"Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне" (Матфея 6:24).
УВАЖЕНИЕ К БОГУ
"если Я отец, то где почтение ко Мне?
Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, и говорите: "чем мы
бесславим Тебя?" - Тем, что говорите: "трапеза Господня не стоит
уважения". И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда
приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли
он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф. Итак
молитесь Богу, чтобы помиловал нас; а когда такое исходит из рук ваших, то
может ли Он милостиво принимать вас? говорит Господь Саваоф... Нет Моего
благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших не
благоугодно Мне!... Проклят лживый, у которого в стаде есть неиспорченный
самец, и он дал обет, а приносит в жертву Господу поврежденное: ибо Я Царь
великий, говорит Господь, и имя Мое страшно у народов!" (Малахия 1:6).
Что значит уважать Бога? Это
признать Его власть над тобой, позволить Ему говорить слово в твою жизнь,
соглашаться с Его волей и не творить себе других кумиров. "Никто не может служить двум господам: ибо или
одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о
другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне" (Матфея 6:24). Многие люди хотят жить по-своему, а Бога держать как будто
за пазухой. Так не выйдет. Бог - джентльмен. Он сказал: "Славы Моей не дам
иному" (Исаия 48:11).
Здесь компромиссов нет. Или ты в Его команде, или в другой. Или ты Его
уважаешь, или нет. Не получится жить по принципу "и вашим, и нашим",
по будням угождать мамоне, а по воскресеньям - замыливать Богу глаза в церкви.
В жизни должно наступить такое время, когда каждый из нас обязан взять
ответственность за все свои поступки, слова и решения. Это знак зрелости.
В народе есть такая
пословица: "Если тебе церковь не мать, то Бог не отец". Тут
существует определенная взаимосвязь. Действительно есть такая категория людей,
которые всячески пренебрегают церковью. Они позволяют себе ее обсуждать,
унижать, одновременно заявляя о том, что веруют в Бога. Что это за вера и в
какого Бога, если пренебрегается Его величайшая святыня на земле - церковь?
Отношение человека к церкви характеризует его отношение к Богу. Поэтому, к
сожалению, сегодня не малое количество таких людей обманывает самих себя и тех,
кто рядом с ними. "Эти люди чтут Меня устами своими, сердце же их далеко отстоит от
Меня!" (Матфея 15:8). Я хочу сейчас спросить Вас, дорогой
читатель:
"А насколько Ваше сердце
близко к Богу и почтительно к Его церкви"? Это не сложно будет проверить
следующим шагом. Премудрый Соломон сказал такие слова: "Чти Господа от имения
твоего и от начатков всех прибытков твоих" (Прит. 3:9). Чтить Бога
от своего имения и плодов - это значит отдавать Ему как минимум десятину от
своих доходов (заработка, пенсии) и урожая (от всего, что было вами посажено).
Должно быть отобрано всё наилучшее. Куда отдавать десятину? В церковь, членом
или прихожанином которой Вы являетесь. "Принесите же все десятины в дом
хранилища, чтобы в доме Моём была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит
Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас
благословения до избытка? Я
для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на
поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф. И блаженными называть
будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною..." (Малахия
3:10). Вот это один из очень
важных принципов уважения, которое должно быть доказано делом. Это хорошо -
ходить в церковь и слушать проповедь священника, но большим этого является
почитание, которое мы должны отдавать Богу. Без него все наши молитвы и все
другое ничего не стоят.
Уважение располагает сердце
Бога к проявлению милости. Если уважение возрастает - возрастает и
благословение, если уважение понижается - понижается и благословение. Насколько
мы будем уважать Бога, то настолько мы будем получать от Него здоровье, успех,
обеспечение, мудрость и прозорливость. Единственный способ сократить себе жизнь
- это потерять уважение.
Почет к Богу в одинаковой
мере будет проявляться с тем почетом, какой мы проявляем к своим родителям.
Если нет уважения к своим земным родителям, то не будет надлежащего уважения к
Богу. Существует важный компонент в
воспитании, который влияет на характер и образ Бога в сознании ребенка, - это
поведение родителей и их отношения с ребенком. Ребенок творит себе образ Бога,
в первую очередь, на основе людей. По большей части "образцами"
являются родители. Дети склонны проектировать черты своего отца, матери на
Бога. Вот почему очень важно учить детей сызмальства уважать своих родителей,
чтобы они умели уважать Бога и духовные ценности.
