МАРТОВСКИЕ ИДЫ

15 марта 2019, 18:07
0
55
Заседание спецсовета по защите диссертаций Д 11.170.02 в Институте экономико-правовых исследований НАН Украины

Посвящается Валентину Карловичу Мамутову

15 марта годовщина со дня смерти Валентина Карловича Мамутова (1928-2018) – академика Национальной академии наук Украины, основателя школы хозяйственного права и Института экономико-правовых исследований НАН Украины. Он ушел, и жизнь разделилась на до и после. 

Этот день мы раньше называли просто 15 марта. Вспоминаются наши общие в формате творческой встречи с Мамутовым (под видеозапись). Начало им было положено 15 марта – по его замыслу. Именно этот день он хотел оставить нам в наследство и называл его «мартовские иды». Он рассказывал нам о событиях из своей научной эпопеи, словно писал мемуары или составлял научное завещание. А несколько лет спустя именно 15 марта оставил нас, как будто хотел подчеркнуть грандиозную сверхособенность этого дня, которая прозвучала в Шекспировском «Берегись мартовских ид!».

Выражение «Мартовские иды» знают практически все. Расправа с Гаем Юлием Цезарем до сих пор остается самым необычным политическим убийством в истории.  Юлий Цезарь, блестящий военный стратег и тактик, шел к власти медленно, но верно. Одержав победу в сражениях гражданской войны, он стал единовластным повелителем Pax Romana («Римского мира»). Это был единственный длительный период мира и относительной стабильности Римской империи эпохи принципата. Вместе с Гнем Помпеем Цезарь централизовывал управление республикой, реформировал римское общество и государство, именно это привело впоследствии к могуществу Римской империи. Деятельность Цезаря основательно изменила культурный и политический облик Западной Европы и жизнь новых поколений европейцев в целом. Его литературные произведения высоко оценивались не только в древности, они до сих пор изучаются как  образцовые сочинения. Слава и авторитет легендарного Цезаря оказались настолько велики, что повлияли даже на словообразование. Живут поныне фразы Юлия Цезаря, ставшие крылатыми: «на мою жену не должна падать даже тень подозрения», «Люди охотно верят тому, чему желают верить», «Кто обличает чужую невоспитанность, сам не может служить образцом вежливости», «Я предпочел бы быть первым в бедном городке, чем вторым в Риме», «Каждый кузнец своей судьбы»,  «Опыт всему учитель», «Рубикон перейден», «Власть только выигрывает и усиливается, когда ею пользуются умеренно», «Пришел, увидел, победил»… Veni, vidi vici… Однако мартовских ид остерегайтесь!

Цезаря предупреждали - прорицатель, согласно Плутарху, сказал ему остерегаться смерти в этот день:

«Многие рассказывают также, что какой-то гадатель предсказал Цезарю, что в тот день месяца марта, который римляне называют идами, ему следует остерегаться большой опасности. Когда наступил этот день, Цезарь, отправляясь в сенат, поздоровался с предсказателем и шутя сказал ему: "А ведь мартовские иды наступили!", на что тот спокойно ответил: "Да, наступили, но не прошли!"»

Через несколько минут Цезарь был убит людьми из своего окружения. Во главе заговора стояли Кассий и Брут, один из самых близких друзей, которого он даже считал своим сыном. По преданию, один из сенаторов, Луций Тиллий Кимвер, дал сигнал к атаке, сдёрнув с Цезаря тогу. Несколько человек накинулись на императора и нанесли ножевые ранения. Удар должен был нанести каждый.  Цезарь отчаянно отбивался. Но когда он увидел среди заговорщиков поднявшего на него меч Брута, воскликнул: «Tu quoque, Brute!» (И ты, Брут!) – закрыл лицо тогой и перестал сопротивляться. Всего было нанесено около двадцати ножевых ранений. Цезарь еще долго оставался в живых. Многочисленные повреждения были неглубоки, испуганные суетливые заговорщики даже сами поранили друг друга, пытаясь дотянуться до Цезаря. После того, как Цезарь был убит, они попытались произнести речь перед сенаторами, но Сенат в страхе разбежался.

