Намедни журнал «Антиквар» совместно с Булгаковским книжным клубом собрал под одной крышей цвет столичного «киевознания» на творческую вечеринку под названием
Киевские
страницы „Антиквара“: О прошлом для будущего».
Небольшое
пространство книжного клуба не смогло вместить всех желающих, а потому встречу
перенесли в самый большой зал музея М. Булгакова.
Редко
в одном помещении можно встретить таких именитых историков и киевоведов, как
Михаил Кальницкий, Виктор Киркевич, Станислав Цалик, Алексей Зотиков,
Владислава Осьмак, Татьяна Низамова и др. Это те люди, благодаря которым
оживает удивительная душа Киева, а история его жителей, его памятников, домов и
улиц сохраняется для потомков.
Чисто по-булгаковски
Встречу,
которая, несомненно, запомнилась всем её участникам, на правах организатора
открыла и вела главный редактор журнала
«Антиквар» Анна Шерман:
«Очень
символично, что мы собрались именно здесь, в музее Михаила Булгакова, на
Андреевском спуске. Ведь наш журнал во многом формируется по мистическому
принципу расширяющегося пространства и каждый наш номер, как знаменитая
булгаковская квартира из "Мастера и Маргариты" и как сам булгаковский
музей, разрастается в разных направлениях и многообразии культурных тем.
В
первую очередь, хочу поблагодарить основателя книжного клуба Елену Насырову,
директора музея Людмилу Губианури за гостеприимство и этим открыть наш вечер
обмена воспоминаниями, наработками, планами и задумками.
Как можно понять из темы нашего заседания
„Киевские страницы «Антиквара»: О прошлом для будущего“, сегодня хотелось бы
поговорить о роли нашего журнала в изучении и сохранении культурного наследия
города и о том, как наше издание будет развиваться в ближайшее время.
Многие из вас знают „Антиквар“ фактически со
дня его основания и выхода первого номера в ноябре 2006-го. В следующем году мы
отметим 10-летний юбилей. А учитывая те сдвиги, которые произошли в Украине, и
те новые вопросы, которые ставит перед нами жизнь, мы не можем оставаться в
стороне от исторических процессов, и хотим принимать активное участие в
формировании культурного пространства — как Киева, так и страны в целом. Тем
более, что знания и опыт, которые мы накопили, а также авторский потенциал и
уровень экспертной среды, которую нам удалось привлечь к созданию журнала,
позволяют ему стать чем-то большим, нежели просто изданием о коллекционировании
— ведущей площадкой для определения векторов культурного развития».
Людмила Губианури, директор музея
М. Булгакова:
«Наши
задачи совпадают с целями журнала „Антиквар“. Как музей мы начинали с
популяризации творчества Михаила Булгакова, но со временем расширяли тематику,
открывали новые направления и реализовывали проекты широкой направленности.
Теперь мы работаем как открытая культурная площадка для воплощения творческих
идей. В частности, попытались в нашем Булгаковском книжном клубе вернуть то
ускользающее ощущение „книги в доме“, когда процесс чтения превращался в некое
действо, таинство. Так что мы с журналом почти что родственники. Желаю вам процветания,
и хотелось бы видеть на ваших страницах постоянную рубрику о жизни музеев».
Городу и человеку
Анна Шерман: «Мы собрали друзей, единомышленников,
представителей СМИ и всех неравнодушных к судьбе культурного наследия Киева,
чтобы рассказать об интереснейших материалах, опубликованных за девять лет в
специальных — „киевских“ выпусках журнала. Это номера о том, как памятники
архитектуры, предметы искусства и коллекционирования создают контекст и
атмосферу дня сегодняшнего, как благодаря журнальному тексту оживают сюжеты
нашей истории, проясняется смысл событий и начинает звучать „мелодия города“.
И действительно, если проследить хронологию
выпусков „Антиквара“, то можно увидеть, как сквозь все темы и направления
красной нитью проходила судьба Киева и его культурного наследия. Образ города
проступал со страниц журнала то веселой усмешкой, то печальной и улыбкой
мудреца, знающего о жизни все. И тем не менее, среди всех номеров особо
выделяются именно „киевские“, где нашему городу уделено больше внимания, где
раскрывается определенная тема, связанная с его историей».
От
номера к номеру
Большинство
«киевских номеров» уже раритеты, за которыми охотятся коллекционеры и
библиофилы.
В частности, номер за май 2010 года «Город как
коллекция», где киевская тема предстала в многообразии направлений
коллекционирования: киевское фото, киевское серебро, киевский фарфор, киевское
кино и т. п.
