в Великобритании, через Дублин в офшоры; Starbucks — за перевод 413,4 мли фунтов в дочернюю компанию в Нидерландах; Formula 1 — за получение кредитов от оффшорных компании и уплату процентов по таким кредитам.

Механизмы, которые использовались Google,Starbucks, Аmazo, Formula 1, не являются ноу-хау на сегодняшний день являются обычным элементом налогового планирования, а судьи оценивают операции между компаниями групп с позиции реальности. В случае если будет выявлено, что основной целью операции было получение налоговой выгоды, судьи могут встать на сторону налоговых органов, что нередко случается.

До конца 2013 года с целью противодействия подобным действиям компании международные организации (ОЭСР[1], FАТF) и страны G8, G20 намерены добиться усиления налоговой политики в отношении не только классических оффшорных юрисдикций, но и европейских государств с низкими налоговыми ставками.

Первой официальной ласточкой в этом направлении является План действий по противодействию размыванию налоговой базы и избежание налогообло­жения (июль, 2013)[2]. Этот План, принятый ОЭСР, был согласован с государствами G8, G20 и FАТF и заключается в модификации как международного налогового законодательства, так и национального законодательства стран мира в русле повышения прозрачности бизнеса — в целях сохранения стабильности экономик государств и противодействия политике государств по созданию налоговых гаваней. Данный План многие расценивают как новую точку отсчета в международном налоговом праве.

План составлен на период до сентября 2015 года и предусматривает 15 основных действий, среди которых:

Выявление налоговых проблем цифровой экономики. Такие действия будут заключаться в определении основных трудностей цифровой экономики при применении существующих международных правил налогообложения и разработке подробных опций для устранения этих трудностей с учетом как прямого, так и непрямого налогообложения.

Анализироваться будут возможности компании иметь существенное цифровое присутствие в экономике одной страны без уплаты при этом налогов из-за недостатка связи по действующим международным правилам; характери­стики дохода, полученного из новых бизнес-моделей; прирост добавленной стоимости от генерирования данных, имеющих коммерческую ценность и привязанных к определенному расположению из-за использования цифровых продуктов и услуг; правила источника происхождения; обеспечение эффективного администрирования НДС / налога на оборот с учетом кросспограничной поддержки цифровых товаров и услуг.

Устранение влияния гибридных механизмов и коллизий в международном налоговом законодательстве. Такие действия будут заключаться в разработке
положений модельных соглашений и рекомендаций относительно конструкции норм национального законодательства для нейтрализации эффекта гибридных (комбинированных) инструментов и образований (например, двойное необложение, двойные налоговые вычеты, длительная отсрочка уплаты налогов), включая внесение изменений в Модельную Конвениию ОЭСР о налогообложении с целью создания гарантий, чтобы гибридные инструменты и образования (в том числе лица с двойной резидентностью) не использовались для получения неоправданной выгоды от соглашения; принятие норм национального законодательства, предупреждающих освобождение от налогообложения или непризнание платежей, исчисляемых плательщиком и др.

Примером гибридного образования может служить случай, когда материнская компания в Люксембурге предоставляет Profit participating loan[3] дочерней компании в Бельгии. Эти выплаты в Бельгии квалифицируются как проценты и подлежат налоговому вычету, тогда как в Люксембурге такой доход квалифицируется как дивиденды и освобождается от налогообложения. Таким образом, проценты не облагаются налогом ни в Бельгии, ни в Люксембурге (двойное необложение).

Разработка рекомендаций относительно усовершенствования правил игры для контролируемых (связанных) компании в группе. Данные рекомендаций по большей части будут касаться выплат процентов по кредитам, входных и выходных сценариев инвестирования. Внимание будет уделено схеме, по которой компания из низконалоговой юрисдикции предоставляет кредит связанной компании, которая в свою очередь, выплачивая проценты по такому кредиту, уменьшает свою базу налогообложения; при этом такие проценты не включаются в налогооблагаемый доход компании из низконалоговой юрисдик­ции. Кроме того, предполагается усовершенствовать правила трансфертного ценообразования в схеме со связанными лицами.

Противодействие пагубной практике компании по получению налоговой выгоды с учетом принципов прозрачности и реальности. Такие действия будут состоять в восстановлении основной цели международных стандартов — избежание двойного налогообложения и противодействия необложению. Действующие правила создают условия для искусственного перевода дохода через цепь компании из разных юрисдикции с целью его необложения. В связи с этим планируется разработка положений, которые регулировали бы возможность и порядок создания нескольких юридических лиц в отношениях между государством резидентства и государством источником происхождения дохода.