Смерть Цезаря стала громом среди ясного неба для Рима. Армия хотела отомстить за своего императора. Народ был потрясен, и практически все слои общества жаждали смерти заговорщиков. Дамокловым мечом для заговорщиков стало завещание Юлия Цезаря. Гай Октавий (Октавиан), внучатый племянник Цезаря, принял имя Цезаря и получил большую часть наследства по завещанию, после продолжительной гражданской войны стал первым императором в истории человечества. Марк Антоний пытался захватить власть в одиночку, а потом объединился с Октавианом и Лепидом, создав второй триумвират под предлогом борьбы с республиканцами – участниками заговора против Цезаря. Антоний и Октавиан расправились с Брутом и Кассием. Триумвиры устроили жестокие проскрипции, перебив богачей и своих личных врагов, причём именно Антонию приписывается инициатива казни известного оратора и философа Цицерона. Сенат надеялся, что устранение Цезаря поможет сохранить республику, но получилось «как всегда». Республиканцы не смогли укрепиться у власти, испортили себе репутацию, а Октавиан, за которым шел народ, как за человеком, отомстившим за Цезаря, с легкостью заполучил императорский престол. Заговорщики были казнены. Имя Цезаря следующие императоры возвели в титул. «Кайзер» и «царь» - производные от «цезарь».

15 марта 44 года до н.э. в Помпеях в курии (здании для собраний( в день заседания Сената Гай Юлий Цезарь был убит. Через века реплика «Берегись мартовских ид!» благодаря Уильяму Шекспиру и его пьесе «Юлий Цезарь» стала крылатой фразой.

С тех пор мартовские иды ассоциируются с плохими предзнаменованиями и тревожными ожиданиями. Именно 15 марта 1917 года Россия перестала быть монархией. К мартовским идам заговорщики хотели приурочить и убийство русского царя Павла I (умер он 12 марта 1801 года). Александра II убили в эти же дни — 13 марта 1881 года. Покушение на Александра III должно было произойти в день годовщины смерти императора Александра II. Покушение готовилось несколько месяцев, но не состоялось. Итогом стало отречение императора Николая II  от престола, которое произошло 15 марта 1917 года. Постепенно выражение «Мартовские иды» стало означать любой день, на плохой исход которого указывали предзнаменования. Однажды, уже в недавней истории, был случай, когда Мартовские иды подтвердили свою дурную славу. В сентябре 1938 г. Великобритания и Франция уступили требованиям Гитлера, отдав ему приграничные районы Чехии в надежде на то, что оставшаяся часть Чехословакии останется в неприкосновенности (политика умиротворения). Но затем, 15 марта 1939 г., Гитлер хладнокровно занял всю Чехословакию, после чего западные державы уже не могли заблуждаться на свой собственный счет. Их настигли Мартовские иды.

Еще давным-давно жрецы обратили внимание, что именно на иды приходится большинство социальных волнений и стихийных бедствий. Особенно опасными считались мартовские иды, посвященные Юпитеру. При этом сохранялась привязка месяцев к лунному циклу (мы до сих пор называем неполную луну «месяцем»). Главные дни месяца совпадали с фазами луны – или, вернее, пытались с ними совпасть. Первый день месяца, первый проблеск после новолуния, – календы. Первая четверть, 5-й или 7-й день месяца, – ноны – от названия числа 9, так как через 9 дней после нон наступали иды, середина лунного месяца, 13-й или 15-й день месяца, полнолуние, с которым во многих культурах связывались тревожные ожидания. Но это обратная сторона медали.

Лицевая сторона мартовских ид, напротив, весьма оптимистична. День 15 марта – мартовские иды – в Древнем Риме открывал весну. В этот день и после перехода на юлианский календарь (по реформе Юлия Цезаря) праздновался Новый год, чествовалась богиня Анна Перенна.