Большой интерес для любителей киевской старины
представляют номера, подготовленные совместно с меценатом и коллекционером
Алексеем Шереметьевым, собравшим уникальную сфрагистическую коллекцию и
бесценные материалы по истории Украины.
Майский
выпуск 2014 года оказался и вовсе пронзительно актуальным. Он был посвящен
памятникам военной истории Киева. Не уходя от заявленной темы, от объектов
истории и культуры, его авторам удалось живо «отрефлексировать» современную
ситуацию — начало боевых действий на Донбассе, что само по себе является
исключительным явлением для изданий подобного плана.
Настоящий
ажиотаж вызвал номер за июль-август 2014 года, посвященный летним резиденциям и
дачам в окрестностях Киева. «Мир хижин и дворцов» предстал во всем своем
многообразии, «зацепив» очень многих людей и вызвав большой резонанс. Ведь в
литературной, художественной и артистической среде отдых на старых дачах и
базах в пригороде — с пленэрами, посиделками на верандах либо у костра на
берегу Днепра — имеет давние традиции. И каждый нашел в этом журнале что-то
свое, увидел кусочек собственной жизни, собственной истории.
Абсолютным
раритетом уже стал так называемый Терещенковский номер, посвященный наследию
знаменитой семьи киевских коллекционеров, меценатов и «отцов города».
«Терещенкоград» — именно так называется топовая статья выпуска, написанная С.
Цаликом, из которой мы узнаём, как стараниями этой выдающейся киевской семьи
формировался архитектурный облик Киева рубежа XIX–XX веков.
Пристального
внимания в контексте киевской тематики заслуживают выпуск, посвященный
городскому пейзажу в живописи, и номер «Гений места», где опубликована статья
уже покойного коллекционера Игоря Дыченко о киевской художнице Галине
Григорьевой, материалы о выставочной деятельности Александра Мурашко,
утраченной коллекции Павла Потоцкого. Невозможно пройти мимо обширного эссе о
Тонино Гуэрре, не упомянуть о его дружбе с выдающимся режиссером и художником
Сергеем Параджановым, творчество которого неразрывно связано с Киевом. Очень
интересен размещенный в этом же номере очерк о легендарном художнике-оформителе
Евгении Шереметьеве, авторе удивительно красивых и изобретательных витрин
киевского ЦУМа 60–70-х годов. Материалы для этой публикации собирались по
крупицам, «а буквально за день до нашей встречи, совершенно случайно удалось
обнаружить целых три первоклассных изображения шереметьевских витрин!», —
сообщила Анна Шерман, завершая обширный экскурс в историю «Антиквара». И
передала эстафету заявленным хедлайнерам вечера, каждый из которых способен в
одиночку собрать многочисленную аудиторию любителей киевской старины.
Что предсказал польский писатель:
альтернативная история Киева
Первым держал слово
Станислав Цалик, автор интереснейших книг, статей и
авторских экскурсий, всегда готовый удивить слушателя и читателя
неизвестными и любопытными фактами:
«Все
мы знаем Киев уходящий — тот, который пытаемся сохранить для будущих поколений.
Но есть и другой Киев — город, которого мы так и не увидели. Я имею в виду
обширный пласт некогда существовавших проектов, которые по тем или иным
причинам не были реализованы. Можно было бы составить целую виртуальную карту
несуществующих памятников и не построенных объектов и даже посвятить им один из
ближайших номеров журнала…»
«Кстати,
Киев оказался единственным городом в Советском Союзе, где стоял памятник
Троцкому, но не было памятника Сталину. Это беспрецедентный случай! — подхватил
тему коллеги еще один легендарный
историк, киевовед Виктор Киркевич. — Помните, был такой лозунг: „Убирая
памятники, оставляйте постаменты!“. Я бы посоветовал взять его на вооружение
всем властям», — пошутил В. Киркевич, намекая на чехарду со сменой монументов,
продолжающуюся уже многих лет. И почти всерьез добавил, что о европейском пути
развития Украины говорят все, но реально оказался в Европе только журнал
«Антиквар».
Ну,
а Станислав Цалик продолжил свой
рассказ, поведав абсолютно сногсшибательную историю! Не так давно, работая в
Польше, он обнаружил в библиотеке книгу писателя Михаила Палия из Жешува
«Страна голубых орхидей», изданную в 1932 году в тогдашнем польском Львове.
«Эта
книга, по жанру фантастический детектив, по сути является альтернативной
историей Украины, эдаким пророчеством-предсказанием иного пути развития страны.
Из текста становится ясно, что главный герой — журналист, в начале 1930-х живет
в независимой Украине со столицей в Киеве (в то время столица была в Харькове).
