Демократическая
организация жизни в греческих городах-государствах, вероятно, лучше всего
отвечала требованием своего времени. Не случайно в основном при такой
организации греки добились выдающихся достижений во всех областях человеческой
деятельности. Древние греки заложили основы европейской цивилизации, внесли
огромный вклад в мировую культуру и науку.
Но человеческое
общество – это подвижная, изменяющаяся система. Так было тогда, так есть сейчас
и так будет, пока человечество будет существовать.
Система
небольших городов – государств, основанных на сплоченности замкнутого
гражданского коллектива, противопоставленного своими привилегиями внешнему
миру, оказалась несостоятельной в условиях развития межгосударственных
экономических связей, роста частной собственности и обострения социальных
противоречий внутри свободного населения.
В Древней
Греции, в микрокосме небольших городских республик, постоянно действовали две
противоположные силы. С одной стороны, каждая гражданская община стремилась
жить вполне независимо от других. Эта тенденция полисов к автономии и автаркии,
т.е. к безусловной политической и экономической независимости, на протяжении
столетий оставалась причиной господствовавшей в Греции раздробленности.
С другой
стороны, потребности экономического развития, прежде всего торговые связи, а
также необходимость совместной защиты своих интересов побуждали греческие
города к объединению.
Развитие
товарно-денежных и кредитных отношений способствовало выделению прослойки
богатых дельцов, которые наживали огромные состояния. Их экономические интересы
выходили за рамки небольшого полиса, и они начинали тяготиться контролем
государства и возлагаемыми на них обязанностями. В полисах богатые граждане
должны были выделять средства для помощи своим согражданам. Эта обязанность
называлась литургией.
Со временем
кризис полиса проявлялся всё острее. Богатые граждане всё чаще стремились
уклониться от выполнения своих обязанностей перед государством. Частые войны,
служба в армии и флоте была тягостна для средних и беднейших слоёв населения.
Распространялось наёмничество, а для оплаты наёмников нужны были деньги, которых
у государства обычно не хватало.
Наряду с
большими расходами на военные нужды государствам с демократическим политическим
строем нужно было изыскивать средства на оплату должностных лиц, общественное
строительство, помощь беднейшим гражданам. Афинские граждане не были кровно
заинтересованы в общественных работах. Это проявлялось в том, что среди занятых
на этих работах всё время увеличивался удельный вес рабов. Тем более граждане
не стремились к считавшейся унизительной работе по найму у частных лиц. Но
любой бедняк-гражданин считал себя вправе требовать помощи от государства и
более богатых сограждан. Число богачей в греческих полисах не становилось
меньше, но слабела их готовность тратить свои средства на государственные и
общественные нужды.
Постоянная
острая финансовая нужда усугубляла тяжелое внутреннее положение греческих
полисов. Государство не было в состоянии так, как это делалось прежде,
различными мерами нивелировать уровень благосостояния своих граждан.
Противоречия между богатыми и бедными, резкие социальные контрасты становятся
характерной чертой жизни греческих полисов.
В 392 г. до н.э.
в Коринфе ожесточение дошло до того, что убивали людей в театре, на
состязаниях, не щадя и тех, кто искал защиты у статуй и алтарей богов. В Аргосе
в 371 г. до н.э. народ, подстрекаемый демагогами, убил без должной проверки
обвинений более 1000 именитых и состоятельных граждан. Характерно, что казни
сопровождались конфискацией имущества. Затем, устрашившись содеянных
беззаконий, народ предал казни толкнувших его на это демагогов. Эти события,
которые были характерны для многих полисов, свидетельствовали о крайней степени
ожесточения и неустойчивости настроений широкой массы граждан.
Поскольку
бедняки были полноправными гражданами полиса, они считали себя вправе требовать
материальной помощи от государства. Получаемые ими пособия использовались на
потребительские нужды, а не на производительную деятельность, поэтому число
нуждающихся не уменьшалось. Аристотель сравнивал эту помощь с «дырявой бочкой»:
народ «принимает подачки и вместе с тем снова и снова нуждается в них». Оратор
Демосфен, обращаясь к афинянам, говорит: «Как лепешки врачей, предохраняя
больного от смерти, не влагают в него жизненных сил, так и подачки, которые вы
теперь принимаете, не настолько велики, чтобы давать вам полное удовлетворение,
но и не столь ничтожны, чтобы вы, отвернувшись от них, должны были добывать
себе средства на стороне. Во всяком случае, они каждого из вас поощряют к
нерадивости».
Богатая верхушка
полиса тяготилась бременем, возлагавшимся на нее демократическим государством,
и считала несправедливым, что политическое руководство доверяется людям,
которые не могут обеспечить себя и стремятся жить за счёт общественной
деятельности.
С ослаблением
внутриполисной солидарности рушатся основы полисной демократии. Народное
собрание неустойчиво и по своему составу, и по своим настроениям. Плата за его
посещение, введенная в Афинах, свидетельствовала не только о росте числа
бедных, но и о развитии политического равнодушия. Обычно кворум составлял 1/4 и даже 1/5 часть общего числа
граждан. Большую роль в политической жизни стали играть ораторы, которые
изощряясь в своем искусстве, стремились увлечь за собой народное собрание. Дебаты
нередко принимали бурный характер, сопровождаясь личными нападками, обвинениями
в неблаговидном поведении, прямой клеветой.
Внешнеполитические
мероприятия в Афинах осуществлялись под руководством стратегов, но направляли
решение вопросов как внутренней, так и внешней политики ораторы. Стратеги, вынужденные
сами изыскивать средства на ведение военных действий, содержание и оплату
наемных войск, действовали порой на свой страх и риск, а затем по возвращении
привлекались к ответу за свои действия. Шли политические процессы, совершался
быстрый взлёт и падение военных и политических деятелей. Народное собрание
легко присуждало лавры победителям, но столь же легко отворачивалось от своих
вчерашних любимцев при первой их неудаче. Некоторые видные деятели подвергались
изгнанию и даже казни.
В демократических
государствах Греции гражданин мог быть изгнан из полиса без предъявления ему
какого-либо обвинения, только на основании того, что так хотело большинство
граждан. Эта процедура называлась остракизмом (остраки – глиняные черепки, с помощью которых проводилось
голосование). Так остракизму был подвергнут выдающийся афинский политический
деятель Фемистокл, который сыграл решающую роль в отражении персидской
агрессии. Любопытно, что мы здесь сталкиваемся впервые в истории с подтверждённой
фальсификацией при голосовании. Во время раскопок в Афинах было найдено 542
черепка с именем Фемистокла. Черепки представляют собой обломки однотипной
керамики, явно из одной мастерской. Имя Фемистокла написано всего шестью
почерками. Отсюда очевидно, что черепки были заранее заготовлены его
политическими противниками для раздачи участникам голосования.
Представители
различных политических группировок полиса, расходясь по многим вопросам, были
едины в сознании неблагополучия сложившегося положения и необходимости перемен.
Классический греческий полис зашел в безвыходный тупик.
(Продолжение следует)