Чем будет 15 марта для нас – началом весны и нового года (нового периода плодотворной жизни) или символом роковых событий – решать нам. Великие люди во все времена были окружены загадкой. Что хотел вложить Мамутов в адресованное собравшимся 15 марта 2013 года «послание» (в его подтекст)? Открывая заседание, я рассказывала с его подачи о мартовских идах, о трагической смерти Юлия Цезаря, о его последних словах «И ты, Брут!», выводя свой мессидж на непосредственную тему встречи – о зарождении и развитии научной школы Мамутова, ее будущем. На словах «И ты, Брут!», которые прозвучали как-то особенно, проникновенно, по залу прокатился обескураженный хохоток : Вы это кого имели ввиду?)) И было ясно, что дело касалось каждого, что каждый ученик Мамутова был ему одинаково «другом» и «сыном», что каждого увещевал и отвращал от роли Брута. Искал же в каждом отречения от зла и сочетания добру, преданности делу и  нравственным традициям, где в первых рядах честь и достоинство, свобода творчества и полная самоотдача на благо народа – так, как всегда было у него и с ним.

У каждого свое отношение к постмамутовскому периоду в науке хозяйственного права, свои мотивы поведения, и каждый в ответе за себя – задел его айсберг Юпитера или прошел стороной, выбирает он в идах полнолуние или весну, делает вклад (действием или бездействием) в триумф или трагедию Цезаря, простите – Мамутова.

Помнится, он вспоминал послевоенный период. Нарисовалась картина. Машина, объезжающая непаханные поля, остановилась у обочины, вышли, окинули взглядом окрестности. Невдалеке несколько женщин тащили плуг (мужчин-то забрала война, скотину голодовка). Внезапно рассказчик запнулся – на глаза навернулись слезы. Эта секунда слабости могла показаться дефектом для видеозаписи, может быть потому запись где то затерялась. Хотя именно эта секунда была самым ценным, что осталось на память о Мамутове, можно сказать, моментом истины. Лучший тест на достойного человека, заслуживающего доверия, который болеет душой за народ и ведет за собой в нужном направлении – тест на ранг действительно государственного деятеля. Мало кому в наше время удастся пройти этот тест. Редкая птица долетит до середины Днепра.

Хотелось бы пожелать успешного прохождения подобного теста новому руководству Института, который оставил в наследство Мамутов. Заодно бережного отношения к наследию Мамутова, уважения к свободе научного творчества, умения отделять зерно от плевел. Иды древнеримского периода посвящались богу Юпитеру,  в это время его жрец приносил в жертву овцу. Хорошо бы не забывать, что с Рождества Христова началась новая эра, где в  чести, напротив, спасение, а не заклание овцы. Пожелать мамутовских нравственных устоев, его порядочности и чистоты, умения различать добро и зло, искать и достигать конструктивного компромисса, жить и творить на общее благо.  Быть достойным учеником своего Учителя.

 

Конфликты в этом мире неизбежны, ведь в нашем грешном мире нужно не только сохранять в душе любовь, но и отстаивать свои интересы. Поэтому конфликты важны и нужны, главное – это направленность конфликта. Он может нести в себе потенциал развития, а может иметь разрушительный характер. Конфликт – это борьба противоположностей. Но борьба противоположностей может приводить как к развитию, так и к деградации. Истина в споре может родиться, но может и умереть. Когда происходит борьба противоположностей, тогда они либо уничтожают друг друга (если между ними – противоположностями – нет любви), либо сотрудничают и развивают друг друга (если любовь есть). Правильно конфликтовать – это значит отстаивать свои интересы, учитывая интересы противоположной стороны. Человек, у которого на первом месте душа, легко идет на сотрудничество. Он умеет договариваться, ставить себя на место другого, жертвовать, делать других счастливыми. Такой человек взаимодействует с другими людьми, находя или создавая что-то общее (Лазарев С.Н. «Облики гордыни» [5]). Таким был Мамутов.

