Чтобы разбираться в современных событиях, полезно изучать и чаще вспоминать историю
Внутренняя
сущность людей не изменилась за многие столетия и даже тысячелетия. Когда
некоторые, вспоминая о древних, часто кровавых, событиях, говорят, так то всё было
в старину, сейчас всё совсем иначе. Дескать, прогресс, цивилизация, демократия,
гуманизм, толерантность, глобализация - это вам не шутки. Оно конечно так, но
глобализация и всё остальное хорошо для тех, кто всем этим управляет.
Наши соседи
Польша и Литва принимают близкое участие в Украине, поддерживают её, видимо
потому, что современная Украина в её состоянии их вполне устраивает. Тем более
что Польша и Литва к судьбам населения Украины несколько веков имели
непосредственное отношение. Итак, немного истории.
В начале XIII
века литовские племена находились в состоянии полной политической
раздробленности. К этому времени над ними нависла грозная опасность порабощения
со стороны агрессивных западных соседей – Ливонского и Тевтонского немецких
орденов. Это заставило литовские племена объединяться вокруг одного военного
вождя. В начале XIV
века у литовцев появился такой могущественный вождь Гедимин, которому удалось
создать прочное объединение литовских и западнорусских земель. При Гедимине вся
Полоцкая земля примкнула к Литве. Далее великое княжество Литовское включило в
свой состав Турово-Пинское Полесье (бассейн реки Припяти) и землю Берестейскую
(Подляшье). Столицей нового государства стала Вильна.
Таким образом,
коренная Литовская земля окружилась поясом подвластных литовским князьям
русских земель. Почти с самого своего основания великое Литовское княжество
имело характер литовско-русского. Его государь носил титул великого князя
Литовского и Русского. Гедимин и его сыновья были женаты на русских княжнах,
при дворе и в официальном делопроизводстве господствовал русский язык
(литовской письменности тогда ещё не существовало).
Уже при Гедимине
киевские князья признали верховную власть великого князя Литовского. Сын
Гедимина Ольгерд в 1362 году привёл Киев под свою непосредственную власть и посадил
в нём наместником своего сына Владимира. Вскоре Ольгерд подчинил Литве почти
всю Волынскую землю. В 1362 – 63 годах Ольгерд вёл войну с татарами, разбил их,
овладел Подолией и продвинул южные границы своего государства до берегов
Чёрного моря. Кроме южнорусских областей Ольгерд подчинил своей верховной
власти Чернигово-Северскую землю и часть Смоленской земли. В результате великое
княжество Литовское в конце XIV
века превратилось в обширное государство, которое простиралось от берегов
Балтийского до Чёрного моря. В этом государстве западнорусские земли составляли
9/10 всей территории, и большинство населения было русским.
Эти успехи
князей литовских объясняются тем, что западнорусские земли охотно признавали
власть Литвы, чтобы избавиться от власти татар. Кроме того, присоединяясь к
Литве, русские земли не испытывали национального или религиозного гнёта, или
какой-либо ломки в строе и характере местной жизни. В большинстве
западнорусских земель сначала оставались на своих местах прежние князья – Рюриковичи,
только в некоторых местностях их заменили литовские князья – Гедиминовичи. За
исключением этого никаких существенных перемен не происходило. Верховная
литовская власть была чужда тенденции к нивелировке областной жизни. «Мы
старины не рухаем, а новин не уводим» - провозглашали великие князья литовские.
Ситуация начала
меняться с конца XIV
века. После смерти Ольгерда (1377 г.) в Литве началась борьба за власть. В это
время соседняя Польша так же переживала династический кризис. Пришедший к
власти в Литве сын Ольгерда Ягайло согласился жениться на дочери умершего
польского короля Ядвиге и принять польскую корону. В 1386 году Ягайло принял
католичество и стал королём польским под именем Владислава. Ягайло обещал
польским послам привести в католическую веру всех своих родственников и
подданных и присоединить княжество Литовское к Польше.
Хотя это сделать
не удалось вследствие сопротивления литовских князей и бояр, во главе которых
встал двоюродный брат Ягайла Витовт, влияние католичества в Литве стало возрастать,
что способствовало возникновению религиозной розни в государстве и дальнейшему
сближению Литвы с Польшей. Уния 1385-1386 годов стала инкорпорацией (или «втелением») великого княжества Литовского в
Польское королевство. В 1392 году было заключено соглашение, по которому Витовт
был признан пожизненным великим князем Литовским под суверенитетом польского
короля, с тем, однако, что после его смерти его владения должны были перейти
под непосредственную власть польского короля. Однако фактически Витовт вёл себя
как самостоятельный и независимый государь. В 1401 году договор об унии ещё раз
был подтверждён на условиях раннего соглашения 1392 года. В конце правления
Витовта подготовлялся план венчания его королевскою короною, но план этот не
удалось осуществить вследствие противодействия поляков.
