Несмотря на крах рынков, поезда до сих пор возят запрещенный украинский уголь с оккупированных территорий в Россию, а оттуда — иностранным покупателям.
В какой-то момент на этой неделе линия ржавых вагонов подтянут к угольной шахте на Востоке Украины, чтобы загрузить черным топливом, которое помогает поддерживать оккупированные Кремлем территории уже шесть лет.
Это редкий вид угля. Блестящий, похожий на металл камень называют антрацит. Он сгорает относительно чисто и стоит довольно дорого даже во времена экономической нестабильности, -.
Легально этот украинский антрацит нельзя продать за границей. Поэтому его грузят в вагоны и везут в Россию, где уголь загадочно исчезает.
Издание пишет, что уголь вывозит целая сеть российских компаний, о чем говорят документы Министерства финансов США. Они часто просто перепродают украинский угля иностранным покупателям, которые даже не подозревают, что получают незаконный товар из зоны боевых действий. Но в последнее время, когда цены на энергоносители обвалились из-за пандемии коронавируса, даже такой уголь привлекает не многих клиентов. И это потенциально катастрофические новости для российских оккупантов на Востоке Украины.
Хоть незаконная торговля продолжается, на протяжении последних месяцев через украинско-российскую границу перевозили значительно меньше угля. А рыночная цена антрацита еще больше обваливается. На Востоке Украины такие изменения привели к задержкам зарплат для местных шахтеров, сокращению доходов главарей так называемых «республик» и росту нестабильности в регионе, который стал одной из ключевых причин ухудшения отношений между США и Россией.
«Это экспортный канал, который по определению контрабанда краденых товаров из одной страны в другую», — сказал аналитик Брайан Милаковский, который специализируется на экономике восточных украинских областей.
«Теперь деньги, которые осели бы в карманах людей в «республиках», просто не поступают. И это создает социальную напряженность. А COVID-19 лишь обостряет это», — добавил он.
Обвал ставит под угрозу источник доходов, который помогал компенсировать огромные суммы: от миллиарда до трех миллиардов долларов в год, которые Москва тратила на поддержку самопровозглашенных «республик» в Донецке и Луганске. Издание напоминает, что на оккупированной части Донбасса много продуктивных частных угольных и железорудных шахт, которые были захвачены боевиками в 2017 году. С того времени бесконечные линии железнодорожных вагонов вывезли миллионы тонн украинского антрацита и стали в Россию в рамках того, что украинские и американские чиновники называют теневой игрой, которая превращает нелегальную контрабанду в твердую валюту.
Еще недавно один бизнесмен возглавлял весь процесс. Миллиардер Сергей Курченко и его небольшая сеть компаний контролировала основную часть потока угля в Россию с Востока Украины. Эта же сеть продавала обычный российский уголь клиентам по всему миру наряду с антрацитом с украинской территории, о чем свидетельствуют данные чиновников и следователей из Европы и США. Российские СМИ писали, что Курченко недавно потерял монополию на импорт украинского угля. Это утверждение подтверждалось официальными торговыми документами. Но компании, связанные с сетью Курченко, продолжали возить тонны украинского антрацита в Россию еще в начале апреля. Это подтверждают таможенные записи, которые оказались в руках вашингтонской группы C4ADS, которая занимается анализом незаконной торговли в зонах боевых действий.
34-летний Курченко — давний друг семьи бывшего президента Украины Виктора Януковича, чей режим был свергнут в ходе массовых протестов в 2014 году. С того времени Янукович скрывается в России. Курченко тоже живет в РФ. Украинская власть обвинила его в уклонении от уплаты налогов и ряда других преступлений, связанных с его энергетическими компаниями, которые попали в «черный список» санкций США. Издание пишет, что попытки связаться с Курченко через две российские компании не дали результата. В 2014 году он опубликовал заявление через одну из своих фирм, отрицая все обвинения и настаивая, что он «честный бизнесмен». С того времени Курченко не дает интервью и редко высказывается публично. Читайте также American Interest: России грозит голод из-за коронавируса
«Он залег на дно в Москве, потому что в Украине его разыскивают. Но, как мы видим из торговых данных, он точно не прекратил свой бизнес», — сказал старший аналитик C4ADS Джек Марголин.
До 2014 года на Донбасс приходилось 10% ВВП Украины в основном из-за продажи угля и металла. Две частные компании владели почти всеми шахтами в регионе, которые продолжали работать даже после начала войны в регионе. Затем в 2017 году после того, как правительство в Киеве ввело экономическую блокаду оккупированных территорий, лидеры боевиков захватили шахты и сталелитейные заводы. Но международные энергетические трейдеры отказались покупать антрацит, который юридически стал ворованной собственностью. С того времени, оккупированная часть Донбасса стала остро зависимой от России, которая тратила миллиарды долларов, чтобы просто поддерживать на плаву элементарные вещи», — сказал изданию шведский экономист и эксперт Андерс Аслунд.
«Это экономическая адская дыра. Действительно ужасное место. Большие заводы просто стоят», — сказал он.
Сначала Москва обязалась обеспечивать боевикам доступ к рынкам и субсидиям. Европейские покупатели не хотели покупать ворованный уголь из Донбасса. Но большинство хотело торговать с Россией, глобальным энергетическим экспортером различных видов топлива. Поэтому с помощью железнодорожных вагонов и корпоративной ловкости рук уголь из Донбасса стал российским углем.
#донбасснаш #донбасс2020 #протестыдонбасса #свободныйдонбасс
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.