Есть другие люди. Снаружи человек может быть порядочным и добрым, на самом деле гордым.  Гордый человек стремится подавлять других. Для него характерны эгоизм, потребительство, нежелание понять другого человека, неумение заботиться о других. Гордый человек не умеет жертвовать, идти на компромисс, его удел – не сотрудничество, а борьба. Гордый человек пытается всех подчинить и подмять под себя. Весь мир должен быть таким, каким он его видит (Там же [5]). Тут не до свободы научного творчества. Дай Бог новому руководству Института не узнать себя в этих характеристиках.

За честь все же побыть овцой в руках у жреца – ради Мамутова, ради Христа в нем. Неудивительно, что в руках жреца овца попадает в неадекват (народ шутит, нет более страшного зверя, чем овца, загнанная в угол). Тем не менее я готова принять на себя Юпитерову судьбу овцы и копать картошку в заброшенном хуторе до конца своих дней, но не перестать бороться за идею, которая родилась под сенью Мамутова и благословлена им. Это тот случай, когда обесчещение на самом деле великая честь и основа духовной победы. 

В евангельских текстах говорится о том, что после крещения Христос был возведен в пустыню не только на борьбу и битву с искушениями от дьявола, но и к чести также и покою. А Преподобный Засима Палестинский подчеркивает: «Кто не будет шествовать прямым путем, каким шествовали святые, т.е. путем обесчещения, неправедных укоров и мужественного их претерпевания, тот не преуспеет». Имеющий уши, да услышит.

Опять же на все воля Божья, во всем Божий промысел. Как без убийства Цезаря на мартовские иды никакой царской власти в Риме бы не возникло, так и я готова претерпеть заклание овцы, но оправдать ожидания Мамутова и его коллектива – бывшего состава Института. Сегодня этот коллектив при попустительстве, если не стараниями нового руководства растворился в прошлом. Ничего не сделано, чтобы его сохранить, как всегда это делал Мамутов.

Политика умиротворения зла, как показывает история (см. выше), заканчивается мартовскими идами. Но рубикон пока не перейден. Давайте вспомним крылатую фразу Цезаря «Власть только выигрывает и усиливается, когда ею пользуются умеренно». Опять же вспомним историю.

Многочисленные повреждения, нанесенные Цезарю, были неглубоки, испуганные суетливые заговорщики даже сами поранили друг друга, пытаясь дотянуться до Цезаря. Сенат надеялся, что устранение Цезаря поможет сохранить республику, но получилось «как всегда». Республиканцы не смогли укрепиться у власти, испортили себе репутацию, а Октавиан, за которым шел народ, как за человеком, отомстившим за Цезаря, с легкостью заполучил императорский престол. Заговорщики были казнены, а имя Цезаря следующие императоры возвели в титул.

А посему есть смысл сесть за стол переговоров, и при помощи медиатора, на условиях умеренной власти и умеренного подчинения, пойти на конструктивный  компромисс. Перед лицом прошлых, нынешних и будущих поколений (имеют право, правовой институциональный подход) давайте выберем модель отношений, в которой истина в споре рождается, а не умирает, а борьба противоположностей приводит не к уничтожению, а ко взаимному развитию.

Это же прекрасно, что мы разделились. Если это пойдет на пользу, значит Мамутов жив. Только нужно создать организационную основу для новой хозяйственно-правовой школы постмамутовского периода и собрать распавшийся коллектив. Хорошо бы создать новый, отделившийся, Институт или государственную лабораторию. Согласитесь, в стиле Мамутова и достойно его. Отнюдь не претендую на власть, достаточно и роли научного консультанта. Лишь бы правовая институциональная идея вошла в обиход и  широкую научную разработку.

Разумеется, Институт в нынешнем его виде тоже имеет право, тоже оправдан. Нормативизм в хозяйственно-правовой школе с его сочетанием частноправового и публично-правового регулирования по-прежнему играет ведущую роль. Но без правового институционализма после Мамутова он обречен. Нужна кристальная честность нормотворцев и правоприменителей, а с этим у нас дефицит. Поэтому нормативизм и правовой институционализм –  это два крыла, без которых нам не летать. Именно равноценная ведущая роль обоих способна обеспечивать целенаправленное сбалансированное движение вперед.