Предупреждение злоупотребления договорами об избежание двойного налогообложения. Внесение изменений в определение понятия постоянного представительства с целью предупреждения искусственного избежания статуса постоянного представительства с целью получения налоговой выгоды; понятия комиссионерских, агентских отношений и специальных видов деятельности, которые дают возможность избежать при­знания постоянного представительства в государстве.

Разработка рекомендаций относительно правил ценообразования внутри группы в отношений нематериальных активов, прав на недвижимое имущество и прирост имущества; относительно передачи рисков внутри группы; относительно применения методов размывания базы налогообложения обычных пла­тежей путем выплаты менеджерских вознаграждений и расходов головного офиса.

Усовершенствование методов и способов отслеживания схем и действий, направленных на размывание базы налогообложения и избежание нало­гообложения. Планируется разработка рекомендаций по обмену информацией, в том числе относительно ис­точника происхождения, бенефициара, информацией относительно сумм и предмета операций, владельца банковского счета и т. п.

Усовершенствование трансфертного ценообразо­вания в части прозрачности для налоговых органов.

Усовершенствование порядка разрешения споров и устранения недоразумений между плательщиками и налоговыми органами. Имплементация норм Плана в Модельную конвенцию, в Комментарии к ней, в Правила трансфертного ценообразования.

К участию в разработке всех вышеуказанных положений будут привлекаться не только страны G20, но и все страны мира путем участия во Всемирном форуме по налоговым соглашениям, трансфертному ценообразованию, НДС, прозрачности и обмену информацией с налоговой целью. Кроме того, будут проводиться общественные обсуждения проектов нормативных актов.

Кроме ОЭСР свой вклад в усовершенствование правил международного налогообложения внесла Европейская комиссия. Комиссия разработала ряд документов, направленных на устранение щелей в налоговом праве и противодействие агрессивной налоговой политике. К таким документам относятся:

1)  рекомендации по принуждению оффшорных стран применять хотя бы минимум стандартов по надлежащему управлению в налоговых отношениях (государствам-членам рекомендовано подписать, переподписать или отменить соглашения об избежание двойного налогообложения с оффшорными государствами, включить в соглашения положення об обмене информацией между налоговыми органами, в том числе в отношении бенефициара, цены на товары, раскрытии информации о владельце счета и т. п.);

2)  рекомендации, направленные против агрессивного налогового планирования (государствам рекомендуется включить условие в договоры об избежание двойного налогообложения, по которому они вправе облагать налогом доход в случае, если он не облагается налогом в государстве-реципиенте);

также предусматривается:

3)  внести изменения в Директиву 2011/96 о единой системе налогообложения материнских и дочерних компаний. Директиву 2003/49 относительно налогообложения роялти и процентов, Директиву 90/434 о налогообложении обществ при слиянии, разделении, передаче активов и обмене акций с целью повышения требований относительно участия в капитале, резидентства, определения стоимостного порога и т. п.;

4)  принять Европейский кодекс плательщика налогов;

5)  принять положение, по которому зарубежные налоговые органы будут вправе присутствовать в ходе аудита компаний.

В случае реализации указанных намерений ново­введення могут повлиять и на украинский бизнес. Так, при ведений украинской компанией торговли со странами ЕС с использованием дочерних компаний в оффшорных юрисдикциях налоговые органы государств ЕС будут иметь возможность не применять правила об избежание двойного налогообложения. Или, например, если украинская компания через оффшорную структуру будет недоплачивать, по мнению налоговых органов, налоги в тех странах ЕС, где она получает реальный доход, то налоговые органы смогут заставить ее уплатить налоги в этой европейской стране, не принимая во внимание операции с оффшорной «дочкой».

Таким образом, вероятным последствием антиоффшорной кампании для украинского бизнеса будут подорожание оптимизационных схем, их осложнение из-за включения большего количества компаний разных юрисдикций с целью использования конкретных преимуществ налогового законодательства, действующего в этих юрисдикциях. Кроме того, можно дать усиления роли компаний, зарегистрированных в европейских странах с благоприятным налоговым законодательством и с положительной репутацией (например, Латвии, Лихтенштейна, Ирландии).

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Пользователи
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.