Среди потока современной художественной литературы нелегко встретить по-настоящему глубокое произведение, способное вызвать мощный отклик в душе, повлиять на восприятие мира.
Переосмысление отдается на откуп аналитикам и
кофейно-рюмочным посиделкам, где ваша собственная мысль – всего лишь очередная
строчка в бесконечном чате.
В этой связи книга современного украинского автора
Валентина Бадрака «Чистилище» произвела на меня неизгладимое впечатление
невероятной выпуклостью образов и ассоциаций, какой-то отчаянной плотностью
затронутой проблематики. Как антивещество, песчинка которого весит как
многотонная базальтовая глыба. Но главное, конечно же, своим глубоким
внутренним смыслом, изложенным с предельной откровенностью человека, стоявшего
на грани жизни и смерти, и сумевшего выбраться из тяжелой ситуации и найти свой
путь.
Вообще надо обладать определенной смелостью и
внутренней закалкой, чтобы выпустить в
свет прозу такого формата.
Казалось бы, что такого необычного можно преподать в
истории молодого человека, который успел выскочить на пик карьеры, познать все
пороки жизни, но затем попал в аварию, оказался прикованным к постели и начал
думать о смысле жизни? Хорошая фабула
для телесериала или ток-шоу, слезодавилка для домохозяек и экзальтированных
дамочек, мечтающих встретить в больнице принца на белой качалке. Как бы не так!
Автору «Чистилища» оказались чужды подобные
варианты. Он выбирает путь хирургического самопознания, путь доктора-воина,
который готов отрезать ногу вместе с гангреной, а голову – вместе с губительной
программой, если потребуется.
Власть, секс, любовь, наркотики, бизнес, отношения с
родителями и друзьями. Все значимые сферы нашей жизни в равной степени
выставлены в романе на плаху переоценки, переосмысления их настоящей роли в
процессе становления и самореализации человека. Причем действие сюжета, эпизоды
и события романа происходят в современной украинской реальности, что придает им
эффект близости к читателю, ощущение подлинной, не притянутой за уши,
актуальности.
Практически невозможно отделить реальный,
собственный опыт писателя от творческих фантазий, сновидений, мысленных
рефлексий единого информационного поля, в которое погружался автор при создании
своего труда.
Стоит ли ассоциировать историю героя с личной историей, жизненной драмой автора? В
буквальном смысле нет. Скорее образ главного героя Кирилла Лантарова собрал в
себе все то, что Валентин Бадрак
накопил в своем уме, на своем «жестком диске» и что эмоционально ему близко и
соотносится с его переживаниями.
Вообще, эмоции как таковые в «Чистилище» - это отдельный художественный язык, особый ключ,
благодаря которому художник открывает двери в неизведанное. Облекаясь в
словесную форму, эмоции, насколько это возможно посредством ярких эпитетов и
неожиданных метафор, ползут по всем граням сюжета, залазят во все щелки и
укромные уголки, свисают гроздьями с
потолка, заставляя читателя все время быть в тонусе, работать с ассоциативным
восприятием и выстраивать собственную картину бытия.
Сексуальная энергия, ее проявления и выражения, влияние
на человека проходит через все повествование красной нитью. Величайшая загадка
природы, табу всех времен, сокровенное и постыдное, манящее и разрушительное,
возвышающее и очищающее… Исходная точка, код земного бытия, который движет
людскими мотивами, войнами, открытиями, желанием славы и богатства, движет
самой энергией жизни и смерти.
Сексуальная энергия и любовь, как они соотносятся
друг с другом, что первично, а что вторично, что вытекает одно из другого, и
где место, какова роль в этом водовороте самого человека?
Писателю удалось пройти по тонкой грани
откровенности и реалистичности, сохранив прозрачный занавес, скрывающий
вульгарные детали и телесные подробности. Но самое важное, что однозначного
ответа на «зачем» и «почему» читатель в книге вряд ли найдет. Зато получит
массу пищи для ума и деталей для собственного исследования.
Да,
это не роман для отдыха, не чтиво для отвлечения от повседневных забот. Это –
серьезная, кропотливая работа для ума, снабженная эмоциональным ускорителем для
лучшего восприятия.
Богатая эрудиция и разносторонний интеллектуальный
багаж позволяет Валентину Бадраку на
всех этапах повествования ненавязчиво вплетать в ткань сюжета мировой
философский, духовный опыт, подходящий к
текущему моменту. Скажем так, в своих исканиях он опирается на тысячелетнюю
традицию человеческого самоизучения, опыт
раскрытия заложенного в нас потенциала, сотканный из тезисов великих
мастеров прошлого.
Прием, когда более молодой и безрассудный, но ищущий
смыслы герой, сталкивается с мудрецом, познавшим жизнь, в литературе далеко не
нов. Многие древние притчи построены по этому принципу. Как и романы одного из
любимых писателей автора Карлоса Кастанеды. Этот прием, позволяющий ненавязчиво
поднимать глобальные темы, вести дискуссию и находить ответы на самые важные
вопросы, использован и в конструкции «Чистилища».
Оказавшись на грани жизни и смерти, Кирилл Лантаров
подобно юному Карлитосу, попавшему под влияние индейского мага Дона Хуана, пребывает
в замешательстве, когда рушится привычная картина его мира. В диалогах с
неожиданным другом, сопалатником Шурой «украинский пациент» проходит, проживает в своем восприятии
основные законы жизни, кармы, причинно-следственных связей и меняющейся
реальности. В результате у героя происходит так называемый «перепросмотр»
своего жизненного пути, начиная с раннего детства и заканчивая текущей
ситуацией.