Уважение к родителям
Одной из наибольших
благодетелей всегда была, есть и будет любовь и уважение к родителям. "Почитай
отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь,
Бог твой, дает тебе!" (Исход 20:12). Это одна из десяти Божьих
заповедей, касающаяся семьи, ее внутреннего единения, то есть, почета. Для
выражения общности поколений Бог утверждал: "Почитай", - поскольку
семья является общностью между мужем и женой, родителями и детьми, целыми
поколениями. Почитай отца и мать, потому что они дали тебе жизнь, ввели в круг
человеческого существования: рода, культуры... Не возможно существование
почтения к другим людям, если в первую очередь оно не будет выявлено по
отношению к своим родителям. Чтобы полнее понять важность этой заповеди,
давайте обратим внимание на ее следствие: "...чтобы продлились дни твои на
земле...". Итак, уважение к
родителям имеет непосредственное влияние на долготу нашей жизни, а в общем,
можно сказать, на всю нашу судьбу: семью, карьеру, обеспечение, успешность,
наше окружение, отношение к себе и тому подобное. Когда Бог давал эту заповедь,
то не имел в виду, что ты будешь жить долго и в нищете. Он сказал: "Я
пришел, чтобы имели жизнь, и имели с избытком" (Ев.Иоанна 10:10).
"...злословящий отца или мать
смертью да умрет" (Матфея 15:4). "Глаз, насмехающийся над отцом и
пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы
орлиные!" (Притчи 30:17). Вот
какими могут быть последствия неуважения к родителям и высказывания в их адрес
любого оскорбления. Какими бы они не были, как бы они к нам не относились,
какой бы жизнью они не жили - они наши родители, которым мы обязаны отдать
причитающееся им. Их защищает библейский закон почитания. А сколько сегодня
можно слышать всяких ругательств, в которых употребляются слова
"отец" и "мать". С точки зрения Библии это приравнивается к
богохульству. Я советую каждому еще раз сделать анализ своей жизни на оценку
предмета уважения. Тут не стоит искать оправдания для себя, потому что
последствия чрезвычайно серьезны.
Быть хорошими детьми - значит
не допустить, чтобы старость отца и матери была отравлена твоим плохим
поведением. "Хорошие дети - спокойная старость, плохие дети - старость
превращается в ад", - гласит украинская народная мудрость. Помните: как
вы, дети, относитесь к своим отцу - матери, так и ваши дети будут относиться к
вам, когда вы станете отцами и матерями. "Без любви и преданности детей
отцовство превращается в горькое похмелье, конец которому приносит только
смерть", - запомни эти слова, которые народная легенда приписывает
великому украинскому мыслителю Григорию Сковороде.
Библия описывает нам одну
ситуацию о том, насколько важно уважать и проявлять заботу о своих родителях.
Когда Иисус Христос был распят, и в страшных болях, вися на кресте, Он увидел
рядом Свою мать и любимого ученика Иоанна. Невероятно тяжело представить себе
эту картину. Еле-еле говоря, Он обращается к этому ученику с такими словами: «Это
мать твоя, позаботься о ней. И с того времени Иоанн взял ее к себе».
Это событие учит нас еще одному из многих важных
принципов. А именно тому, что местом для жизни пожилых людей и присмотром за
ними в первую очередь должна быть и заниматься семья. А дома престарелых должны
функционировать только для тех, у кого вообще нет семьи или близкого им
опекуна. Позорно есть то, когда при живых и притом обеспеченных детях, их
родители живут в домах престарелых. Возможно, они там обеспечены всеми необходимыми
условиями, но они лишены наибольшего в жизни, чего ничем нельзя компенсировать,
это - уважения, благодарности и любви от своих детей.
Почему сегодня часто
появляется пренебрежение детей к родителям, отчужденность между ними? Потому
что нет надлежащего воспитания. Где сегодня наши дети проводят свое время? А
сердца тех же малых детей завоевывают другие идеи, другие принципы, другие
подходы к жизни, которые сегодня пропагандируются везде через Интернет,
телевидение, радио, газеты, журналы и улицу. Когда этот процесс теряет семья,
то результат не заставит себя ждать: дети станут непослушными родителям,
перестанут их уважать и найдут себе другие авторитеты, а то и вообще уйдут из
дома. Заботясь о будущем наших детей, мы
должны осознавать, что предпосылкой успешного воспитания является духовная
связь между поколениями. Поэтому, в семейной среде, прежде всего, должны
формироваться такие качества, как уважение к старшим, милосердие, доброта,
искренность.
Примеры из истории говорят
нам, что в Украине не только к отцу, матери, деду, бабе, а даже к подружке,
соседке обращались на "Вы". Во многих семьях был обычай
"отдавать челом", то есть целовать руку родителям и родственникам.
Сызмальства приучали детей молиться за родителей и за всю свою семью.
Проявлением уважительного отношения к старшим по возрасту было обращение на
"вы". Здороваясь, дети должны были кланяться. В народной педагогике
такое послушание и почитание базировались на убеждении, что в обществе
наибольшее уважение надо оказывать тому, кто имеет больший жизненный опыт.
Духовные ценности всегда
были, есть и будут оставаться важнейшим приоритетом в воспитании мировоззрения
человека. И только тогда, когда этот баланс нарушается, там наступает кризис,
который приводит к духовному, моральному, культурному, да и любому падению с
соответствующими его последствиями.
Уважение к женщине
Мужчины, уважайте своих жен.
