История ДЕГРАДАЦИИ одной страны

05 липня 2022, 00:42
Власник сторінки
0
432

Заметка о том, как большое Литовско - Русское государство превратилось в маленькую озлобленную Литву

 

В начале XIII века литовские племена находились в состоянии полной политической раздробленности. К этому времени над ними нависла грозная опасность порабощения со стороны агрессивных западных соседей – Ливонского и Тевтонского немецких орденов. Это заставило литовские племена объединяться вокруг одного военного вождя. Вначале таким вождём стал первый литовский великий князь Миндовг, но он пал жертвой заговора. После периода смут в начале XIV века появился новый могущественный вождь Гедимин, которому удалось создать прочное объединение литовских и западнорусских земель.

При Гедимине вся Полоцкая земля примкнула к Литве. Далее великое княжество Литовское включило в свой состав Турово-Пинское Полесье (бассейн реки Припяти) и землю Берестейскую (Подляшье). Столицей нового государства стала Вильна. Таким образом, коренная Литовская земля окружилась поясом подвластных литовским князьям русских земель. Почти с самого своего основания великое Литовское княжество имело характер литовско-русского. Его государь носил титул великого князя Литовского и Русского. Гедимин и его сыновья были женаты на русских княжнах, при дворе и в официальном делопроизводстве господствовал русский язык (литовской письменности тогда ещё не существовало).

Уже при Гедимине киевские князья признали верховную власть великого князя Литовского. Сын Гедимина Ольгерд в 1362 году привёл Киев под свою непосредственную власть и посадил в нём наместником своего сына Владимира. Вскоре Ольгерд подчинил Литве почти всю Волынскую землю. В 1362 – 63 годах Ольгерд вёл войну с татарами, разбил их, овладел Подолией и продвинул южные границы своего государства до берегов Чёрного моря. Кроме южнорусских областей Ольгерд подчинил своей верховной власти Чернигово-Северскую землю и часть Смоленской земли. В результате великое княжество Литовское в конце XIV века превратилось в обширное государство, которое простиралось от берегов Балтийского до Чёрного моря. В этом государстве западнорусские земли составляли 9/10 всей территории, и большинство населения было русским.

Эти успехи князей литовских объясняются тем, что западнорусские земли охотно признавали власть Литвы, чтобы избавиться от власти татар. Кроме того, присоединяясь к Литве, русские земли не испытывали национального или религиозного гнёта, или какой-либо ломки в строе и характере местной жизни. В большинстве западнорусских земель сначала оставались на своих местах прежние князья – Рюриковичи, только в некоторых местностях их заменили литовские князья – Гедиминовичи. За исключением этого никаких существенных перемен не происходило. Верховная литовская власть была чужда тенденции к нивелировке областной жизни. «Мы старины не рухаем, а новин не уводим» - провозглашали великие князья литовские.

Ситуация начала меняться с конца XIV века. После смерти Ольгерда (1377 г.) в Литве началась борьба за власть. В это время соседняя Польша так же переживала династический кризис. Пришедший к власти в Литве сын Ольгерда Ягайло согласился жениться на дочери умершего польского короля Ядвиге и принять польскую корону. В 1386 году Ягайло принял католичество и стал королём польским под именем Владислава. Ягайло обещал польским послам привести в католическую веру всех своих родственников и подданных и присоединить княжество Литовское к Польше. Однако попытка уничтожения самобытности Литовского государства вызвала открытое восстание литовских князей и бояр, во главе которых встал двоюродный брат Ягайла Витовт. Восстание против полонизации встретило всенародную поддержку, и Ягайло вынужден был пойти на уступки.

Случай с Ягайло – яркий пример того, как отдельная личность, обличённая властью, может изменить судьбу страны и народа.

В 1392 году было заключено соглашение, по которому Витовт был признан пожизненным великим князем Литовским под суверенитетом польского короля, с тем, однако, что после его смерти его владения должны были перейти под непосредственную власть польского короля. Однако фактически Витовт вёл себя как самостоятельный и независимый государь. Тяжёлое поражение, которое потерпел Витовт в сражении с татарами на реке Ворскла в 1399 году, вынудило искать Витовта снова сближения с Ягайлом. В 1401 году договор об унии был подтверждён на условиях раннего соглашения 1392 года. После этого оба государя в целом действовали заодно в вопросах внешней политики, и в 1410 году объединённые польско-литовско-русские войска в битве при Грюнвальде нанесли тяжелейшее поражение Тевтонскому ордену, и тем самым на несколько столетий остановили немецкую экспансию на восток.

В своей внутренней политике Витовт был сильным и деятельным государем. Подавив сопротивление некоторых местных князей, от которых он требовал «покоры» и послушания, Витовт упразднил крупные областные княжения в Полоцке, Новгороде Северском, Киеве, на Волыни и в Подолье. Вместо прежних князей Рюриковичей и Гедиминовичей Витовт стал назначать в эти области своих наместников.