Главный герой отчаянно сопротивляется и спорит со
своим духовным наставником. В их
диалогах раскрываются причины, по которым современный человек с самого
рождения неизбежно попадает в круговорот навязанных смыслов, ложных идей,
«единственно верных» принципов. Найти себя, свою самоидентичность, открыть свое
истинное предназначение – возможно ли
такое вообще, если вся попсовая культура, весь уклад окружающей жизни заточены
под то, чтобы загнать «члена общества» в ячейку, подчинить его регламенту,
забить его матрицу ложными целями? Автор стремиться убедить читателя, что
трансформация личности по силам каждому, если суметь заглянуть себе в душу и
поставить правильную цель.
Не
всегда то, что мы видим или слышим, соответствует действительному положению
вещей. Представь себе глаз, который все видит, но не может заглянуть внутрь
себя и понять свое собственное устройство… говорит
Шура Кириллу в самом начале знакомства, тем самым задавая общий алгоритм
будущих исканий.
С другой стороны, вырываясь из оков предопределенности, сможет ли молодой человек
отыскать среди множества ярких хай-веев именно свою дорожку? Ведь гораздо легче
и проще скатиться со скользкой горки в липкое болото пороков и страстей, из
которого уже невозможно выбраться…
Можешь
не верить, но попробуй хотя бы несколько дней правильно думать и говорить – то
есть с позитивом в отношении себя и окружающих. Не проклинай и не ругай себя,
да и других тоже. И увидишь, как все начнет меняться вокруг. Разве ты не
знаешь, что мысли материализуются? Будешь думать, что ты несчастный – таким и
будешь. Будешь думать, что счастливый, успешный и здоровый – будешь таким, и
все будет получаться. А недуг – это для всего организма, и для сознания в том
числе, отличный способ очищения. Ну, как клизма. Приблизительно,
- дает Шура установку своему подопечному, тем самым зарождая базис для изменения
его жизни.
Людям, которые не признают законов кармы и не готовы
брать на себя ответственность за свою жизнь, будет непросто настроить
восприятие на волну автора.
На риторический вопрос Кирилла, все существо
которого сопротивляется неизбежности кармических законов, неумолимости расплаты
за собственные ошибки
–
А как же война? А когда страдают случайные жертвы?
ШУРА отвечает: –
Случайностей в этом мире не бывает. Из-за своего невежества или отказа от
личной ответственности, люди позволяют втянуть себя в пространство
самоуничтожающих вибраций. Мудрость бытия подсказывает, что причиной любых
страданий является непонимание законов мироздания, а не какое-то мифическое зло
и чье-то проклятие. Тем самым давая понять, что люди сами виноваты в своих
бедах и проблемах, даже если причина не видна или кажется несправедливой, или абсурдной.
Необходимость
ломать стереотипы и паттерны сознания – самое болезненное, что может случиться с человеком. Но, вместе с тем и
самое важное, самое ценное, что может с ним произойти. Даже оказавшись на самом
дне, познав глубину падения, можно начать все сначала и создать вокруг себя
другую, новую, счастливую и гармоничную реальность.
–
Вера сама по себе не является целью. Вера только тогда является ценностью,
когда она выступает основой, на которую ты будешь опираться, чтобы что-то
сделать, – говорит Шура Лантарову.
Исцеление
души и обретение смысла жизни заложены в любви и прощении. К этому выводу автор
подводит читателя в самом конце пути героя. Давая тем самым начало, основу для
собственной исходной точки читателя.
А йога, духовные практики, правильный образ жизни –
все эти составляющие подлинной трансформации органично вплетаются в сюжет и
раскрывают истинный смысл авторского месседжа современному человеку.
–
Каждая, отдельно взятая практика не принесет феерического эффекта, они ценны,
когда используются в комплексе, вместе с другими, не менее ценными вещами.
Вместе с физическими и дыхательными упражнениями, правильным питанием это будет
называться образом жизни. За изменением же образа жизни неминуемо последует
фундаментальный сдвиг сознания. И человек, ставший на такой путь, меняется незаметно,
но основательно. Нужны воля и терпение, которых обычно людям не хватает,
– выводит свою философию учитель Кирилла.
Автор
вынуждает читателя быть не просто сторонним наблюдателем, но делает его
полноправным участником удивительного эксперимента по перерождению личности,
подводя к необходимости сделать свой собственный выбор.
Наверное, поэтому роман «Чистилище» не просто книга с философским подтекстом. Это -
публичная исповедь. Исповедь не только за себя, но и за окружающее живое пространство, за своих родных, друзей, за
все, что ему дорого и что составляет его
реальность. Исповедь не в назидание, но с верой в человека, в его
талант, в его способности достичь невозможного, стоит лишь по-настоящему
захотеть! Наконец, исповедь с верой в
неизбежность счастья в судьбе каждого, главное не сопротивляться его проявлению
и помочь волнам гармонии найти путь к
сердцу.
Книга
Валентина Бадрака, я верю, способна очень многое дать вдумчивому читателю, а
возможно, изменить всю его жизнь. Не верите? Тогда прочитайте «Чистилище» и возможно, мир
откроется для вас в совсем другом обличье!)
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.