Я хочу подчеркнуть слово своих, а не чужих. Смысл в том, что у мужчин нет
проблем с уважением к чужим женщинам. А со временем в супружеской жизни
возникает проблема уважения именно к своим женам. Посему в Библии по этому
поводу есть такое слово: "Мужья, обращайтесь благоразумно
с женами вашими, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как
сонаследницам благодатной жизни, чтобы не было вам препятствия в молитвах"
(1-е Петра 3:7). Тут ясно видно, что в семейных отношениях на мужа
возлагается большая ответственность. Если муж не будет уважать свою жену, то
его молитвы не будут услышаны Богом и будут оставлены без ответа. А это очень
опасно для семейного благополучия. Ведь муж в семье является священником,
который должен получать от Бога мудрость, направление, прозорливость, быть
покровителем для своей семьи. Когда этого нет, тогда семья находится в
опасности. Конечно, кто-то может сказать,
что легко мужу уважать жену тогда, когда она ему подчиняется. Так оно и есть. И
об этом также пишет Библия: "Жены, повинуйтесь своим мужьям"
(1-е Петра 3:1). Тут речь идет не о том, что жена должна быть рабыней
мужу. Ни в коем случае никто и никогда не давал мужу права довлеть над волей
своей жены. А потому повиновение, о котором пишется в Библии, - это никак не
унижение женского достоинства, а, наоборот, ее честь быть защищенной.
Повиновение - это признание авторитета или статуса своего мужа в роли ответственного.
Тут существует как бы замкнутый круг: повиновение с любовью порождает уважение,
и уважение является искренним тогда, когда есть повиновение. Хотя и в первом и
во втором слове из библейского письма нет никаких условий относительно того же
уважения и повиновения.
Еще одной из причин, почему
жена может потерять уважение к себе со стороны мужа - это ее попытка быть
равной в правах с ним. Борьба за равноправие лишает женщину мужской защиты и
делает ее уязвимой и незащищенной. Потому что, во-первых, тогда нарушаются
основные правила или основы, на которых строится семейный дом. "Христос
- глава всякому мужу, а жене глава - муж" (1-е Коринфянам 11:3). В
здоровом теле не может быть две головы. А, во-вторых, борясь за одинаковые
права, женщина должна осознавать, что тогда она обязана взять на себя равную
половину мужских обязанностей. Игра должна быть честной. А если женщина и на
самом деле исполняет мужские обязанности, то это ей не на пользу, потому что
тогда этот не женский труд истощает ее здоровье и лишает женственности.
Естественно, в жизни могут случиться такие обстоятельства, что придется
выполнять не то что половину, а все мужские обязанности, но я говорю именно о
том времени, когда безо всяких причин появляются такие себе женские прихоти или
капризы.
Есть еще одна, по моему
мнению, достойная внимания закономерность. Для мужа его половинка является не
только женой, но и матерью его детей (если в семье есть дети). И когда муж не
будет проявлять уважения к своей жене, то он равнозначно будет терять авторитет
в глазах своих детей, как тот, кто не уважает их мать. Это может даже привести
к серьезному конфликту между отцом и его детьми.
Наконец, говоря об уважении
мужчины к женщине, я хочу отметить, что эта воспитанность должна быть у каждого
мужчины, в независимости от любых обстоятельств жизни. Это особенно
подчеркивает его статус как мужчины, как мужа, и как отца.
Уважение к себе
У каждого, абсолютно у
каждого человека есть то, за что можно начать его уважать. Но сначала нужно
научиться уважать себя. Одна из наибольших Божьих заповедей говорит о том, что
нужно любить ближнего так, как самого себя. Это значит, что невозможно любить
ближнего, если, прежде всего, не будешь любить себя. Звучит это немного не по религиозному,
но зато по-библейски.
Что значит уважать себя? А
это заботиться о своем здоровье, следить за гигиеной тела, одеваться в чистую и
стильную одежду, уделять время собственному образованию и духовному обогащению,
заботиться о порядке и уюте в своем жилище и на рабочем месте и тому подобное.
Приведу несколько примеров: несоблюдение гигиены своего тела - это не только
пренебрежение к себе, но и неуважение к окружающим, будь то на работе, в
гостях, в церкви, где угодно. Кто-то,
будучи не дисциплинированным, - крадет у других их драгоценное время. Не
придерживаясь порядка на рабочем месте, вы проявляете неуважение к тем, кто
работает рядом. Употребление алкоголя, наркотиков, курение сигарет или же
неправильное питание - это также издевательство над своим здоровьем. Немало
есть таких, кому в их лексиконе недостает нормальных и вежливых слов.
Употребляя в разговоре такие недостойные или ругательные слова, тем самым
проявляете неуважение к собеседнику. Многим людям абсолютно нет дела до того,
чтобы говорить и обращать внимание на эти вещи. А безразличие, будь то по
отношению к себе, или к другим людям, является выраженной формой неуважения.
Уважение к сиротам и вдовам.
"Почитай вдовиц, истинных вдовиц"
(1-е Тимофею 5:3).
