Что и зачем купил Курченко под видом херсонского нефтеперевалочного комплекса

22 листопада 2013, 16:04
Власник сторінки
Человек, который делает результат.
0
Что и зачем купил Курченко под видом херсонского нефтеперевалочного комплекса

Все или почти все украинские СМИ дружно разродились информацией о новой сделке по приобретению всё более загадочным Сергеем Курченко Херсонского нефтеперевалочного комплекса.

Все или почти все украинские СМИ дружно разродились информацией о новой сделке по приобретению всё более загадочным Сергеем Курченко Херсонского нефтеперевалочного комплекса. Для тех, кто не знает, что кроется за этим солидно звучащим словосочетанием, уточняю. Условно говоря, это два старых причала да несколько ржавых ёмкостей на берегу одного из рукавов Днепра. Теоретически тут могут принимать нефтеналивные суда дедвейтом до 10 000 тонн. Фактически же максимум 7 – 8 т.т..

Но каков смысл для так стремительно взлетевшего олигарха в этом хламе применительно к почти десять лет не работающему херсонскому НПЗ? Чтобы понять побудительные мотивы этой «сделки века», либо полное отсутствие таковых, немного истории. Итак

До марта 2000 года Председателем наблюдательного совета Херсонского НПЗ был яркий и успешный российский менеджер государственного уровня Зия Бажаев. Автор присутствовал на совещаниях в херсонской ОГА ещё с его участием, и мог оценить масштаб, реальность и перспективность планов, связанных с возрождением ХНПЗ.

Но к сожалению, самодостаточный и независимый «молодой лев» не  сумел вовремя и адекватно оценить ситуацию и прислушаться к инстинкту самосохранения. В России так расти, что начинаешь поневоле конкурировать с государственной нефтегазодобывающей мощью, не позволят. Тому есть ряд показательных примеров.

Он погиб в резонансной авиакатастрофе с «ЯК – 40» в марте 2 000 года. Когда с ним же ушёл в небытие и известный российский журналист Артём Боровик. Это я к тому, что судьба  на пощадила  не только так стремительно взлетавшего конкурента московитских государственных бизнес - структур, но даже человека со столь громкой фамилией.

С тех пор все наполеоновские проекты, связанные с возрождением ХНПЗ, тихо загнулись. Младшему брату бизнесмена, Мусе Бажаеву, принявшему по наследству эстафету и группу компаний, херсонский завод видимо оказался неинтересен. Или было уже просто не до него. Потому до 2005 года на предприятии ещё кое – как перерабатывалось примерно десятая часть проектной мощности (до 1 000 000 тонн нефти в год) с глубиной переработки как на кустарных мини - заводиках – всего 48 %. Так что делаю акцент: уже несколько лет перед окончательной остановкой завод за год потреблял до миллиона тонн сырья, а это сущие  крохи,  и выпускал нефтепродукты весьма низкого качества.

Хочу сразу оговориться – автор не является ни экспертом, ни финансовым либо экономическим аналитиком. Просто наблюдатель, использующий данные из СМИ, других совершенно открытых источников, здравый смысл и багаж личных впечатлений. Это – не анализ, а элементарный расклад ситуации без выводов и рекомендаций.

Итак, сегодня херсонский НПЗ, входящий в группу «Континиум» Игоря Еремеева, практически не работающий в полноценном режиме уже как минимум лет 12,  представляет собой достаточно странное образование. Если не сказать больше. Когда он ещё «коптил», вся область жила за его счёт. Во – первых, это 60 % наполнения городского бюджета и около половины областного.

Во – вторых, все окрестные сёла в радиусе до 100 км существовали во многом благодаря ему. Из некоторых сотрудников охраны и возможно работников руководящего звена организовывались бригады, которые по ночам передавали через забор, через подкопы под забором, через нелегальные подземные трубопроводы многие тонны дефицитных тогда бензина и дизтоплива. Все окрестные дома были базами. На каждой трассе, в каждом населённом пункте через каждые 50 – 100 метров стояли канистры, на которых большими белыми буквами было написано либо «ДТ», либо «БЕНЗИН».

Когда же в трубах нефтепровода «Кременчуг – Херсон – Одесса» была ещё не вода как сейчас, а нефть, на территории области существовало до 20 нелегальных врезок. Каждая из них – это едва ли не целое предприятие. Как прикрытие, арендовались старые производственные либо жилые помещения, расположенные вблизи «трубы». В полях и степи строились тайные подземные бункеры с разветвлённой на сотни метров системой подземных ходов, укреплённых по типу шахтных выработок.

Профессионалами высочайшего класса, уровня легендарного «Левши» в действующий нефтепровод под высоким давлением врезалась сложная, разработанная инженерами система «отъёма» нефти. Каждую ночь бригада из десятков человек, с рациями и расставленными по трассам постами стационарного, дальнего и ближнего наблюдения, приступала к работе. Из одной только врезки еженощно «добывали» десятки и десятки многотонных бензовозов.

Конечно же, руководство города и области, правоохранительных органов и силовых структур ничего не знало о том, что каждую ночь из стратегического нефтепровода в области «тихо зникали» десятки тысяч тонн нефти. А в полях бойцы всех спецназов их охраняли, а сотрудники сопровождали по дорогам области и Украины, с легальными документами  эти еженощные экспроприации.

Местные жители шёпотом, в страхе, из уст в уста передавали рассказы о том, что в тёмное время в степи вдруг загораются прожекторы, ревут моторы, люди с оружием и в масках снуют туда – сюда. Думали что это либо базы по подготовке террористов, либо инопланетяне. Сейчас всё законсервировано, но только в трубопроводе появится нефть…см. выше..