После смерти
Витовта (1430 г.), при котором Литва достигла наибольшего расцвета, к власти в
Литве пришёл Сигизмунд, который ориентировался на союз с Польшей. В 1430 году
Литва и Польша возобновили договор об унии, согласно которому государи обеих
стран избирались совместно. «Привилеи», изданные Сигизмундом, подтвердили права
не только литовской, но и русской знати, но правом занятия высших должностей в
государстве пользовались только католики. Сигизмунд возбудил против себя недовольство
знати и в 1440 году был убит заговорщиками. Преемником ему литовские паны
выбрали Казимира (1440 – 1492). Русские земли сначала отказались повиноваться
ему, но потом одна за другой покорились. После гибели польского короля
Владислава в битве с турками при Варне в 1444 году, поляки выбрали Казимира
своим королём и, таким образом, возобновилась личная уния великого княжества
Литовского и королевства Польского.
В 1447 году
Казимир издал важный общеземский привилей, который даровал или подтверждал князьям,
панам и шляхте великого княжества все права, вольности и привилегии, которые
имели князья, паны и шляхта королевства Польского. Кроме личных прав, как
свободное распоряжение имениями и ненаказуемость без судебного разбирательства,
привилей представлял шляхте власть над крестьянским населением ее имений.
Продолжительное пребывание Казимира в Польше и поглощение его сил и внимания
делами польской политики, способствовало дальнейшему ослаблению власти
«господаря» в великом княжестве Литовском.
При отсутствии
сильной и авторитетной великокняжеской власти Литовско-Русское государство
ослаблялось ещё религиозно-национальной враждой. С половины XV века борьба
между католицизмом и православием усилилась в связи с попытками осуществить в
великом княжестве церковную унию. Митрополит западнорусской православной церкви
Григорий Болгарин принял Флорентийскую унию и обязался привести к ней свою
паству. Однако его попытка не имела успеха вследствие сопротивления
православного духовенства и мирян. В тоже время высшая русская аристократия,
остававшаяся православной, была недовольна старым установлением, согласно
которому высшие должности в государстве могли занимать только католики.
Начиная с конца
80-х годов XV века, русские князья многих областей начинают отпадать от Литвы и
переходить под власть Москвы. Военно-политическое положение великого княжества
Литовского в конце XV века осложнялось тем, что оно испытывало с востока натиск
Москвы, а с юга на его границы производили опустошительные набеги крымские
татары. Под натиском крымских татар южные пределы Литовско-Русского государства
отступали на север, и широкая полоса причерноморских степей оказалась во
владении крымской татарской орды под суверенитетом турецкого султана.
Во внутреннем
развитии Литовско-Русского государства происходил рост политического значения
«народа-шляхты» и ослаблялась централизация. К концу независимого существования
великого княжества Литовского шляхта сделалась в нём полновластным
распорядителем судеб государства и общества, одинаковым с «суседы и братьею
своею рыцерством Коруны Польское».
Если кратко
подытожить общественные процессы в Литовско-Русском государстве, то их можно
охарактеризовать современным словом «децентрализация». Центральная власть
ослаблялась, а вершителями судеб государства оказались несколько десятков
княжеских и панских фамилий.
Территория
большей части современной Украины в конце XV века относилась к южной части
Польско-Литовского государства. После образования хищнического Крымского
ханства спокойная жизнь вблизи причерноморских степей стала невозможна. Здесь
могли жить только вооруженные люди, постоянно готовые к отражению татарских
набегов. Так здесь постепенно возникало сословие, которое получило название
«казаков».
С XV века на
южной Руси использовался польский обычай отдавать города с поселениями под
управление лиц знатного рода под названием старост. В начале XVI века являются
староства черкасское и каневское. Сама сторона, занимаемая этими староствами,
получила древнее название Украина, которое встречалось еще в конце XII века и
обозначало южную окраину Киевской Руси. Постепенно это название переходит на
всё пространство до Днестра, а потом и на Киевскую землю, а также на левый
берег Днепра.
На нижнем Днепре
у казаков возникло своё гнездо – это было Запорожье. Когда казаки стали
подвергаться стеснениям от польского правительства, они убегали в знакомые
запорожские места, куда не могли пробраться ни польские комиссары, ни их
отряды. В спокойное летнее время в Сечи было несколько тысяч человек, а на зиму
оставалось несколько сотен. Военным братством Запорожья, кошем, правил избираемый сечевою радою кошевой атаман, который с
выборными есаулом, судьёй и писарем составлял сечевую старшину, правительство.
Всю старшину сечевой круг запросто выбирал и так же просто смещал.
(Продолжение следует)
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.