У каждого, кого обделили хлебом, появится закономерное желание спросить у власти и конкретно у Януковича: где «покращення життя»?
Древнеримская сентенция «Хлеба и зрелищ», ставшая символическим обозначением потребительских настроений и духовного упадка, царившего в обществе времен поздней Римской империи, с каждым днем как нельзя актуальнее и применимее подходит для описания ситуации в современной Укарине. В социально-политической атмосфере, царящей в укаринском обществе, смешались нереализованные патерналистские настроения значительной части граждан, разочарование от недостигнутого «покращення життя», обещанного «вже сьогодні» и не предоставленного за год, стремление власти оправдаться перед разуверившимся избирателем мантрой о проводимых реформах и попытки той самой власти максимально оградить людей от ненужных размышлений о политике, заняв их головы различными видами шоу и перфоменса.
Вот только в отечественных реалиях поговорку «Хлеба и зрелищ» для пущей наглядности и достоверности стоило бы заменить выражением «зрелища без хлеба». Если начать с «хлеба», то его не хватает. Точнее не хватает на всех. Хвататет на преобретение вертолета и проведение ремонта в здании Кабмина. А вот на больницы, школы, бюджетников и даже административный аппарат средства наскребаются по сусекам. Скребут за счет давления налоговой на бизнес, узаконенных авансовых налоговых платежей, выдавливания по копейке нехватающих денег из реального сектора экономики. Но все равно не хватает. Поэтому сначала урезаются премии, потом задерживаются зарплаты. Потом за «ненадобностью» закрываются некоторые школы и больницы. Подобные случаи уже имели место, в частности в Донецкой и Запорожской областях. И, вероятно, будут продолжаться. Ведь денег в казне так и не пребавилось.
В конечном счете, из-за нехватки «хлеба» на всех власть начинает экономить даже на своих низших звеньях – мелких чиновниках бюрократического аппарата, которых еще в декабре было велено сократить на треть. Данное высочайшее поручение, конечно, выполняется со скрипом, медленно и не очень уверенно. Но тем хуже. Ведь еще Макиавелли учил государей, что обиды нужно наносить разом – чтобы они не запомнились и за них нельзя было отомстить. А благодеяния нужно растягивать – чтобы народ распробовал их вкус и проникся чувством благодарности.
Однако власть, вопреки логике и ввиду незнакомства с творчеством Макиавелли, поступает наоборот, растягивая обиды, отсрочивая увольнения, сокращения и ликвидации и оставляя общество в невыносимом моральном напряжении. А невыносимость и раздражение постепенно сменяются ненавистью. Народ все больше, все громче и все увереннее, правда по преждему бессознательно, но все осознаннее ропщет. Пока что народ ропщет по факту. Сократили с госслужбы – плохо. В магазинах пропала гречка – досадно. Выросли цены на бензин – нехорошо.
Но дорожает не только гречка и бензин. А сокращают не только с госслужбы. И налоговики обдирают не только малый бизнес в небольших офисах. Обещанное «покращення» не наступает для всех. И каждый постепенно начинает искать причину того, почему, из-за чего, в конечном итоге и главное ИЗ-ЗА КОГО не наступает вожделенное «покращення». Здесь сделаем ссылку на то, что люди не склонны искать проблемы в себе, заниматься самоанализом и рефлексировать на тему собственных ошибок. И они также не слишком склонны ждать. А потому ответ на вопрос из-за кого не наступает покращення, родится в каждой отдельной голове сам собой: из-за власти. Поскольку живым олицетворением и наглядной персонификацией этой власти является президент Янукович, сконцентрировавший в сових руках, пожалуй, всю возможную полноту власти, ответ на вопрос «из-за кого» неумолимо будет указывать именно на него – на главу государства.
И тогда у каждого, кого обделили хлебом, появится закономерное желание спросить у власти и конкретно у Януковича: где «покращення життя»? Где хоть какие-то видимые и ощутимые результаты реформ? Почему вертолет для президента обошелся бюджету дороже, чем образование за границей для 300 лучших студентов и аспирантов? Почему новые дороги строятся в окресностях Межигорья, а не в окресностях сел в Харьковской области. Таких вопросов будет масса. До бесконечности много. Власть уже сейчас очень хорошо понимает, что тогда ей не удастся «почути кожного» и «прочухати» мозги всем сразу. А это означает протест. Но ведь именно протеста эта власть и боится больше всего, памятуя результаты Оранжевой революции. По крайней мере, реакция на налоговый майдан предпринимателей – яркое тому свидетельство и подтверждение.
Именно поэтому влсть стремится всеми возможными путями не допустить протеста. И для достижения этой цели у нее есть всего два пути. Первый путь – умерить собственную алчность и накормить всех хлебом. Но умерить алчность для этой власти – слишком большая жертва. Да и хлеба, как мы уже определились, на всех и в достаточном колличестве все равно не хватит. И второй путь – отвлечь людей зрелищами. Вот на этот путь – на зрелища без хлеба, или точнее – на зрелища в отсутствие хлеба и сделала власть ставку в своей информационной политике.
Людей усиленно пичкают зрелищами. Причем с каждым днем зрелища становятся, во-первых, все аполитичнее, во-вторых, все низкопробнее и абсурднее, и, в-третьих, все навязчивее. Аполитичность информационного пространства в особенности явственно видна из контента телевизионных эфиров. Все больше становится всевозможных мыльных сериалов, незамысловатых, но затейливых шоу, песенных и танцевальных конкурсов, скандальных передач с сугубо бытовым содержанием – словом, все больше всего, что забивает мозг человека. Всего, что отвлекает от реалий и заставляет хотя бы временно забыть о «хлебе», не думать о проблемах. А, следовательно – не искать виновного в этих проблемах.
Более того, в зрелище и перфоманс превращаются даже политические ток-шоу, которые изначально должны были служить, если не местом для глубокого анализа политической и социально-экономической ситуации, то хотя бы площадкой для откровенной дискуссии о действительно важных для общества проблемах. Собственно, как это происходит и как студия политического ток-шоу превращается в ринг для драк и подиум для низкопробных скандалов, в своей последней публикации на УП продемонстрировала Ирина Геращенко.
То же самое происходит с радио и с прессой. Причем непослушная пресса просто выдавливается руками зависимых от власти собственников, как это случилось с «Газетой по-киевски». Складывается стойкое ощущение, что все это – не случайность и не стечение обстоятельств. Это сознательная политика власти по зачистке медиа-пространства от политики и от «лишних» мыслей. Ведь если этой власти попросту нечего сказать, а повторяемой изо дня в день и из уст в уста мантре про реформы люди верят все меньше, сам собой напрашивается логичный путь: просто не говорить о политике. И, похоже, информационная стратегия власти идет именно по этому пути. Таким образом, власть выигрывает время, лелея надежду все же задавить имеющуюся альтернативу, последним полноценным оплотом которой остается, пожалуй, только интернет – оазис свободомыслия и права на собственную позицию в пустыне бессодержательных зрелищ и трусливо покорного соглашательства.
И в этой атмосфере информационной пустоты и забивающей мозги пропагандистской шелухи у гражданского общества остается только один путь: ДУМАТЬ! И не сдаваться. Не поддаваться на давление, угрозы или подкуп. Ведь, как писал Евгений Шварц в своей пьесе «Дракон», «Теперь можно думать. Трудно. Непривычно. Но можно!»
Алексей Красноперов, политический консультант
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.