«Демократия» в Древнем Риме
I – 6.09.21, II – 28.09.21, III – 31.10.21,… IV – 20.11.21, V – 9.12.21, VI – 11.1.22
Обсуждая
политическое устройство древних государств и наличие в них «демократических»
элементов, нельзя обойти молчанием организацию власти в Древнем Риме. Рим в
начальный период своего существования (традиционной датой основания города
считают 753 г. до н.э.) был городом-государством, как и полисы Древней Греции. Но
это был значительно более крупный город в сравнении с греческими полисами.
Считается, что население Рима возникло в результате слияния трёх племён,
латинян, сабинян и этрусков. Первые два племени, вероятно, были коренным населением
тех мест, а о происхождении этрусков у историков нет единого мнения. Замечательно,
что язык этрусков до настоящего времени полностью не расшифрован.
Традиционно
считают, что население Рима в древнейшее время состояло из 300 родов. Каждые 10
родов объединялись в курию, а каждые
10 курий – в трибу. Таким образом,
всего существовало три трибы, каждая
из которых была особым племенем. Вероятно, эти трибы были объединениями
латинских, сабинских и этрусских родов. В древнейшей римской общине органом
верховной власти считалось народное собрание по куриям. Такие собрания сами
римляне называли куриатными комициями.
В этих собраниях принимали участие все граждане Рима (populus Romanus). Народное собрание утверждало или отвергало новые
законы, решало вопрос о войне и мире и, как высшая инстанция, имело право
выносить смертный приговор римским гражданам. На народном собрании избирались
все высшие должностные лица, в том числе и цари. Первые римские цари были
выборными, и их власть в значительной мере ограничивалась комициями и советом
старейшин или сенатом.
По общему числу
родов сенат состоял из 300 сенаторов. Постепенно сложился обычай избирать
старейшин-сенаторов, как правило, из одной и той же семьи каждого рода, что
привело к возникновению привилегированных, иначе знатных, семей, члены которых
стали называться патрициями.
Описанное
общественно-политическое устройство раннего Рима даёт основание определить его
как военную демократию. Высшим
органом общины было народное собрание, которое представляло собой сходку
вооруженного народа, поскольку принимать участие в собрании могли лишь
мужчины-воины.
Уже на ранней
стадии существования Рима его народ разделился на привилегированные или
патрицианские семьи и семьи менее привилегированные. Следствием такого разделения
явилось возникновение общественного института клиентелы. Представители менее
знатных, часто обедневших родов и семей искали покровительства и защиты у
знатных людей, которые становились их патронами.
Те, кого защищал и поддерживал патрон, становились его клиентами. Таким образом, гражданами Рима были как те, кто
принадлежал к знатным родам, или патриции, так и остальное население, которое было
от них зависимо и являлось клиентами своих патронов.
Кроме патрициев
и клиентов, которые входили в состав римской общины, был слой населения,
который стоял особняком и быстро рос численно. Эта группа населения, по крайней
мере, в древнейший период, не входила в состав родов, курий и триб. Члены этой
группы населения назывались плебеями.
У историков нет единого мнения о происхождении плебеев. Скорее всего, плебеями
становились пришельцы, которые переселялись в Рим добровольно или принудительно
из покоренных племён. Плебеи были лично свободные люди, имевшие право, хотя и с
ограниченными правами, владеть землей и обязанные нести военную службу.
Поскольку плебеи не входили в состав римской родовой организации, они не
пользовались никакими политическими правами. Но со временем, перемешавшись с
незнатными родами римского населения и принимая на себя клиентские обязательства,
они постепенно на урезанных правах были включены в древнеримскую общину.
В ранней истории
древнего Рима был период, который называют «царским». Власть в Риме захватила
этрусская династия Тарквиниев. По преданию было семь этрусских царей. При этрусских
царях сущность царской власти стала иной, чем была до этого. Царь обладал
исключительным положением, и в его руках была сосредоточена вся полнота власти,
безусловное право приказа. Внешними признаками царского достоинства были
пурпурное одеяние, трон слоновой кости, свита охраны (ликторы).
При шестом царе
этрусской династии Сервии Тулии была проведена важная реформа. Он ввел новое
устройство римской общины на основе её территориально-имущественного деления.
Городская римская территория была разделена на четыре трибы. Эти трибы не имели
ничего общего со старыми родо-племенными трибами. К новым округам приписывалось
всё гражданское население, как патрицианское, так и плебейское, жившее в данном
округе и владевшее землёй. В результате этой реформы плебеи фактически
включались в состав единой с патрициями гражданской общины.