Вдова - это одинокая женщина,
потерявшая своего мужа по причине его смерти. Она потеряла своего защитника,
свою жизненную опору и оказалась наедине с собой в жизненной борьбе. Сирота -
это человек, который остался без своих родителей. Вдов и сирот - нужно уважать.
А это значит, что, когда нужно, то защищать и помогать. Прежде всего, хочу
отметить, что таких людей защищает Сам Бог. "Так
говорит Господь: производите суд и правду... сироту и вдову не обижайте и не
тесните..." (Иеремия 22:3). "Не передвигай межи давней и на поля
сирот не заходи" (Пр. 23:10). "Проклят, кто превратно судит
пришельца, сироту и вдову!" (Втор. 27:19). Это действительно очень серьезно. Тот, кто унижает, не
уважает, обворовывает и несправедливо судит таких людей, будет иметь дело с
самим Богом. А тот, кто их уважает, становится другом Богу.
Уважение к старшим людям.
"Пред лицом седого вставай и почитай
лице старца..." (Лев. 19:32).
Уважение к старшему поколению
является одним из основных принципов любого развитого и цивилизованного
государства. Мы должны поддерживать его каждый день. Я не имею в виду, что
нужно твердить своим родителям, бабушкам и дедушкам, что мы их уважаем, ведь
слова - это только слова. А слова надо подкреплять действиями. Но как же
доказать старшим, что мы их действительно уважаем? Очень ли это трудно? Много ли
усилий нужно приложить к этому? По моему мнению, это вовсе не трудно, и не
потребует почти никаких усилий. Совсем
немножко. Вовсе не трудно уступить место в трамвае или троллейбусе. Но это уже
и есть знак уважения к старшим. Постоять совсем не трудно, а вот бабушке
посидеть приятно будет. Этот поступок - мелочь, но он показывает, воспитан
человек, или нет. Парень, который петухом сидит в переполненном автобусе, а
рядом стоит уставшая бабушка, совсем не вызывает уважения. А иногда бывает и
так, что она просит его уступить место, а парень отказывает. Это, на мой
взгляд, уже совсем хамство!
Кроме этого, нужно всегда
быть вежливыми. Если хочется что-то попросить, надо сказать
"пожалуйста", а когда получаешь то, что хотел, надо поблагодарить.
Нельзя повышать голос на взрослых. Это будет просто неприлично. Мы не всегда
согласны с ними, но все же нужно сдерживаться. Если к тебе обращается кто-то из
взрослых, то всегда надо выслушать, не перебивая, а уже потом выражать свое
мнение. Потому что невежливо будет влезать, или, еще хуже, клянчить или
кричать. Если я не согласен с мнением старших, то говорю это спокойно, без
крика и шума. Хотя иногда так хочется
повыбрикивать, я пытаюсь сдерживаться. Неуважением также будет влезать в
разговор взрослых, а если все же очень хочется сказать что-то, нужно сначала
извиниться за вмешательство, а уже потом говорить. Существуют и другие правила,
касающиеся общения. К людям, которые занимают в твоей жизни разные места, надо
и обращаться по-разному. Все эти правила просты, и их не так уж и много, потому
я считаю, что именно так должен вести себя каждый.
Уважение к другим, чувство
такта - необходимое условие любых взаимоотношений.
Уважение - это не что-то
заумное и сложное, оно состоит из приветливости, воспитанности и других элементарных
навыков, свойственных многим, но часто не употребляемых из-за незнания, как же
именно их употреблять.
Давайте помнить, что в мире
всегда есть и будут люди старше нас - не только по возрасту, но и по моральному
богатству, жизненному опыту, праву на уважение. Будем же способны по-сыновьи
относиться к людям, которые являются нашими отцами и матерями.
Уважение к своему народу, языку и
государственным символам.
Воспитание гражданина должно
быть направлено на развитие патриотизма, национального самосознания,
духовности, нравственности, трудолюбия, справедливости, доброты, честности,
культуры поведения, культуры межэтнических отношений, политической культуры, на
формирование языковой культуры, бережного отношения к природе, уважения к
историческому прошлому, на воспитание уважения к Конституции Украины, Законам
Украины, государственной символике и тому подобное.
Без уважения в Родине,
готовности приумножать ее богатства, оберегать ее честь, свободу и
независимость, человек не может быть гражданином.
Такому принципу уважения нас
учит Евангелие - книга о Царстве Божьем. Именно оно воспитывает в человеке
великое чувство патриотизма. Исторические факты говорят нам о том, как миллионы
христиан, не изменяя своим убеждениям, смело шли на смерть. Это было не только
в прошлом, но есть и сегодня. Статистика доказывает, что за последние сто лет
отдало свою жизнь за веру в Бога больше людей, чем за все прошлые века вместе
взятые. Библия - живая и актуальная книга всех времён и поколений. Даже в годы советской власти работали институты, в
которых проводились исследования Библии с целью утверждения своей
коммунистической идеологии. Весь кодекс "Строителя коммунизма" - это,
так сказать, Библия в красном переплете только с изображением другого бога. Вот
почему эта идеология так глубоко укоренена.