Страной правит гетман, есть парламент, называемый Верховной Радой. Герой
разъезжает в автомобиле марки „Чумак“, сделанном на кременчукском автозводе (за
25 лет до появления КРАЗа). Ведущая газета Киева — «Вести». Бульвар Шевченко
называется Семеренков бульвар и на нем стоит музей Т. Г. Шевченко. Проспект
Победы именуется проспектом гетмана Многогрешного, а площадь Победы — площадью
Мазепы. Ну, а сам персонаж замешан в таинственной встрече космического корабля,
возвращающегося с Марса на Землю!»
Как
вам история!? Готовый сюжет для нового украинского фантастического блокбастера!
Обращение к недобиткам-киевлянам
В
живую реальность участников встречи вернул следующий докладчик — историк, кинодокументалист, неподражаемый
«киевит» Алексей Зотиков, автор идеи «Всемирного клуба киевлян».
Алексей
выступил в присущем ему стиле, с изрядной долей горькой самоиронии, взывая к
совести и разуму «недобитков киевлян», к которым причисляет себя, а также всех
неравнодушных к судьбе родного города и происходящему вокруг. Вспомнил о самом
первом выпуске «Антиквара», где была напечатана его статья «Можно ли
коллекционировать доносы?», и пообещал в скором времени удивить читателей
новыми изысканиями из глубин архива СБУ.
На
вечере впервые прозвучал его стих «Обращение к киевитам» — эдакая
апокалиптическая рефлексия коренного киевлянина на тему упущенных возможностей,
правды и лжи, за которую всем нам так или иначе придется расплачиваться.
Проняло до глубины души!
Историческая достоверность —
превыше всего!
Третий
выступающий — выдающийся историк,
киевовед Михаил Кальницкий предложил посвятить один из номеров «Антиквара»
«горячим точкам» Киева. Это самый животрепещущий и болезненный вопрос для всех
образованных и здравомыслящих жителей города, особенно в последние годы, когда
историческое лицо Киева стирается с особой быстротой и цинизмом. Говоря об
активизации движения за сохранение культурного наследия города, он акцентировал
внимание на важности следования исторической достоверности и первоначальным
задумкам архитекторов.
«Мы
видим, как на многих киевских объектах накопилось громадное количество
наслоений, некоторые из них перестроены до неузнаваемости. Думаю, что вместе с
журналом „Антиквар“ мы могли бы уделить внимание этой проблеме и помочь
возвратить зданиям первозданный вид.
Я
коллекционирую старые фотографии Киева, и благодаря этим раритетным снимкам
становится возможным восстанавливать облик тех или иных сооружений. Так, по
одной из фотографий удалось в деталях воссоздать оригинальный фасад доходного
дома на ул. Ярославов Вал, 20. А по кадру из фильма «Адъютант его
превосходительства» — восстановить разрушенный балкон «Шоколадного домика».
Или,
возьмем такую тему, как первозданная окраска киевских зданий. Мы не знаем, как
выглядели многие дома, поскольку опираемся на черно-белые фотографии. Более точное
представление о них дают сохранившиеся пейзажи художников-современников, а
также исторические описания. Впрочем, можно утверждать, что в городской
застройке преобладал естественный цвет кирпича, то есть желтовато-охристый.
В
конце выступления Михаил Кальницкий рассказал, как благодаря редким фотографиям
Киева 20–30-х годов удалось выяснить, что фасад Бессарабского рынка украшало
изображение Архангела Михаила. Значит, можно восстановить исторический облик
здания, поместив эмблему города на подобающее ей место.
Коллекция Дыченко в безопасности!
Закрывала
выступления гостей Виктория Величко,
главный хранитель Национального культурно-художественного и музейного комплекса
«Мистецький Арсенал», которому не
так давно была официально передана знаменитая коллекция Игоря Дыченко в
количестве 509 единиц. Уже издан каталог этой коллекции, что должно положить
конец пересудам о судьбе уникальных экспонатов. Более того, было объявлено, что
29 октября в «Мистецьком Арсенале» откроется большая выставка под названием «Відкрита
колекція», где будет представлено большинство произведений из этого
замечательного собрания. В планах «Мистецького Арсенала» — создание музея И.
Дыченко и работа с архивом коллекционера.
На
этой мажорной ноте и закончился вечер поклонников журнала «Антиквар». Два с
половиной часа пролетели, как один миг, а формат встречи и актуальность
проблематики показали, что заседания клуба с участием «Антиквара» могут и
должны стать регулярными. Причем, имеет смысл расширить такие встречи до уровня
конференции и дискуссионной площадки с участием специалистов и государственных
деятелей. В этом выразила уверенность Анна Шерман и призвала всех следить за
анонсами, а также новыми выпусками. Следующий из них будет посвящен теме
создания в Киеве музея частных коллекций.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.