Записки обывателя.
В конце февраля херсонский Центр им.Вс.Мейерхольда порадовал нас четвертым театральным фестивалем «Лютий/Февраль».
С гордостью могу сказать, что не пропустила ни одного дня, отложив все
остальные дела и даже пожертвовав свои любимым занятием - сном. Так как в
театральном искусстве я разбираюсь не больше, чем в программировании и
администрировании сайтов, то и представляю вашему вниманию записки обывателя.
18.02. Ура!
Наконец первый день фестиваля! Хорошо, что суббота, можно без задней мысли
зависнуть до вечера в знакомом с детства Кукольном театре. В холле сквозь
чириканье попугайчиков и бульканье аквариумов с необъятных размеров рыбками
(кажется, вот-вот они проломят стекло и сожрут вас) продвигаюсь в центр и
оглядываюсь вокруг. Увидела несколько знакомых - значит не одна я решила приобщиться к искусству.
Из первого дня
запомнилась встреча с известным украинским драматургом Натальей Ворожбит (особенно ее наблюдение, что в Украине чем хуже
спектакль, тем больше зритель аплодирует стоя) и читка ее пьесы «Вийдокудрама». Читал известный для
меня еще с «Мельпомены Таврии» киевский театр «Відкритий погляд» и, надо сказать, получилось это у ребят просто
потрясающе. Несмотря на то, что отсутствовали декорации, актеры просто сидели
на сцене и читали текст, зрителям удалось увидеть все, о чем шла речь: автобус,
французских студентов, украинское село, колоритную Дреньку и т.д. Зал был в
полном восторге.
А вот спектакль «Федра»
меня не впечатлил, хотя некоторым знакомым понравился. Киевский театр «Мутабор» показал несколько не то, что
я ожидала увидеть. Мне показалось, что пьеса тягоhttp://blogs.korrespondent.net/users/add/katok2pizza2008теет больше к классической
драме, нежели к современной. Хотя не исключено, что я ошибаюсь.
Вербатим «Ctrl CV» - это фактически то, ради чего я шла на фестиваль,
так как в нем играли мои знакомые. Спектакль-инсталляция, в основе которого
лежат зарисовки реального сотрудника о работе в крупной международной
корпорации, оправдал ожидания и был достойным завершением первого дня фестиваля.
Я осталась довольна от увиденного качественного вербатима, спасибо режиссеру Максиму Афанасьеву.
19.02. Воскресенье. Тоже день как нельзя подходящий для
похода в театр.
Первый спектакль, который я увидела 19го февраля, был
документального характера и назывался загадочно – «Шмарун». В программе было указано: «внимание, спектакль на
неудобную тему». Я долго терялась в догадках, пока не поняла, что речь идет об
аборте… Сразу как-то сердце защемило… Наверно, потому что я девушка и надо быть
совсем уж бездушной, чтоб такая тема не задела. И хотя директор Центра молодежных
инициатив «ТОТЕМ» Елена Афанасьева на
обсуждении сказала, что восприняла спектакль как некую социальную «агитку»,
задав режиссеру Андрею Маю прямой вопрос: «Это был соцзаказ?», лично меня, как молодого
и не искушенного зрителя, задел поднятый в постановке вопрос. К тому же актеры
(которые вчера еще сами были зрителями) из одесского арт-центра «На Тираспольской» справились со своей
работой на отлично.
Следующим по программе зрителю была представлена
«бытовая сказка для взрослых» - «Гуппи». Играли актеры киевского «Відкритого
погляду» и делали это, по мнению
многих, непревзойденно. У некоторых зрителей в связи с названием сразу появилась
ассоциация с аквариумными рыбками. Но как оказалось, Гуппи – это прозвище
главной героини, девушки, которая привязана к своему мужу только потому, что он
ее когда-то «из села вытащил». Когда же у провинциалки появляется реальный шанс
изменить свою жизнь, у нее не хватает духу сделать этот ответственный шаг…
Очень сильная постановка. Главные актеры, особенно девушка, Елена Шверк, неподражаемы (я в нее
просто-таки влюбилась!). Режиссеру Стасу
Жиркову (кстати, актеру этого же театра) огромный респект.
20.02. Первый спектакль,
представленный в этот день, «Шошоле»
(режиссер – Андрей Май) во время
обсуждения вызвал неоднозначные отзывы. Несколько минут зрители просто стояли в
ступоре и не знали, что сказать. Постановка по роману нобелевского лауреата
И.Б.Зингера, безусловно, не оставила никого равнодушным. Правда, в чем именно главная
идея понять было сложно (по крайней мере, для меня). В маленьком мире главной
героини Шошы отражаются судьбы мира, судьбы народов, большие судьбы маленьких
людей. Однако из слов режиссера можно сделать вывод, что за границей спектакль
вызвал намного больший резонанс, чем в родных краях.
Далее по программе был спектакль под интригующим
названием «Три Ницше». Важно
отметить, что это была первая премьера лауреата всеукраинского конкурса «Неделя
актуальной пьесы» и режиссерский дебют Александра
Фоменко. Сюжет постановки довольно интересный – молодой водитель трамвая
находит книгу Ницше, начинает читать, вследствие чего попадает в психбльницу.
