2017 год, как и предшествовавший ему, был годом победо-поражений. А среди однозначных триумфаторов года пятизвёздный флаг Китая оказался в одиночестве
США, Россия, Турция, КНДР выглядят наиболее активными государствами мира. И Трамп, и Путин, и Эрдоган могут себе записать ряд важных достижений. Но все эти победы либо хрупки, либо неоднозначны, либо подобны колоссу на глиняных ногах.
Кроме того, Пекин просто делает, а политики России, США, Европы, Ближнего Востока делают много разных заявлений, и об этом много сообщений в СМИ. Поэтому складывается обманчивое впечатление о результатах.
Возвышение Китая. 2017 год оказался для этого государства ключевым не только потому, что прошёл 19-й съезд КПК. Партийный съезд лишь утвердил ранее разработанные решения относительно дальнейшего развития КНР.
1. Экономическая экспансия.
Решения Трампа по международным торговым соглашениям привело к тому, что США отказались от значительной части своего влияния в мире. Китай активизировал внешнеполитическую деятельность, успешно заполнял образовавшийся вакуум. Вместо проекта Транстихоокеанского партнёрства (ТТП) переговоры по созданию зон свободной торговли либо созданию благоприятных торговых режимов велись с Австралией, Новой Зеландией, Канадой, Южной Кореей, другими государствами АТР.
В орбите продвижения китайского бизнеса – Швейцария и ЕС. За китайские инвестиции боролись и Великобритания, и восточные члены Евросоюза как Польша, Латвия, Венгрия.
Осень была отмечена активизацией деятельности Китая на европейском направлении. Это и 3 саммита в формате «16 плюс 1», и контейнерные перевозки чрез Украину в Словению, и ряд мероприятий в Украине, и зона свободной торговли с Грузией.
Китай получил базу снабжения в Джибути, которая позволяет развивать экономический коридор через Эфиопию, Южный Судан и в другие страны Африки.
Активизация усилий по реализации пакистанского экономического коридора. Впервые прошла трехсторонняя встреча министров иностранных дел КНР, Пакистана и Афганистана.
Фактически, учреждён формат, который будет заниматься не только вопросами экономического развития Пакистан и Афганистана, но и вопросами безопасности, политического урегулирования, борьбы с экстремизмом.
Инвестиции в машиностроение, энергетический сектор, инфраструктуру, агропромышленный сектор в ЕС, Канаде, США и во всём остальном мире.
Экономическое пространство, освобождаемое США, уже во многом было занято Китаем.
2. Внешнеполитические действия.
Китай был «мотором» в проведении мероприятий в рамках БРИКС, ШОС, в различным организациях Юго-Восточной Азии, АТР.
Саммит «БРИКС плюс».
Несколько саммитов представителей государств, входящих в БРИКС, относительно безопасности, борьбы с терроризмом и т. п.
Трёхсторонняя встреча глав МИД Индии, КНР, РФ.
После 19-го съезда китайские делегации посетили несколько десятков стран в рамках кампании по информированию о результатах съезда.
3. Китай стал главной надеждой для Южной Кореи и Японии на мир после того, как стала очевидна дальнейшая бесполезность наступательной политики США в вопросах ядерной и ракетной программ КНДР.
КНР стала в авангарде реализации санкционной политики.
Наступательное отступление США.
Во времена президентства Барака Обамы речь шла о так называемом глобальном отступлении США. И президент Дональд Трамп критиковал своего предшественника за слабость, за слабую позицию Америки по многим вопросам международной политики. Но то, что он предложил взамен лишь внешне выглядит как наступление, проявление силы. По сути же это похоже на отступление в атакующем стиле.
1. Военно-политический, дипломатический, натиск на Северную Корею захлебнулся. В качестве позитивного результата выглядит то, что санкции выходят на новый уровень. Мол, Америке удалось добиться, что их поддерживают Пекин и Москва. Но эти санкции не дают гарантий, что КНДР откажется от ракетной и ядерной программ. Более того, последние три пакета санкций подчёркивают, что в наибольшей мере решение проблемы зависит от Китая, а не от США.
2. Разгром ИГИЛ на территории Сирии и Ирака уже объявлен победой Вашингтона. Действительно, он состоялся при значительной огневой и иной поддержке местным силам со стороны США и их союзников по НАТО. Хотя свой вклад в разгром ИГИЛ в Сирии сделали РФ, Турция, Иран.
Вместе с тем, остались другие территории «Халифата». Существует вероятность, что даже на территории Сирии и Ирак может произойти возрождение побеждённых. Потому что курды, оставлявшие значительную часть сухопутных сил, борющихся протии ИГИЛ, в итоге оказались со своими обманутыми надеждами относительно независимости в Ираке. А сирийские курды могут оказаться наедине со своими обманутыми надеждами относительно автономии.
США делали ставку на курдов, но теперь что?
Кстати, в этом же году благодаря американским усилиям был разгромлен «Халифат» на Филиппинах.
3. Решение Трампа по поводу статуса Иерусалима – сильное решение. Но по сути это дипломатический Пёрл-харбор. Как будто США решили сами себя устранить от влияния на мусульманский мир.
4. Увеличение военного присутствия в Афганистане выглядит как проявление решительности и наступательной позиции. Но не гарантирует кардинальных успехов в борьбе против ИГИЛ и Талибана. Критика в адрес Пакистана не поможет борьбе.
5. Пересмотр различных торговых соглашений начался, как и было обещано Трампом. Несомненно, была продемонстрирована жёсткая позиция США. Но процесс увяз в переговорах. Что касается китайско-американских экономических отношений, то переговоры пока не завершились, но стороны пошли навстречу друг другу по ряду позиций.
6. Отношения с Евросоюзом - «прохладные». В рамках НАТО по-прежнему сохраняется сплочённость, но в экономическом плане Западная Европа всё больше смотрит в сторону Китая. И даже самые преданные союзники в лице Польши, Венгрии и т. п. соревнуются между собой за право быть воротами Китая в ЕС.
7. Отношения с Россией являются наибольшим заложником внутриполитических процессов, которые происходят в США. В целом эти отношения – непрерывный спарринг, состоящий из непрекращающихся консультаций, не приводящих к большим и однозначным результатам. Например, решение по зонам деэскалации в Сирии – это важный результат, но не стратегический. Санкции против КНДР – стратегическое достижение, но результат консенсуса, а не исключительно усилий США.
8. Антииранская стратегия оказалась в заложниках у решения относительно статуса Иерусалима.
9. Многомиллиардные контракты на Ближнем Востоке, в Европе, Южной Корее. Однозначно победа.
Главная «битва» в мире происходила не между США и Россией, а между США и Китаем. И в этом контексте Китай одержал важные стратегические победы в борьбе за АТР (включая Южную Корею и Японию), за Европу и за мусульманский мир.
Владимир Воля
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.