Все христиане читают молитву
"Отче наш", в которой сказаны такие слова: "Да приидет Царствие
Твое, да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле...". Царство Божье -
это не только царство будущего, а реальное царство сегодня, в котором тоже есть
вся надлежащая атрибутика: конституция - Библия, герб - крест, действующие
духовные законы и институт власти. Ст. 1-ой книги Коринфянам 6:9-10
говорит: "Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не
обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни
мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники -
Царства Божия не наследуют". Тут идет речь не только о том, что
такие люди не могут быть гражданами Царства Божьего. Более того, за то, что они
позволяют себе презирать его законы, Конституцию, символику, священные таинства
- они попадают под действие статьи Закона жизни, которая лишает защиты от
проклятия (болезни, немощи, потери достатка, покоя и даже смерти). Уважение или
пренебрежение к Царству Божьему - это не шутки, а очень серьезные вещи.
Незнание этих законов не освобождает от ответственности. Бог милостив, но и
справедлив.
Анализируя сказанное, мы
смело можем сделать такой вывод: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи,
ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни
хищники и все те, кто так живет и поступает, не только не могут быть гражданами
Царства Божьего, но и не могут быть - гражданами Украины. Такими
поступками демонстрируется неуважение к царству, к народу, к стране. Как оно
есть сегодня, каждый читатель сам знает без моего комментария. Можно всячески
скрывать или оправдывать любые поступки, но никогда нельзя заглушить голос
своей совести. Это тот неподкупный и
самый справедливый судья, который до последней минуты жизни будет говорить
тебе, кто ты есть в действительности. А позже такие люди еще и услышат свой
приговор от Самого Бога на святом судилище: "Се, гряду скоро, и
возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и
Омега, Первый и Последний, начало и конец. Блаженны те, которые соблюдают
заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А
вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и
делающий неправду"
(Откровение 22:12-15).
Уважение к власти
"...царя чтите" (1-е Петра
13:17).
Очень прискорбно это констатировать, но сегодня потеря
всякого уважения уже стала национальной проблемой, о которой, как ни досадно это
говорить, никто еще не бьет в набат. Важным заданием любой власти является
ведение разумной политики для всестороннего развития своей страны. А в первую
очередь нужно заботиться о формировании правильного мировоззрения, которое
является основой всего остального. Исторические
записи из жизни украинского народа свидетельствуют об очень большом вкладе
здешней власти в воспитание духовных ценностей.
Я считаю необходимым
отметить, что, если в государстве не будут выставлены правильные приоритеты относительно
воспитания духовных ценностей, то никакие правящие законы не будут иметь силы.
Если не будет воспитания уважения к тому же закону, то не будет и его
исполнения. Если не будет воспитания уважения к власти, то не будет и
повиновения ей. К сожалению, сегодня есть немало тех же представителей власти,
которые своими действиями компрометируют самый институт власти, и тем самым
заставляют народ не уважать, а наоборот, - презирать. Таких людей нужно лишать
их статуса. Роль церкви в этом вопросе есть очень важной. Ее задание - молиться
Богу за власть и, тем самым, быть для нее светом. Через молитву церкви в
духовном мире происходит ее очистка. Создается такая атмосфера, в которой любое
преступление чиновника рано или поздно обнаружится, и ему придет замена. У
каждого есть своя роль. Кто-то молится, а через кого-то, под действием этой
молитвы, вершится правосудие.
Я хочу заострить внимание, в
первую очередь, каждого, кто называет себя христианином. Слово Божье пишет ясно
и без условий: "... чтите царя" (1-е Петра 13:17). Уважать
представителя власти (который выступает в образе царя) - это означает его не
унижать, не злословить, не проклинать... а, наоборот, молиться и благословлять
(говорить правильные, позитивные слова). Любое унижение и очернение, наоборот,
создают еще более благоприятную атмосферу для злоупотребления той же властью.
Здесь автоматически срабатывает действие духовного закона причины и следствия.
А в молитве и благословении есть огромная сила, способная вызывать любые
перемены. Вы должны понять, что, даже наихудшая, по вашему мнению, власть,
является властью, которая выполняет много позитивных функций, и за это
заслуживает уважения от вас. То, что мы часто называем безвластием, мы еще не
знаем, что такое безвластие. Сегодня достаточно посмотреть мировые новости, и
можно увидеть, каковы его последствия. А потому: "Заботьтесь о благосостоянии
города... и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет
мир" (Иеремия 29:7). Мы
должны заботиться об атмосфере спокойствия в своем крае, а не накалять ее. Если
мы, те, которые называют себя христианами, не будем об этом заботиться, то кто
тогда это сделает, кто возьмет ответственность? "Искал Я у них человека,
который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я
не погубил ее, но не нашел!" (Иезекииль 22:30). Кто откликнется на
призыв Божий? Вот тут и объяснение сказанного. Когда нет уважения - не будет
желания. А когда есть уважение, - то за него обязательно будет вознаграждение.
Уважение к меньшинствам.