Во внешней политике Витовт также достиг значительных успехов. На рубеже XIV и XV веков он присоединил к великому княжеству Литовскому княжества Смоленское и Вяземское, а также целый ряд «верхнеокских» княжеств. Таким образом, в начале XV века великое княжество Литовское охватывало не только Литву, всю Северо-Западную и почти всю Юго-Западную Русь, но и западную часть Великороссии, целиком или частью Смоленскую, Калужскую, Тульскую, Орловскую и Курскую губернии. В конце правления Витовта подготовлялся план венчания его королевскою короною, но план этот не удалось осуществить вследствие противодействия поляков. Литовцы называют Витовта Великим.

После смерти Витовта (1430 г.), при котором Литва достигла наибольшего расцвета, к власти в Литве пришёл Сигизмунд, который ориентировался на союз с Польшей. В 1430 году Литва и Польша возобновили договор об унии, согласно которому государи обеих стран избирались совместно. «Привилеи», изданные Сигизмундом, подтвердили права не только литовской, но и русской знати, но правом занятия высших должностей в государстве пользовались только католики. Сигизмунд возбудил против себя недовольство знати и в 1440 году был убит заговорщиками. Преемником ему литовские паны выбрали Казимира (1440 – 1492). Русские земли сначала отказались повиноваться ему, но потом одна за другой покорились. После гибели польского короля Владислава в битве с турками при Варне в 1444 году, поляки выбрали Казимира своим королём и, таким образом, возобновилась личная уния великого княжества Литовского и королевства Польского. В 1447 году Казимир издал важный общеземский привилей, который даровал или подтверждал князьям, панам и шляхте великого княжества все права, вольности и привилегии, которые имели князья, паны и шляхта королевства Польского. Кроме личных прав, как свободное распоряжение имениями и ненаказуемость без судебного разбирательства, привилей представлял шляхте власть над крестьянским населением ее имений. Продолжительное пребывание Казимира в Польше и поглощение его сил и внимания делами польской политики, способствовало дальнейшему ослаблению власти «господаря» в великом княжестве Литовском. 

При отсутствии сильной и авторитетной великокняжеской власти Литовско-Русское государство ослаблялось ещё религиозно-национальной враждой. С половины XV века борьба между католицизмом и православием усилилась в связи с попытками осуществить в великом княжестве церковную унию. Митрополит западнорусской православной церкви Григорий Болгарин принял Флорентийскую унию и обязался привести к ней свою паству. Однако его попытка не имела успеха вследствие сопротивления православного духовенства и мирян. В тоже время высшая русская аристократия, остававшаяся православной, была недовольна старым установлением, согласно которому высшие должности в государстве могли занимать только католики.

Начиная с конца 80-х годов XV века, русские князья многих областей начинают отпадать от Литвы и переходить под власть Москвы. Военно-политическое положение великого княжества Литовского в конце XV века осложнялось тем, что оно испытывало с востока натиск Москвы, а с юга на его границы производили опустошительные набеги крымские татары. Под натиском крымских татар южные пределы Литовско-Русского государства отступали на север, и широкая полоса причерноморских степей оказалась во владении крымской татарской орды под суверинитетом турецкого султана. 

Во внутреннем развитии Литовско-Русского государства происходил рост политического значения «народа-шляхты» и ослаблялась централизация. К концу независимого существования великого княжества Литовского шляхта сделалась в нём полновластным распорядителем судеб государства и общества, одинаковым с «суседы и братьею своею рыцерством Коруны Польское». Если кратко подытожить общественные процессы в Литовско-Русском государстве, то их можно охарактеризовать современным словом «децентрализация». Центральная власть ослаблялась, а вершителями судеб государства оказались несколько десятков княжеских и панских фамилий.

В 1552 году молодой московский царь Иван IV с огромным войском после кровопролитного штурма овладел Казанью. Так пал осколок Золотой Орды – Казанское ханство. В 1556 году была сравнительно легко завоёвана Астрахань. Так пал другой осколок Орды – Астраханское ханство. Вся Волга в среднем и нижнем течении стала рекой Московского государства. После этих внешнеполитических успехов Иван IV поставил целью пробиться к Балтийскому побережью. В 1558 году царь послал свои рати на Ливонию. Магистр Ливонского ордена попросил помощи и покровительства великого князя Литовского, а Ревель (Таллинн) и Эстляндия признали над собою власть Швеции. Таким образом, Ливонская война повлекла за собою затяжную войну Москвы с Литвой и Швецией. Начало войны было удачным для Москвы. Московские войска нанесли страшное опустошение Литве. Были взяты около 20 ливонских городов и древний русский город Полоцк. Литовское правительство увидело, что не может самостоятельно справиться с Москвой. Оно было вынуждено начать переговоры с Польшей об унии.

