Согласно исследованию консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG), стоимость лесных ресурсов в мире составляет $50–150 трлн.
Текущая стоимость тех же ресурсов в России примерно $4 трлн, что
на секундочку превышает стоимость всех залежей нефти, на её же территории и это при нынешней ставке за тонну CO2.
Причем тут углекислый газ? Просто расчет велся именно исходя из способности деревьев поглощать CO2. Если ставка за тонну CO2 возрастет до $135, а именно такой показатель достаточен для предотвращения глобального потепления, то российский лес будет стоить около $17 трлн.
Но не все согласны с результатами проведенных исследований западными экспертами…
В Минприроды России, провели свою оценку стоимости лесных ресурсов и у них эта цифра вышла в районе 9 трлн рублей.
Все потому, что они считают цену российского леса исходя из коммерческой стоимости самой древесины. Ценники на деревьях не растут, и чиновникам выгодно чтобы простой народ не знал о своем богатстве.
Как тут не вспомнить все, ранее поднятые скандалы о продаже леса Китаю по заниженной цене? Плюс лесные пожары, которые не только уничтожают деревья, но и являются ширмой для вырубки китайскими компаниями.
Парадокс ситуации в том, что китайцы с криками ничего не захватывают, как некоторые…не будем тыкать пальцами…
Российские чиновники сами приглашают китайских рабочих сюда, предоставляя разнообразные льготы. Чаще всего китайские бизнесмены покупают российские предприятия, уже арендующие и использующие леса для заготовки древесины, или создают российские компании, которые также получают леса в аренду.
Сколько вывозит Китай
Первая цифра, которая поможет нам разобраться в ситуации – это объём экспорта российской древесины в Китай. Китай, действительно, является крупнейшим покупателем нашего леса в силу того, что мы имеем удобную сухопутную границу и качественный лес. Согласно официальным данным мы продаём соседу примерно 22 млн. кубометров лесопродукции в год.
Вывоз леса в обход таможни практически невозможен и если и существует, то в мизерных объёмах. Однако остаётся возможность махинаций на самой таможне с занижением объёма экспорта. Примерный масштаб можно рассчитать, исходя потребностей Китая. Они составляет примерно 170 млн. кубометров в год, около 100 из них закрывает сам Китай, а ещё не менее 30 млн. кубометров приходится на поставки в Китай из других стран. Получается, что если исходить из смелого предположения о том, что только в России поставщики занижают объёмы вывоза, то в общей сложности мы продаём соседу 40 млн. кубометров в год. Теперь разберёмся насколько это много.
Виноваты ли китайцы?
Представление о том, что вся Сибирь и Приморье наводнены китайскими лесорубами, которые воруют и тайно вывозят наш лес не соответствует действительности. Китаю просто нет нужды так рисковать, потому что лес в том числе и незаконно рубят для них сами граждане России. А китайцы лишь покупают его и отправляют домой. Да, зачастую участвуя в незаконных сделках, но они невозможны без участия российской стороны. И главная проблема здесь не столько в масштабах теневого бизнеса, сколько в его варварском характере. Леса вырубаются беспорядочно с грубыми нарушениями, ни о каком компенсирующем восстановлении леса не ведётся даже речи.
Но хуже всего, что на местах вырубки образуются несанкционированные свалки, которые часто приводят к пожарам. А именно пожары сегодня губят гораздо больше леса, чем его незаконная добыча. Только в прошлом году в России из-за пожаров пострадало 4,5 млн. гектаров леса. Если бы это был только промышленный лес, то его вывозили бы в Китай 22 года.
Теперь поговорим о том, что делает государство для сохранения наших лесных ресурсов.
А если ещё вспомнить за китайский проект строительства Амазарского лесопромышленного комплекса в Забайкальском крае, в том числе — крупного целлюлозного завода…проект, угрожающий лесам и ценным природным территориям России. Ведь лесных ресурсов, для обеспечения долгосрочной работы такого комплекса, в восточной части Забайкалья нет! Наиболее ценные леса уже разворованы или сгорели, а эффективное восстановление лесов здесь невозможно из-за вечной мерзлоты.
Строительство этого комбината позволит Китаю построить мост через Амур — самый лёгкий выход на Транссибирскую железную дорогу и автомагистраль Амур — две главные транспортные коммуникации, соединяющие российский Дальний Восток с остальной частью страны.
В итоге имеем результаты данной экспертизы, сделавшие леса России самым ценным ресурсом страны и местным чиновникам попросту это невыгодно и скорее даже неудобно, ведь каждый российский чиновник – это олигарх с непонятным происхождением своего состояния.
Вот так и живем – чиновники жируют, а народ просто нищебродит, пытаясь выжить.
Выводы:
— Проблема незаконной вырубки леса в России и контрабанды в Китай существует и отрицать это глупо. О масштабы её не так велики, как рисует народная молва;
— Китайцы не воруют русский лес, а закупают его у наших дельцов, которые сами с лёгкостью нарушают законы в погоне за прибылью;
— Продавать лес заграницу – это нормально. Крупнейшие экономики мира борются за право поставок в Китай;
— Лес – это возобновляемый ресурс. Его можно и нужно продавать, но при этом проводить вырубку по правилам и распоряжаться им эффективно, в чём мы пока уступаем многим лесным странам;
— Нужно и дальше стремиться продавать не сырьё или продукцию элементарной обработки, а более сложные продукты, созданные на нашей территории – мебель, бумагу, домокомплекты и т.д.;
— Только государство способно навести порядок в лесной сфере с помощью тарифных мер и жёсткого контроля;
— Любое усиление контроля за отраслью в будущем будет сопровождаться протестами тех, кто привык кормиться с нелегального бизнеса, а значит нас ещё ждут протесты по этой теме и попытки придать ей политический характер.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.