Термин "ксенофобия", что в переводе с греческого означает
"страх перед чужестранцем" (от "ксен" - чужой и
"фобиа" - страх), из года в год приобретает все большую актуальность,
и время от времени этот страх приводит к новым и новым конфликтам. В эпоху глобализации
и стремительного развития коммуникаций возможность повысить взаимную
информированность о жизни разных, далеких одна от другой культур и народов,
стремительно растет благодаря масс-медиа. Однако, часто средства массовых
коммуникаций, вместо того, чтобы распространять толерантность, раздувают
межэтническую вражду, а порою даже откровенно провоцируют межнациональные
конфликты. Украинский философ Мирослав Попович отмечал по этому поводу, что
"этническая украинская ксенофобия является проблемой не для других
народов, а для украинцев, потому что именно их и унижает. Попытки унижения
поляков, евреев или татар, а то и призывы к их ликвидации как этнических
меньшинств от имени украинцев компрометируют не поляков, евреев или татар, а
украинцев". "Братство - слишком большое слово, и не стоит добиваться,
чтобы все люди были такими же близкими, как братья. [...] Там, где нельзя или
не следует быть братьями, необходимо искать другие формы солидарности. Такие
формы должны основываться на терпимости, консенсусе и толерантности".
В соответствии с положениями статьи 14 Европейской
конвенции по правам человека, осуществление изложенных в конвенции и протоколах
к ней прав и свобод должно обеспечиваться без какой-либо дискриминации "по
признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или других
убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к
национальным меньшинствам, имущественного состояния, рождения или других
обстоятельств".
Уважение к труду
"И взял Господь Бог человека, и поселил
его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его" (Бытие 2:15).
Эдемский сад выглядел
непревзойденно с точки зрения ландшафтного дизайна. Все деревья, цветы, трава
были в идеальном состоянии. А Бог говорит человеку: "работай здесь,
обрабатывай его, присматривай за ним". Возникает вопрос: а что нужно было
Адаму делать в Эдемском саду, когда там все было только что сотворённым и имело
абсолютно совершенный вид?
Бог наделил человека
способностью работать. Работать для того, чтобы реализовать себя, свои таланты,
высвободить свой потенциал. Только через
труд человек сам может узнать, на что он способен, какие у него дары и какова
мера его возможностей. Труд облагораживает и увековечивает человека, строит его
авторитет, определяет его место и роль в обществе. Труд - это, так сказать,
дипломная работа для защиты высокого призвания быть и называться человеком.
Каждый труд отождествляет
себя с чьей-то личностью потому, что он является продуктом ее характера,
мировоззрения и призвания. Все, что окружает нас, - это результат чьего-то
труда: дома, цветники, автомобили, предметы быта, сады, книги, произведения
искусства, облагороженные села и города и так далее. Что-то создал Бог, а
что-то сделал человек. А, следовательно, уважая труд, мы уважаем его Творца и
исполнителя и наоборот. Представьте себе, что одним движением руки можно
сломать ствол декоративного деревца или цветочный вазон, на ухаживание за
которыми было потрачено 10-15 лет чьего-то труда. Так легкомысленно можно лишь
за несколько секунд или минут уничтожить результат чьего-то 50-летнего труда.
Есть произведения искусства, даже на сохранение которых был потрачен труд сотен
людей не одного поколения. Представляете,
насколько наша жизнь была бы богатой сегодня, если бы люди не уничтожали (не
презирали) чьего-то труда, а, наоборот, уважали его.
Уважение к природе
"И сказал Бог: да
произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по
роду своему плод, в котором семя его на земле... И произрастил Господь Бог из
земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи..." (Бытие 1:11,
2:9).
Заметим то, что Бог создал
весь естественный мир привлекательным на вид. Каждое дерево имело свою форму,
дизайн и красоту. Лишь после того, как человек разорвал свои взаимоотношения с
Творцом, не выполнил Его условий, - вся эта естественная красота начала пропадать
и уничтожаться. Ведь человек и природа - понятия взаимосвязанные и
взаимозависимые. Создавая угрозу природе, мы угрожаем самим себе.
В. Сухомлинский писал по
этому поводу: "Понятие "природа" - единое целое. В этом своя
гармония и постоянство, взаимосвязи и зависимости; она - источник существования
и суть существования, она едина и неразрывна с человеком. Каждый из нас -
природа, ставшая человеком. Человек до
тех пор могуч и непобедим, пока он верен законам природы - познанным и
непознанным, не им установленным... Активно влиять на природу, но оставаться ее
сыном, быть венцом ее творения и властителем ее сил, по-сыновнему бережно
относиться к ней - вот какую позицию нам надо занимать в процессе
взаимодействия с природой...".
Все мы должны не просто
видеть красоту цветка, отдельного дерева или куста, не только любоваться
живописными пейзажами, но и быть способными чувствовать боль каждой сломанной
ветки, изломанного куста, искренне желать помочь им.
