Речь Посполитая и Украина. Продолжение материала от 3 мая 2022 г. об истории отношений Польши и Литвы с Украиной
После того как
юго-западная Русь в XIV веке была захвачена Польшей и Литвой, днепровские степи
стали юго-восточной окраиной Польско-Литовского государства. В документах XIV
века для юго-западной Руси появляется название Малая Россия.
С XV века
становится заметным вторичное заселение среднего Поднепровья. Этому
способствовали следующие обстоятельства. Южная степная окраина Руси стала
безопаснее вследствие ослабления и распадения Орды. В пределах Польского
государства стала усиливаться эксплуатация крестьян. Прежнее оброчное
крестьянское хозяйство в XV веке стало заменяться барщиной. Крепостное право
получило ускоренное развитие. В порабощаемом сельском населении усилилось
стремление уйти от панского ярма на более привольные места. Начался отлив
крестьянского населения из Галиции и внутренних областей Польши на
юго-восточную приднепровскую окраину Польско-Литовского государства.
Богатые польские
вельможи, Конецпольские, Потоцкие, Вишневецкие приобрели обширные степные
вотчины на юго-восточной украйне, и были заинтересованы в заселении пустовавших
дотоле областей старой Киевской Руси. Они и стали руководителями колонизации. В
короткое время здесь появились десятки и сотни городов и местечек с тысячами
хуторов и селений. В это время в Польше часто были слышны жалобы на запустение многолюдных прежде местечек и
сёл в центральных областях Польши.
Население,
которое возвращалось в южнорусские места, было в основном русским. Это были
потомки тех, кто когда-то уходил на запад от угрозы кочевых племён. Это видно
из того, что возвращавшееся население было православного вероисповедания. Язык
этого населения был близок к старославянскому и древнерусскому, хотя, конечно,
долгое пребывание в соприкосновении с поляками и литовцами придало языку
своеобразие, и польский язык оказал влияние на язык южнорусской, а сейчас
украинской, народности.
Эта Русь,
возвращавшаяся на свои старые пепелища, встретилась с бродившими здесь
остатками старинных соседей, торков, берендеев, печенегов, половцев и других
азиатских кочевников. Естественно думать, что из вернувшихся на южнорусские
степи славян и осевших здесь остатков кочевых тюркских народов, сформировалась
малорусская, а теперь украинская народность.
В 1558 году
московский царь Иван IV поставил целью пробиться к Балтийскому побережью и
послал свои рати на Ливонию. Магистр Ливонского ордена попросил помощи и
покровительства великого князя Литовского, а Ревель (Таллинн) и Эстляндия
признали над собою власть Швеции. Таким образом, Ливонская война повлекла за
собою затяжную войну Москвы с Литвой и Швецией.
Начало войны
было удачным для Москвы. Московские войска нанесли страшное опустошение Литве.
Были взяты около 20 ливонских городов и древний русский город Полоцк. Литовское
правительство увидело, что не может самостоятельно справиться с Москвой. Оно
было вынуждено начать переговоры с Польшей об унии.
Несмотря на то,
что между Польшей и Литвой существовала личная уния, Литва всё ещё
сохраняла самостоятельность со всеми атрибутами государственности. Поляки
требовали полной инкорпорации великого княжества Литовского в корону Польскую. Литовские магнаты по-прежнему отстаивали
самобытность великого княжества Литовского и желали лишь тесного
военно-политического союза с Польшей. Однако рядовая литовско-русская шляхта
желала объединения как единственного выхода из своего положения, единственного
средства к облегчению себе несносных «бремен» войны.
На «спольном»
(общем) Люблинском сейме 1569 году возникли резкие споры и разногласия между
поляками и литовцами. Литовские послы покинули Люблин. Тогда поляки, сознавая
свою силу и видя бессилие Литвы, королевским «универсалом» объявили аннексию
территорий, находившихся до того под властью Литвы. Этот захват был назван
«возвращением» Польше её исконных территорий. К Польше отошли земли,
большинство которых относится теперь к территории Украины в её современных
границах: Подляшье, Волынь, Киевщина и Подолия.