Поляки опять требовали полной инкорпорации великого княжества Литовского в корону Польскую. Литовские магнаты по-прежнему отстаивали самобытность великого княжества Литовского и желали лишь тесного военно-политического союза с Польшей. Однако рядовая литовско-русская шляхта желала унии как единственного выхода из своего положения, единственного средства к облегчению себе несносных «бремен» войны. На «спольном» (общем) Люблинском сейме 1569 году возникли резкие споры и разногласия между поляками и литовцами. Литовские послы покинули Люблин. Тогда поляки, сознавая свою силу и видя бессилие Литвы, королевским «универсалом» объявили аннексию территорий, находившихся до того под властью Литвы. Этот захват был назван «возвращением» Польше её исконных территорий. К Польше отошли земли, большинство которых относится теперь к территории современной Украины: Подляшье, Волынь, Киевщина и Подолия. Литовцы были вынуждены капитулировать, и их послы возвратились в Люблин. После этого 1-го июля 1569 года был подписан акт унии, согласно которому корона Польская и великое княжество Литовское составляют одну «Речь Посполитую» с общим, совместно избираемым государем, с общим сенатом и сеймом и сообща ведут внешнюю политику. Потеря Литвой четырёх обширных и важных областей (около половины всей территории) ослабило великое княжество Литовское и почти лишило его самостоятельного значения в международных политических отношениях. В результате Люблинской унии (1569) возникло новое государство «Речь Посполитая», которая была конфедерацией двух государств - короны Польской и великого княжества Литовского. При объединении поляки, пользуясь трудностью положения Литвы в связи с её войной с Московией, «оттяпали» у Литвы почти половину её территории.

В действительности и после Люблинской унии великое княжество Литовское не слилось с Польшей в одно государство, но сохранило в значительной степени свою государственную особенность и самобытность. Сохранился особый литовский сейм, правительственные должности, отдельное войско и свои законы. В 1588 году был издан 3-й Литовский статут, по-прежнему на русском языке. Однако Люблинская уния всё же оказала значительное влияние как на внутренний строй и быт, так и на внешнее положение великого княжества Литовского. Вскоре шляхта великого княжества Литовского стала в социально-политической жизни таким же господствующим сословием, каким была шляхта в Польше. Всё более усиливалось польское культурное влияние в Литве и, тем более, в аннексированных областях. Это приводило к полонизации не только литовской, но и русской шляхты, создавая тем самым отрыв шляхты от русского православного населения. 

В аннексированные Польшей южные земли великого княжества Литовского – Киевская земля, Волынь, Подолье и Подляшье, устремилась польская шляхта, которая получила здесь от польского правительства земельные владения и доходные должности. Польская шляхта стремилась ввести в новоприсоединённые земли крепостное право на крестьян, а католическое духовенство поставило своей целью присоединение православного населения к католической церкви. Как средство перехода от православия к католицизму была придумана церковная уния, при которой русская церковь сохранила бы православные обряды и обычаи, но признала бы католические догматы и власть римского папы.

В 1596 году в Бресте состоялся церковный собор, на котором киевский митрополит Михаил Рогоза и большинство западнорусских епископов приняли решение о соединении церквей. Два епископа, часть духовенства и огромное количество приехавших на собор мирян отказались принять унию и образовали особый собор. Обе стороны предали одна другую проклятию и вступили в ожесточённую борьбу. Польское правительство, разумеется, признало законным постановление униатского собора. Король издал манифест о состоявшемся объединении церквей, и православие официально перестало существовать как признанная законом религия. В результате политической Люблинской унии (1569) и церковной Брестской унии (1596) южнорусские области Речи Посполитой стали ареной борьбы национальной – против полонизации, религиозной – борьбы православия против католицизма, социальной – борьбы широкой массы южнорусского крестьянства против угнетения его польско-литовской шляхтой.

После Переяславской Рады и приведения к присяге Малороссии, Москва в начале 1654 года объявила войну Речи Посполитой. Начало войны было удачным для московских войск. Был взят Смоленск, а затем была занята вся Белоруссия с городами Минском, Могилевом, Витебском. После этого была покорена вся Литва со столицей Вильной.

В 1795 – 1815 годах вся Литва (кроме Клайпеды) вошла в состав России. В 1830-1831 и 1863-1864 годах литовцы участвовали в Польских восстаниях. С февраля по август 1919 года Литва входила в состав Литовско - Беларусской ССР. С августа 1919 года Литва самостоятельное государство. В августе 1940 года Литва в качестве Литовской ССР вошла в состав СССР.

Сейчас, после распада СССР, Литва гордится тем, что является членом некой американо-европейской организации и занимает крайне антироссийскую позицию. Приведенная история печальный пример того, как происходит вырождение и деградация при потере своего лица, своей самобытности. Это касается как отдельного человека, так и народа и государства.


 

 

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
ТЕГИ: Россия,история,Литва,государство,народ,Прибалтика
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.