К сожалению, мы ведем себя на
родной земле, как завоеватели и плохие квартиранты, а не как заботливые
хозяева. Слишком укоренились такие опасные девизы: "Моя хата с краю",
"После нас хоть потоп", "На наш век хватит", "После
нас хоть трава не расти". Поэтому часто и в прямом, и в переносном смысле
трава после нас не растет. Вместо добрых всходов щедро прорастает сорняк
безразличия, жестокости, бескультурья, неуважения к Земле-матушке, к родному
народу, Родине. Загрязнение воздуха,
воды, земли в результате бездумной хозяйственной деятельности, в погоне за выполнением
планов, получением премий, обогащением любой ценой неблагоприятно влияет на
условия жизни и здоровье населения.
Любовь и уважение к природе
следует воспитывать с раннего детства. Детей, которые не умеют еще ходить, -
нужно почаще выносить на свежий воздух, чтобы они могли видеть родное небо,
деревья, цветы, разных животных. Все это остается в детской душе, озаренное
чувствами радости, и заложит основы любви к родной природе. Воспитанные в
уважении юные граждане Украины, которые будут жить в третьем тысячелетии,
должны быть лишены жестокости, корыстолюбия, должны осознавать, что святая
обязанность каждого - не нанести вреда живому миру и, тем самым, уважать его
Творца.
Гостеприимство - это проявление
уважения.
"А входя в дом, приветствуйте его, говоря:
мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не
будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. А если кто не примет вас и не
послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от
ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в
день суда, нежели городу тому" (Матфея 10:12-15).
Гостеприимство или не
гостеприимство также имеют свое вознаграждение. И то, и другое не бывают
бесследными. Проявленное гостеприимство всегда возвращается большим
благословением к тому, кто его проявляет. Каждый раз Божий мир, покой, уют
приходят на это жилище. Ведь в гостеприимстве проявляется уважение к гостю.
Конечно, гости бывают разными, но смысл самого принципа в том, гостеприимно ли
ваше сердце. Потому что можно и принять гостей, но в сердце быть недовольным,
не гостеприимным. "Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота" (1-е Петра
4:9). " Ревнуйте о странноприимстве" (Римлянам 12:13). Слово
Божье понятно учит нас тому, чтобы мы были всегда готовы проявить
гостеприимство, радели о нем, имели необходимые вещи для приема гостей, учились
соответствующего этикету... В гостеприимстве всегда есть приобретение. Я смело
могу сказать о том, сколь многое одни люди теряют в своей жизни, не проявляя гостеприимства,
а другие приобретают - проявляя его. Хочу напомнить одну очень интересную
библейскую историю, описанную в книге Бытие 19 глава. Там рассказывается о
Лоте, который проявил гостеприимство к трем чужестранцам, которые, как
оказалось позже, были ангелами. Именно благодаря им он спас всю свою семью от
суда, который учинил Бог над Содомом и Гоморрой. А если бы Лот не проявил этого
гостеприимства, то что было бы с ним и его семьей? Бог часто хочет давать
ответы на наши нужды через посторонних людей, но мы их можем не получать из-за
отсутствия гостеприимства. Через уважение к другим мы получаем новые
возможности, предложения, открываем для себя пространство.
Гостеприимство - это большое
проявление уважения, которое свидетельствует о наличии таких черт человеческого
достоинства, как воспитанность, толерантность, готовность оказать помощь и тому
подобное. Часто бывает так, что одно наше личное проявленное гостеприимство к
кому-то может собой охарактеризовать всех жителей села, города, или даже всего народа.
Закон любви - это уважение.
А любить без уважения просто невозможно.
Поэтому, чтобы полюбить кого-то, нужно сначала начать уважать этого человека.
Не существует любви без уважения. Такие чувства можно назвать только похотью,
которая приводит к насилию или завладением чужой собственностью.
Там, где нет уважения, - там
нет защиты. Уважение обеспечивает гарантией защиты. Другими словами это можно
сказать так: "Когда я тебя уважаю, то я дорожу тобой и всем тем, чем ты
владеешь. Я не предам тебя, я не использую тебя, я не постыжу тебя. Ты можешь
рассчитывать на меня...". Когда
парень по-настоящему любит девушку, то он будет защищать ее невинность, ее
девичью чистоту. Он никогда не будет склонять ее к сексуальному удовольствию.
Потому что в настоящей любви есть уважение, которое создает защиту. То же самое
можно сказать и об обычной дружбе или о партнерских отношениях. Если в
определенных взаимоотношениях кем-то нарушается уважение, то от такого человека
следует ожидать в лучшем случае разрыва тех отношений, а в худшем -
предательства.
Награда за уважение.
Настоящее уважение всегда
получает награду за ту цену, которая платится при его проявлении.
Почему я сказал настоящее?
Потому что уважение может быть не настоящим. Отношение к человеку, которое снаружи
похоже на уважение, но построено к нему из-за страха, или ради выгоды, или же
из-за терпения, не является уважением. Терпение и уважение - это почти
противоположные понятия: одно дело уважать человека, и совсем другое - терпеть
его. Настоящее уважение всегда основывается на искренности и доверии.