Наряду с
территориальным размежеванием всё население Рима было разделено на пять
имущественных групп, или классов. К первому классу принадлежали те, чье
имущество оценивалось в 100 тысяч асов (ас – медная монета весом 327,5 грамм),
ко второму – 75 тысяч асов, к третьему – 50 тысяч асов, к четвёртому – 25 тысяч
асов и к пятому – 12,5 тысяч асов. Бедные слои населения, не входившие в состав
этих классов, получили название пролетариев.
По-латински proles – потомство. В этом названии
содержался намёк на то, что всё их богатство состояло лишь в потомстве.
Реформа имела
также военное и политическое значение. Военное значение состояло в том, что
каждый имущественный класс должен был выставлять определенное количество
центурий (сотен). Первый класс выставлял 80 центурий пехотинцев и 18 центурий
всадников, следующие три класса – по 20 центурий пехотинцев и последний пятый
класс – 30 центурий легковооруженных пехотинцев. Пролетариями выставлялась одна
нестроевая центурия, а другими классами еще 4 нестроевых.
Однако центурия
была не только военной, но и политической единицей. Голосование в народном
собрании стало проводиться теперь по центуриям, и вскоре центуриальные комиции
оказались наиболее распространенным и популярным видом народного собрания. Так
как каждая центурия имела один голос, то первый класс, если только он выступал
единодушно, располагал всегда обеспеченным большинством голосов (98 из 193!). Проведенная
реформа нанесла сокрушительный удар по пережиткам родового строя и господству
родовой аристократии.
Хотя плебеи и были
включены в римскую общину, но на ограниченных правах. Они, в частности, не
имели доступа к так называемому общественному полю (ager publicus). Фонд общественного поля
непрерывно увеличивался, так как по римскому обычаю часть территории покоренных
италийских племён тоже превращалась в общественное поле. Занимать землю из
этого фонда имели право патриции для себя и своих клиентов, плебеи к этой земле
не допускались. Борьба плебеев за уравнение в правах и доступ к общественной
земле продолжалась долгое время. В результате упорной борьбы плебеи добились
своей цели. Для защиты плебеев была создана специальная должность
(магистратура) народного трибуна –
защитника интересов и прав плебса. Народные трибуны избирались только из самих
плебеев, пользовались неприкосновенностью и имели право запрета (право veto) распоряжений всех остальных
должностных лиц. Был принят закон, по которому решения плебейских собраний по
трибам приобретают силу закона. Так в Риме возникает новый и наиболее
демократический вид собрания – трибутные комиции. Вскоре плебеям стали доступны
все высшие должности, включая и высшие жреческие. Происходит полное уравнение в
правах и одновременно слияние патрицианско-плебейской верхушки, образование
нового привилегированного сословия – нобилитета.
Еще одним
привилегированным сословием было всадническое
сословие. Это была римская денежная аристократия, представители которой
занимались крупными денежными операциями (торговля, откупа, ростовщичество).
Абсолютно
бесправным слоем римского населения были рабы.
Рабство в Риме существовало издавна, но в результате непрерывных войн в
Средиземноморье, в Рим хлынуло огромное количество рабов. Положение рабов было
разным. Рабы выполняли работы, которые считались предосудительными для
свободного человека и гражданина – тюремщиков, палачей и т.п. Рабы были заняты
в сельском хозяйстве, и здесь они подвергались наиболее суровой эксплуатации.
Рабы, живущие в городе, входившие в состав фамилии, выполняли функции прислуги
и находились в сравнительно привилегированном положении. В особых и очень
тяжелых условиях жили рабы, работавшие в рудниках, каменоломнях или попавшие в
гладиаторские школы и казармы. По римским понятиям, раб не считался субъектом
права, не считался личностью, но лишь вещью, принадлежавшей своему хозяину,
«одушевленным орудием». Поэтому раб не имел никаких публичных прав – ни
гражданских, ни политических. Он не имел также и прав приватных: ни права на
собственность, ни права на семью. Это абсолютное бесправие делало общественное
положение всех рабов, даже тех, кто находился в относительно терпимом
положении, крайне тяжелым. Рабы могли бунтовать, иногда устраивать восстания,
но никакого участия в политической жизни и борьбе в Древнем Риме они не
принимали и были своеобразным пьедесталом, на котором разворачивалась политическая
борьба среди свободного населения. Иногда хозяева могли дать рабу свободу или
тому удавалось выкупиться из рабства. Такие жители Рима назывались вольноотпущенниками или (либертинами). Они тоже имели крайне
урезанные гражданские права и в основном занимались хозяйственной деятельностью
и торговлей, наживая иногда большие состояния.