Литовцы были
вынуждены капитулировать, и их послы возвратились в Люблин. После этого 1-го
июля 1569 года был подписан акт унии, согласно которому корона Польская и
великое княжество Литовское составляют одну «Речь Посполитую» с общим,
совместно избираемым государем, с общим сенатом и сеймом и сообща ведут внешнюю
политику. Таким образом, в результате Люблинской унии (1569) возникло новое
государство «Речь Посполитая», которая была конфедерацией двух государств -
короны Польской и великого княжества Литовского. Потеря Литвой четырёх обширных
и важных областей (около половины всей территории) ослабило великое княжество
Литовское и почти лишило его самостоятельного значения в международных
политических отношениях.
В
действительности и после Люблинской унии великое княжество Литовское полностью не
слилось с Польшей в одно государство, но
сохранило в значительной степени свою государственную особенность и
самобытность. Сохранился особый литовский сейм, правительственные должности, отдельное войско и свои законы. В 1588 году
был издан 3-й Литовский статут, по-прежнему на русском языке. Однако
Люблинская уния всё же оказала значительное влияние как на внутренний строй и
быт, так и на внешнее положение великого княжества Литовского. Вскоре шляхта
великого княжества Литовского стала в социально-политической жизни таким же господствующим
сословием, каким была шляхта в Польше. Всё более усиливалось польское
культурное влияние в Литве и, тем более, в аннексированных областях. Это
приводило к полонизации не только литовской, но и русской шляхты, создавая тем
самым отрыв шляхты от русского православного населения.
В
аннексированные Польшей южные земли великого княжества Литовского – Киевская
земля, Волынь, Подолье и Подляшье, устремилась польская шляхта, которая
получила здесь от польского правительства земельные владения и доходные
должности. Польская шляхта стремилась ввести в новоприсоединённые земли
крепостное право на крестьян, а католическое
духовенство поставило своей целью присоединение православного населения
к католической церкви. Как средство перехода от православия к католицизму была
придумана церковная уния, при которой русская церковь сохранила бы православные
обряды и обычаи, но признала бы католические догматы и власть римского папы.
В 1596 году в
Бресте состоялся церковный собор, на котором киевский митрополит Михаил Рогоза
и большинство западнорусских епископов приняли решение о соединении церквей.
Два епископа, часть духовенства и огромное количество приехавших на собор мирян
отказались принять унию и образовали особый собор. Обе стороны предали одна
другую проклятию и вступили в ожесточённую борьбу. Польское правительство,
разумеется, признало законным постановление униатского собора. Король издал
манифест о состоявшемся объединении церквей, и православие официально перестало
существовать как признанная законом религия.
Начались гонения на православие, закрытие православных церквей, изгнание
православных священников.
Лишенное
покровительства законов и предоставленное самому себе, православное население
начало борьбу за свою отеческую веру. Сначала православие защищали и некоторые
вельможи (как князь Константин Острожский), но значительное большинство
православной знати довольно скоро приняло католицизм и ополячилось. Борцами за
православие тогда явились православные церковные братства, которые появились в городах Киеве, Львове, Луцке и др.
При братствах строились типографии, школы, больницы,
развивалась широкая церковно-просветительная и благотворительная деятельность.
Уничтожить
православную церковь королевским декретом не удалось. Приехавший в 1620 году в
Западную Русь патриарх иерусалимский Феофан по просьбе православных поставил им
во все епархии православных епископов. Таким образом, в западнорусских областях
образовалась параллельно двойная церковная иерархия – православная и униатская.
Православный киевский митрополит Пётр Могила (с 1632 до 1646 гг.) основал в
Киеве знаменитую школу (Могилянскую академию), которая стала идейным центром западнорусского
православия. Другим таким центром был древний Киево-Печерский монастырь.
В результате
политической Люблинской унии (1569) и церковной Брестской унии (1596)
южнорусские области Речи Посполитой стали ареной борьбы национальной – против полонизации, религиозной – борьбы православия
против католицизма, социальной – борьбы широкой массы южнорусского
крестьянства против угнетения его польской шляхтой.
В человеческом обществе не существует
«перезагрузок», история никогда не заканчивается, она продолжается, и
все живущие участвуют в её создании.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.