Я хочу для вас открыть тут
еще один духовный закон причины и следствия, который срабатывает при уважении.
Если вы проявляете уважение к человеку, то взамен от него вы получите
благодарность или вознаграждение тем даром, какой он имеет от Бога. У каждого
человека есть Богом данный ему какой-то дар или талант. Если хочешь, чтобы люди
помогали тебе - искренне уважай их. Да, не все они идеальны, но найди в них то,
за что их можно уважать. Перестань критиковать, злословить, ненавидеть,
унижать... Потому что то же самое получишь в ответ, только в больших размерах.
Посеешь что-то плохое, недоброе - такое же и соберешь. Это будут горькие плоды
с твоей жизненной нивы. Нередко можно видеть, что к человеку, который кому-то
желает зла, сквернословит, обманывает, очень плохо относятся окружающие. И
наоборот. Когда человек искренен, доброжелателен, учтив - то он со своей нивы
пожинает взаимность и почет от других. Добро порождает добро, а зло разъединяет
людей, разрушает их души. А потому всем нам нужно задуматься, чем же засевать
свою ниву, чтобы пожинать добрые плоды.
Сегодня есть много таких,
которые плачутся всем, что их не любят, не понимают, не обращают на них
внимания, не хотят с ними дружить и так далее. Нужно перестать плакать и
сетовать, а начать уважать тех людей, от которых тебе хочется получить внимание
или помощь. Если хочешь иметь добрые отношения со своим начальником - уважай
его. Если хочешь получать от своего мужа или жены внимание - начни уважать его
или ее.
Уважение всегда имеет большую
ценность. Заплаченная цена за его проявление - определяет размер награды.
Уважение заслуживается.
Каждый человек достоин того,
чтобы, как минимум, его уважали за то, что он человек. Но величина уважения
возрастает только при определенных заслугах. Хочешь иметь больше уважения -
живи, работай и поступай так, чтобы его заслужить. Нельзя заставить кого-то
тебя уважать. Люди могут быть послушными и делать определенные вещи из-за
страха, но без уважения. В глаза улыбаться, а в кармане показывать фигу.
Уважение нужно заработать. Наилучший
способ добиться уважения - это самореализоваться, достичь чего-то в жизни,
получить хороший жизненный опыт, быть человеком дела. Когда другие люди, как
говорят, без слов будут склонять перед вами голову - это наилучший знак вашего
заработанного уважения.
Наиболее удачное объяснение
этого принципа - как заслуживается уважение - мы можем прочитать в речи Матери
Терезы: "Люди часто бывают неразумными, нелогичными и эгоцентрическими.
Все равно прощай их. Если ты добрый, люди могут обвинить тебя в эгоистичных и
скрытых мотивах. Все равно будь добрым. Если ты добьешься успеха, то получишь
нескольких фальшивых друзей и нескольких настоящих врагов. Все равно добивайся
успеха. Если ты честный и искренний, люди могут тебя обмануть. Все равно будь
честным и искренним. То, на строительство чего ты потратил годы, кто-то может
разрушить за одно мгновение. Все равно строй. Если ты обретаешь душевное
равновесие и счастье, то к тебе будут чувствовать ревность. Все равно будь
счастливым. Добро, которое ты сделал сегодня, люди часто забывают завтра. Все
равно делай добро».
Уважение - это чувство
благосклонного отношения, почитания, которое во многих случаях основывается на
признании заслуг и высоких позитивных качеств.
Не злоупотребляйте уважением.
Как-то, путешествуя по Индии,
я обратил внимание на то, что индусы относятся с огромным уважением, как они
говорят, к белым людям. Белый человек для большинства из них - как будто некое
божество. Он может везде зайти и, что захочет, сфотографировать. Для них
немалая радость почувствовать твой встречный взгляд или побыть рядом. При входе
в магазин или ресторан они всегда склоняют голову, говоря по-английски:
"Ес, сэр", а по-нашему это "Да, господин". Чувствуя такое
большое уважение со стороны этих людей, я сразу же почувствовал ответственность
за то, чтобы не переступить грань злоупотребления. Я скажу, что очень легко можно
начать злоупотреблять уважением: что-то выпросить, пожелать запрещенного, зайти
на чужую территорию, нарушить чьи-то права и так далее. Как только ты начнешь
использовать уважение ради своего удовольствия или наживы - ты сразу же
начинаешь его очень быстро терять. Свой авторитет нужно добывать годами, но
потерять его можно за несколько минут. "Доброе имя лучше дорогой масти"
(Екклесиаст 7:1). "Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава
лучше серебра и золота" (Притчи 22:1).
Берегите заработанное
уважение больше, нежели вы могли бы
беречь золото или бриллианты. Потому что существует такой принцип, когда
уважение теряется первый раз, то это может быть навсегда. А в лучшем варианте
придется опять потратить куда больше времени и ресурсов. Кто знает, хватит ли
жизни на такие эксперименты?
Автор: доктор Владимир Андрощук
Сайт: heavens.com.ua
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.