После изгнания этрусских царей в Риме на несколько
столетий установился республиканский строй. Система управления обществом
была разработана достаточно детально и оказалась на долгое время весьма эффективной.
Власть царя была заменена властью двух ежегодно избираемых должностных лиц
(магистратов) - консулов. К ним перешли
царские функции за исключением жреческих. В период республики не только
сохраняется, но и укрепляется роль сената, который становится органом
патрицианско-плебейской верхушки (нобилитета). Народное собрание также
сохраняет свои функции. Помимо консулов к высшим должностным лицам относились преторы (руководители судопроизводства),
цензоры (ведали производством
всеобщей переписи, цензом) и народные трибуны. Существовали должности эдилов (ведали городским
благоустройством, включая снабжение хлебом беднейшего населения и организацией
общественных игр), квесторов (имели
надзор над государственной казной). Всё это были ординарные (обычные)
магистратуры. На случай чрезвычайных экстраординарных обстоятельств была
предусмотрена должность диктатора, который назначался сенатом на полгода. Для
проведения в жизнь законов, имеющих большое общественное значение, назначались
специальные комиссии их трёх (триумвиры) или десяти (децемвиры) человек.
Носителями
исполнительной власти, как было отмечено, были магистраты. Выполнение
обязанностей магистрата считалось высокой честью. Магистрат - лицо
неприкосновенное, и, пока он исполняет свою должность, его нельзя ни сместить,
ни привлечь к ответственности. Все римские магистратуры отличались следующими
особенностями: а) они были выборными и безвозмездными (неоплачиваемыми); б)
краткосрочными (по истечении года магистрат слагал свои полномочия и становился
частным лицом. Цензоры – и только они – избирались на 1½ года); в)
коллегиальными (единственная неколлегиальная должность – диктатор); г) для всех
магистратур, как правило, существовала интерцессия (если с распоряжением
магистрата был не согласен его коллега, то действовал запрет, а народные
трибуны могли наложить запрет на распоряжение любого магистрата). Поскольку
деятельность магистратов не оплачивалась, то в управлении государством могли
участвовать только богатые граждане.
Римский
гражданин, который шел в политику, или вступал, как говорили, на путь «славы и
почестей», обычно проходил все ординарные магистратуры, вначале шла квестура,
потом эдилитет и затем претура. Высшей точкой карьеры римского политика была
должность консула. Таким образом, невозможно было из шута прыгнуть, например,
сразу в консулы. Бывшие высшие магистраты назначались сенатом правителями
колоний, которые римляне называли провинциями.
Из числа бывших высших магистратов пополнялись ряды сенаторов.
Как видим,
система управления государством в Риме была достаточно гибкой и детально
разработанной, что, надо полагать, помогало Риму добиваться успехов в отношениях
с другими странами и расширять свое влияние. Управление включало и
демократический элемент в лице народных собраний (или комиций), и
аристократический элемент в лице сената, и монархический элемент в лице власти
консулов. Была хорошо разработана, как сказали бы мы сейчас, «система сдержек и
противовесов». Консулы имели почти царскую власть, но их было двое, и
избирались они на один год. Были народные трибуны, которые могли отменить
распоряжение любого магистрата. Законы принимал сенат, но была возможность
провести закон и минуя сенат, непосредственно через народное собрание. Такие
случаи были нечасты, но они были.
Если мы говорим
об эффективной системе управления обществом в Древнем Риме, то это, конечно, не
означает, что там не было острых противоречий и кризисов. Конечно, были и очень
серьёзные. Но непротиворечивого и идеального общества в истории человечества
никогда не существовало и существовать не будет. Уже более двух тысяч лет тому
назад было понятно, что человеческое общество это очень сложная система.
Древние греческие и римские философы и юристы ставили вопрос о наилучшей форме
государственного управления. Общее мнение в основном сводилось к тому, что ни
одна из форм правления в чистом виде, будь то монархия, власть
аристократической олигархии или демократия не обеспечивают устойчивость
общества. Они быстро вырождаются либо в тиранию одного лица, либо группы лиц,
либо в анархию разнузданной неуправляемой толпы. Только соразмерное сочетание
всех форм правления позволяет обеспечить стабильность в государстве. Сами
римляне считали, что они ближе всех подошли к идеальной форме управления.