Хотя драматург Татьяна Киценко
ставила перед собой вполне серьезную задачу, спектакль, можно сказать,
освистали. Татьяну обвинили в однобоком представлении личности философа и в
примитивизме. Хотя мне увиденное почему-то понравилось (очевидно, потому что
это был первый спектакль, который стал мною понят от начала и до конца).
После «Три Ницше» все желающие отправились в ресторан «Paradise», где зрителей уже ждали Олег Телятник и Дэн Гуменный.
В программе было написано: «Мысли вслух»
- теплый и по-настоящему искренний спектакль, исполняющий мечты». Ребята
вручили всем обязательный атрибут – шапочку из газеты. В помещении было и
несколько детей. Казалось, что спектакль именно для них – возле стула, который
предназначался для актеров, лежали фломастеры, игрушки, какие-то рисунки…
Происходящее сложно было назвать спектаклем, молодые люди словно делились
размышлениями (мне очень напомнило Евгения Гришковца). Но почему-то добрые и
дружелюбные Олег и Денис не смогли наладить контакт с аудиторией, поэтому,
когда они обращались «в зал» с вопросами, отвечали не многие (как правило, одни
и те же). Вдобавок к этому посетители ресторана, которые непонятно – то ли
случайно тут оказались, то ли тоже купили билет – вели себя просто по-свински:
громко разговаривали, вызывающе смеялись, перекрикивали актеров… Было очень
обидно за ребят, которые старались изо всех сил.
21.02. В этот день я так сладко заснула, что, честно говоря, с
трудом заставила себя поехать в театр. А когда увидела, что спектакль «Буна» проходит в холле среди
непонятных ведер и почти в полной темноте, настроение упало окончательно. Пока
я не нашла себе свободный стул, сконцентрироваться было сложно. Но со временем
я начала все больше и больше вникать в происходящее и более того – мне стало нравиться.
Буна – так называт бабушку в буковинском селе. Удивительно, как без декораций и
костюмов актеры смогли передать такую мощную украинскую энергетику, разнообразие
диалекта, чувства и эмоции. Особенно меня поразило, когда я узнала, что
сценарий написала юная Вера Маковий
(которая тоже участвовала в спектакле). Это была ее первая пьеса. Удивительно,
как гармонично соединились в единое целое писательский талант девушки-драматурга
и постановочный талант режиссера Аркадия
Непыталюка.
Фестивальный день продолжился снова в ресторане «Paradise», где на сей раз были представлены «Монологи» («Молоток», «3:36»), а также читка пьесы «600 колибри», которая стала, пожалуй, гвоздем вечера. Написал ее
известный в херсонских кругах Евгений
Марковский, Аркадий Непыталюк
перевел на украинский язык. Читали частями – Евгений на русском, Аркадий на
украинском. Получилось очень интересно. В пьесе было показано, что из-за
некоторых зажиточных «богем», которые бесятся с жиру, за границей убивают
маленьких колибри, только для того, чтоб кто-то «при деньгах» мог посмаковать экзотическим
блюдом…
22.02. Состоялась читка пьесы «Товарищ Горх Фок», созданной в рамках украино-германского проекта
Центра им. Вс.Мейерхольда. За основу сценария легли интервью, взятые в Херсоне
и Штральзунде. Текст читали студенты факультета культуры и искусств ХГУ. В зале
присутствовали люди, чьи судьбы были связаны с «Товарищем», те, кто давал
интервью, жены моряков, которые работали на паруснике. И хотя это была всего на
всего читка, зрители были полны впечатлений и долго все обсуждали. Создалось 2
противоречивых мнения. Одни говорили, что формат читки как нельзя лучше
отображает данную тему. А другие были убеждены, что в таком случае спектакль
«не пойдет» дальше Херсона и если выставлять его на всеукраинский уровень, то
необходимо добавить яркий визуальный образ (для тех, кто, возможно, не знает о
таком паруснике, как «Товарищ»). Но все сошлись на том, что спектакль в любом
случае достоин внимания.
Завершил фестиваль самый интригующий спектакль,
исполненный в нетрадиционной манере – «Убить
пидара» (режиссер – Евгений
Марковский). Нетрадиционный, в первую очередь, своей сценой, роль которой
исполняла турецкая сауна гостиничного
комплекса «Фрегат». Кстати, это третья премьера (после спектаклей «Три Ницше» и
«Буна») лауреатов всеукраинского конкурса «Неделя актуальной пьесы». Попали
туда немногие – только те, кто не пожалел денег и раскошелился на билет.
Поэтому, был ли убит пи***, лично мне неизвестно.
Что можно сказать об итогах фестиваля? По словам
одного начинающего херсонского режиссера, чье имя я предпочту сохранить в
тайне, если хотя бы один спектакль зрителю понравился – значит фестиваль удался.
От себя хочу добавить, что провела 5 незабываемых дней, познакомилась с замечательными
людьми. Спасибо за это, «Лютий/Февраль»!
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.