 

Берегитесь мартовских ид!

«Претерпевший же до конца спасен будет»

 

У додатку звернення до

Національної Ради з питань розвитку науки і технологій.


Использованные источники:

1.                Гай Юлий Цезарь. Википедия – свободная энциклопедия. URL: https://korrespondent.net/url.hnd?url=https%3a%2f%2fru.wikipedia.org%2fwiki%2f%25D0%2593%25D0%25B0%25D0%25B9_%25D0%25AE%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25B9_%25D0%25A6%25D0%25B5%25D0%25B7%25D0%25B0%25D1%2580%25D1%258C

2.                Мажор И. Что такое мартовские иды? Триумф и трагедия Цезаря. Школа жизни.ру. Познавательный журнал. URL: https://korrespondent.net/url.hnd?url=https%3a%2f%2fshkolazhizni.ru%2fculture%2farticles%2f53991%2f

3.                Ханенкова Е. Мартовские иды: страх и трепет для каждой власти. REGNUM . Информационное агенство. 15 марта 2017. URL:

4.                Мельников М. Мартовские иды: почему Цезарь должен был умереть ЭКСПРЕССгазета. 15 марта 2017. URL:  https://korrespondent.net/url.hnd?url=https%3a%2f%2fwww.eg.ru%2fsociety%2f63666%2f

5.                Лазарев С.Н. Облики гордыни. URL:  https://korrespondent.net/url.hnd?url=https%3a%2f%2freader.bookmate.com%2fXzlfmUx7

 

 

 

 

НАЦІОНАЛЬНА РАДА З ПИТАНЬ

РОЗВИТКУ НАУКИ І ТЕХНОЛОГІЙ

 

Грудницької Світлани Миколаївни,

доктора юридичних наук, професора, завідувачки сектору сприяння розвитку економіко-правових досліджень

Інституту економіко-правових досліджень НАН України, прож. м. Київ, вул. Антона Цедіка, 9. гуртож.

                                                             +38 (050) 474 51 88

 

ЗВЕРНЕННЯ

 

З метою підтримки та розвитку фундаментальних досліджень на світовому рівні у галузі знань 08 «Право», нового перспективного міждисциплінарного правового інституціонального напряму наукових досліджень, спрямованих на вирішення значних завдань у галузі 12 «Юридичні науки», координації спільної діяльності та ефективного використання фінансових, матеріально-технічних та кадрових ресурсів за визначеним науковим напрямом, відповідно до статті 15 Закону України «Про наукову і науково-технічну діяльність» від 26.11.2015р., прошу розглянути питання про перспективи утворення державної ключової лабораторії за напрямом наукових досліджень з використанням правового інституціонального підходу.

У процесі наукових досліджень проблем правосуб’єктності, які проводилися в Інституті економіко-правових досліджень НАН України протягом останнього десятиріччя, встановлено, що численні фундаментальні наукові проблеми, які формувалися у рамках західної традиції континентального права і не знаходили вирішення протягом десятиліть і навіть століть, отримують фронтальне, каскадне вирішення при підході до них з точки зору східної християнської традиції та започаткованої на її основі східної традиції континентального права. Західна традиція континентального права сягає своїм корінням в західну християнську традицію, яка ґрунтується на протиставленні матеріального і духовного, індивідуального і колективного, приватного і публічного начал (юридична доктрина спокути), тоді як східна традиція, навпаки, зорієнтована на їх сполучення (теорія воскресіння). У праві західна і східна традиція не заперечують, а знаходяться у діалектичному зв’язку і взаємодоповнюють одна одну.

За результатами проведених досліджень обґрунтовано правовий інституційний підхід та на його основі метод балансу інтересів у правовому регулюванні, обґрунтовано нову правову інституційну теорію та розвинуто цілу низку вже існуючих фундаментальних теорій.