Великий Вергилий
в своей «Энеиде» так говорит о высоком предназначении римлян:
Смогут другие создать изваянья живые из
бронзы,
Или обличье мужей повторить во мраморе
лучше,
Тяжбы лучше вести и движенья неба искусней
Вычислят иль назовут восходящие звезды, – не
спорю:
Римлянин! Ты научись народами править
державно –
В этом искусство твоё! – налагать условия
мира,
Милость покорным являть и смирять войною надменных.
Обсуждая такое
явление как «демократия», следует обратить внимание на то, как менялся характер
народного собрания в Риме. Если в ранний период граждане, участвовавшие в
выборах, голосовали в основном по своему усмотрению, то в эпоху, когда резко обозначилось
общественное неравенство, и возник привилегированный слой граждан, это было уже
не так. Совершенно ясно, что клиенты в народном собрании голосовали так, как им
укажет патрон. Поэтому политическая борьба в Риме в этот республиканский период
была фактически борьбой знатных фамилий, таких как Метеллы, Корнелии, Юлии и
другие. Пробиться в правящую в Риме элиту человеку со стороны было очень сложно.
Тех, кто сумел это сделать, называли «выскочками» (homo novus). К таким «выскочкам»
относился, например, знаменитый полководец Марий, проведший важную военную
реформу, и известный политический деятель, и знаменитый оратор Марк Туллий
Цицерон. Пробившись наверх, такие люди сами становились частью
привилегированной правящей элиты.
Следует обратить
внимание на отношение римлян к войнам. Они, предвидя беду заранее, тотчас
принимали меры, а не бездействовали из опасения вызвать войну, ибо знали, что
войны нельзя избежать, можно лишь оттянуть её к выгоде противника. Римлянам не
по душе была поговорка, которую часто повторяют некоторые мудрецы: полагайтесь
на благодетельное время. Они считали благодетельными лишь собственную доблесть
и дальновидность. Промедление же может обернуться чем угодно, ибо время
приносит с собой, как добро, так и зло.
Удивительно, что
уже две тысячи лет назад у римлян было ясное понимание сложности процесса
управления обществом. Сейчас это понимание сменили красивой оберткой
«демократии», внутри которой скрывается нечто совсем другое, и нет сомнения,
что эта «демократия», которую внедряют и с помощью ковровых бомбардировок, ещё
сильно аукнется человечеству.
Республиканская
форма правления была достаточно эффективна, пока Рим был городом-государством. Когда
под властью Рима оказалось практически всё Средиземноморье, и он по тем временам
стал мировой державой, республиканская система управления стала давать сбои и
становилась всё менее приспособленной для управления большим государством.
Республиканский Рим вступил в длительную эпоху кризиса и гражданских войн. Победителем
в этой борьбе вышел внучатый племянник Цезаря, усыновленный им перед своей
гибелью, Октавиан (впоследствии Август). Вступив девятнадцатилетним в борьбу,
он сумел переиграть многих умудренных опытом политиков, таких как Цицерон и
Антоний.
С победой Цезаря
Октавиана (он принял имя своего отца) закончился длительный период гражданских
войн в Римской державе, в результате которых численность италийского населения
значительно уменьшилась, и наступил долгожданный для всех мир. Гениальность
Цезаря Октавиана как политика состояла в том, что он формально восстановил те
общественные институты, которые были при республике и были привычны для
населения, но при этом сохранил в своих руках реальную власть. Он был
первоприсутствующим в сенате («принцепс»),
имел первое слово и сидел между двумя избиравшимися консулами. Сам Октавиан
также неоднократно избирался консулом. Титул «император», который ранее мог даваться
войском победившему полководцу, стал постоянным титулом Цезаря Октавиана. Все
провинции им были разделены на сенатские и императорские. В императорских
провинциях стояли основные войска. Впоследствии Октавиан был избран «великим
понтификом», получил сакральное имя Август, и таким образом имел и религиозную
власть. Во всех возникавших спорах и кризисных ситуациях всегда, в конце
концов, всё решала воля Августа. Политический режим, установленный Цезарем-Октавианом-Августом,
получил название «принципата». После смерти Августа уже никто не стремился
восстановить республику, вопрос стоял только о его приемнике. Так Рим перешел в
эпоху империи, которая просуществовала около 500 лет.
(Продолжение следует)
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.