Что же касается нефтезавода, то странен он уже тем, что, опять же по сообщениям СМИ, не работая десятилетиями, непостижимым образом выигрывает многомиллионные тендеры на поставку нефтепродуктов. По данным налоговой и СБУ, при расследовании «деятельности» только одного из херсонских конвертационных центров, только за одну сделку через бухгалтерию НПЗ прошло 300 000 000 (триста миллионов) гривен. Только за одну!. А за месяц? А за год? А за 10 лет? А если учесть, что до недавнего времени заместитель председателя ОГА Анатолий Хоменко заявлял: в Херсоне этих активно действующих «конвертов» более сотни (100!).

Но и остальная «промышленность» Херсона примерно того же свойства.

Теперь о так называемом нефтеперевалочном комплексе. С НПЗ до нефтебазы, что расположена рядом с нефтегаванью, на берегу как уже говорилось одного из рукавов Днепра, по трубопроводам длиною в несколько км. поступали бензин, дизтопливо и мазут. И нефтеналивные суда транспортировали уже по Днепру эти продукты куда надо. Имеется такого же свойства и возраста нефтеналивная эстакада. Сюда подходит и одноколейная железнодорожная ветка. Сегодня всё это доисторическое оборудование находится в крайне запущенном состоянии, близком к металлолому.

Причалы для нефтеналивных судов, эксплуатирующиеся много лет без капиталовложений, а значит без модернизации и даже просто элементарного ремонта, таковыми только считаются. Фарватер в этом месте как бы способен принимать суда до 10 000 тонн дедвейтом. Фактически же, как уже говорилось,  в лучшем случае  7 – 8 тысяч тонн. А рентабельность при перевозке мазута водным транспортом наступает от 40 000 тонн, для светлых нефтепродуктов – с 10 000.

Но есть ещё нюанс. Пару лет назад вся общественность города взбунтовалась против строительства влиятельным бизнесменом и политиком сразу же за забором нефтебазы перевалочного терминала для перегрузки с авто на речной транспорт минеральных удобрений. Предположительно отводилось 4.5 га прибрежной зоны. Результат – построенный уже бетонный забор был разобран и сложен, строительная техника убрана.

Теперь главный вопрос – зачем Курочкину это «чудо»? О приобретении Фирташем и перепрофилировании Херсонского нефтезавода под предприятие для производства минеральных удобрений разговоры идут уже давно. Но это во – первых, гораздо более миллиарда американских денег, которые необходимо инвестировать. Во – вторых, как только начнётся перепрофилирование, весь город будет ложиться под колёса строительной техники. Потому что понятно и ежу: Херсон сразу превратится в химический Чернобыль.

В третьих, на Херсонщине без «толкача», Анатолия Хоменко, уже «зависли» инвестиционные проекты на 100 миллиардов гривен. Причина – некому ими заниматься,  стоят и всё. В четвёртых, в Европе «Евро – 6» и глубина переработки нефтепродуктов выше 90 %, в США – 95. В Херсоне до остановки НПЗ было до 48%. Кому нужен такой бензин даже после реконструкции?

В четвёртых, при условии, что нефтезавод всё – таки реконструируют, на  какой нефти он будет работать? Если на сырье из Ирана, Ирака, Кувейта – это одно. Если из России, Казахстана – это другое. Под каждую нефть нужно специальное оборудование. Есть в этом ясность? Нет.

Но на опять же перепрофилирование или даже реконструкцию завода понадобится минимум года три. Трубы от завода до нефтегавани, которые идут в том числе и под водой, тоже  отнюдь не в идеальном состоянии. Группа бизнесменов и людей в погонах несколько лет дралась за право вырезать и вывезти их как металлолом и продать находящуюся ещё в них нефть. Были суды. Чем кончилось – не знаю. А это – несколько километров, три линии.

Отсюда вопрос – зачем бизнесмен, привыкший считать и свои, и чужие  деньги, купил это «счастье»? Одесский НПЗ, который недавно прикупил тот же Сергей Курченко, никакого отношения к этому иметь не может.

Тогда три варианта.

Первый – его попросту «развели». Нарисовали радужную картину типа: «Та мы тут такое развернём, та все суда будут наши, та все автоперевозки мы под себя возьмём, та как запустят завод…». Но реально, повторяю, этопока только  «Нью – Васюки» херсонского разлива, точнее «Нью – Херюки». И это мы ещё не учитываем, что придётся строить новую автодорогу.

Потому что существующая сельская асфальтовка из города до Нефтегавани едва - едва дышит на ладан. А мост через реку Кошевую и так уже едва не разваливается сам по себе. Строить там новый порт – кому он нужен, если существующие морской и речной порты Херсона загружены едва на четверть. И через них кое – как идут только лес, металлолом да песок. Но сырьевые ресурсы в области при таком варварском, хищническом  уничтожении скоро  кончатся, что тогда?

Вариант второй – это всё ему и на фиг не надо. И он просто купил кусок побережья для строительства яхт – клуба. Может быть? Вполне.  Если учесть, что мэр и его «молодая команда» в последние годы усиленно «корректируют» Генплан с целью оттяпать у горожан в этом районе последние места отдыха – Жемчужный, Малый Потёмкинский остров и Гидропарк чисто под коттеджную застройку, то возможно.

Население Херсона окончательно сведут с 200 000 до 20 000 для обслуживание элитного отдыха. К этому идёт.

Вариант третий – просто куда – нибудь надо «впиндюрить» бабки, чтобы не пропали. Вариант? Вариант. Реальный? Вполне. А потому

Бедная страна, бедный народ!

Владимир МАРУС

 

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Пользователи
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.