Правовий інституціональний підхід  передбачає  сполучення приватного, публічного і морального правового регулювання,  яке ґрунтується на статтях 22 і 23 Конституції України і є чинником формування правових інститутів як сталих збалансованих сукупностей прав людини і громадянина, унормованих в різноманітних джерелах права.

Сьогодні від юридичної науки потрібне широке осмислення нового напряму на основі і в розвиток традиційного досвіду правового регулювання, що має дати фронтальне покращення правового клімату в Україні та виразитися в різноманітних реформаційних процесах в праві, починаючи з формування східної гілки в теорії держави і права та закінчуючи гармонізацією традиційних галузей права з новим правовим досвідом і появою нових, уніфікуючих галузей (економічного права тощо).

По факту йдеться про започаткування нової, п’ятої господарського-правової школи, адекватної періоду глобалізації й інформаційного суспільства, яка передбачає сполучення приватного, публічного та морального правового регулювання, з перспективним переростанням її в школу економічного права.

Доцільним буде формування на основі громадського діалогу за участю різних інститутів громадянського суспільства, в т.ч. держави, кодексу уніфікованих базових моральних норм на основі споконвічної християнської традиції. Лабораторія могла би взяти на себе функцію координації, методологічного забезпечення та правового оформлення відповідних процесів та їх результатів. Такі дослідження здатні підняти категорію європейських цінностей (за своєю сутністю християнських) на більш високий рівень, зробити свій внесок у розвиток не тільки національного, а й наднаціонального, європейського права. В решті решт це має принципове значення для покращення бізнес-клімату та стану справ з дотриманням принципу верховенства права в Україні.

Ми вступили в епоху систематизації накопичених знань і формування уніфікованого знання. Це епоха міждисциплінарних досліджень і методологічних синтезів, проведення яких без урахування стійких моральних засад не має сенсу. Підписання Україною Договору про асоціацію з ЄС вивело на порядок денний питання сталого розвитку. Сьогодні вимагають осмислення багато нових категорій морального порядку, починаючи з поняття справедливості, стало реальним ставити питання про право на справедливу рівну свободу і компенсацію її нестачі, захист більш слабкої сторони та інші форми прояву милосердя в праві, правові засоби його заохочення тощо (споконвічно християнський підхід). Всі ці завдання вимагають реалізації. Під супроводом державної ключової лабораторії вони можуть бути розв’язані.

Гамбурзька торгова палата підтвердила актуальність подальшого проведення українськими вченими наукових досліджень з використанням правового інституціонального підходу, як таких, що розвивають в умовах України правовий інституціоналізм, який практикується в країнах ЄС, і що такі дослідження мають пріоритетне значення.

Наукове відкриття діалектичного зв’язку «західної» і «східної» традицій в континентальному праві та закономірності фронтального отримання «східних» наукових відповідей на сформульовані «західними» науками проблеми, котрі тривалий час не знаходили вирішення, започаткувало новий напрям у розвитку науки, що має ключове значення і тягне за собою необхідність перегляду теоретичних положень у галузі знань 08 «Право» та забезпечення збалансованого доповнення «західних» аналітичних підходів до наукового пізнання права «східними» синтетичними підходами, синхронізації розвитку «східної» гілки континентального права із «західною», налагодження їх ефективного взаємного впливу та отримання синергетичного ефекту.

Прошу сприяння в питанні збереження та розвитку пріоритетного наукового напряму.

 

15.03.2019р.                                                      С.М.Грудницька  

 

Рубрика "Я - Корреспондент" является площадкой свободной журналистики и не модерируется редакцией. Пользователи самостоятельно загружают свои материалы на сайт. Редакция не разделяет позицию блогеров и не отвечает за достоверность изложенных ими фактов.
РАЗДЕЛ: Новости науки
ТЕГИ: наука,ученый,академик,хозяйственный кодекс,хозяйственное право
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.