Нужна ли она
Опубливоанно на ПиМе https://petrimazepa.com/ideologiya_novoy_ukrainy_nuzhna_li_ona
В начале было Слово
Слово, или идея, по-моему мнению,
является одной из основных движущих сил развития всей человеческой цивилизации,
начиная с эпохи каменных топоров. Еще в те древние времена идея пойти набить
морду соседнему племени заставляла первобытных мужчин, презрев опасности, отправляться
за десятки, а то и сотни километров от своего обжитого стойбища. Не всегда такие
походы завершались успешно, но это не умаляет влияние самой идеи как их движущей
силы.
С ростом сознания общества и его
членов росли и идеи, ими овладевающие. Простые
похождения к соседям с десятком товарищей превратились в великие походы через полконтинента
многотысячных армий Александра Македонского, с его идей единой всемирной
державы, и туменов Чингисхана, воплощающих в жизнь грандиозную концепцию
универсальной империи. Идея-фикс открытия пути в Индию сподвигла Колумба на
открытие Америки, а опережающие время идеи Леонардо да Винча лежат в основе
многих разделов современной медицины и техники.
Практически всегда в основе глобальных
исторических событий, важных географических открытий, великих научных достижений,
прорывных технологий лежит идея. Идея является центральной
категорией в философии Платона, легшей в основу Западной цивилизации. Основополагающие
идеи учения Конфуция до сих пор оказывают исключительное влияние на образ жизни
и сознание полуторамиллиардного китайского этноса.
The king is dead, long live the king!
Комплекс идей, концептуально
оформленных в единую систему, позволяющую сформулировать основы политики и этики
и выражающую интересы, мировоззрение и идеалы социально-общественной группы,
превращается в идеологию.
Этот термин мало популярен у
многих читателей на просторах интернета, вызывает даже некоторое отторжение.
Они не одиноки в этом. Еще с конца 50-х гг ХХ века среди западных философов,
политиков, институтской профессуры распространилось мнение, что идеология себя
изжила, что возможно построение «бесконфликтного» общества и необходимость в
каких-либо идеологиях отпадает вовсе. Они выступали за устранение влияния
идеологии на массовое политическое сознание. Социальной базой этого процесса стал
новый класс технократов и менеджеров, свято уверовавших в эффективность
научно-технического прогресса, в его способность решить все социальные проблемы.
Правда, уже к концу 70-х гг теория
деидеологизации была благополучно похоронена. Основной постулат противников «идеологического
заката» заключался в том, что это приводит к кризису общественных ценностей, неспособности
общества и государства противостоять «враждебным» идеологическим постулатам. Так
на смену пришла реидеологизация – процесс возрождения идеологии, обновленная вера в
нее. «Начинается новый идеологический век», – пророчествовал французский
социолог Р. Арон. Подчеркивая, что люди
испытывают трудноутолимую потребность в идеологии, в спасительной вере,
сторонники этого процесса выступали за массовое приобщение широких слоев
населения к идеалам и ценностям современного западного общества.
Развал СССР и крушение коммунистической
идеологии вместе с ним породили новую волну веры в мобилизационную мощь
идеологии капитализма и либерализма. Наиболее ярко это выразил Ф. Фукуяма в
своей статье «Конец истории?» в 1989 г.: «Триумф Запада, триумф западной
идеи, очевиден прежде всего в полном истощении жизнеспособных альтернатив
западному либерализму».
Увы, но эта вера в «светлое
будущее» либерализма продлилась не долго. Свято место конкурента пусто не
бывает, и сначала его поспешил занять фундаментальный ислам, явно вошедший в
фазу исторического возрождения. Экономический кризис 2008 в очередной раз продемонстрировал
многочисленные проблемы капитализма как экономической идеологии. Среди западной
интеллигенции и профессуры вновь подняла голову гидра марксизма. Волна
социальных бунтов во Франции и США явно продемонстрировала растущую роль
радикализма. Наступление эры новых идеологических битв становится видно невооруженным
глазом.
В современных условиях, во времена
«мягкой силы» и гибридных войн, идеология приобретает даже повышенное значение.
Когда нельзя нарушить географические границы другого государства, это легко сделать
с помощью идеологии. Мы все больше входим в эпоху информационно-идеологических
войн. В этих условиях «идеологии придают коллективную ориентацию всякому
движению, укрепляют социальные общности и делают борьбу людей целенаправленной»
(Л. Козер). Наличие государственной идеологии, которая конкретизирует стратегические
цели и ставит задачи, стоящие перед обществом и государством, является насущным
не только для их развития, но и самого выживания. Отсутствие идеологии или подмена ее подобиями,
конструктами разной степени качества приводит к долго текущему кризису и
обреченности. Такое государство неизбежно падет под ударами более сплоченных,
ясно осознающими свои стратегические цели и свои политические интересы
групп.
Украина и идеология
Смешно само рассуждение о том,
что в Украине есть единая государственная или общественная идеология. Впрочем, ее
отсутствия — это общая беда большинства государств постсоветского пространства.
Упразднение коммунистической идеологии, вызванное крушением социалистической
системы, привело к полной деидеологизации Украины со всеми вытекающими
последствиями. В отличие от своих западных соседей, быстро заместивших марксизм-ленинизм
национал-консерватизмом, украинская политическая и интеллектуальная «элита»
оказалась не способна предложить обществу единую концепцию, на основе которой строятся
взаимоотношения в государстве и регулируется общественная жизнь. Призыв Л. Кучмы
"Вы мне скажите, что строить, и я вам построю" так и остался
без ответа.
Нехватку государственной идеологии
еще можно объяснить ст. 15 Конституции Украины, прямо указывающей: «Никакая
идеология не может признаваться государством как обязательная». Но отсутствие
объединяющей идеологии, принятой хотя бы большинством нашего общества,
приводит к конфликту духовных и моральных ценностей, расколотое общество не
способно к созиданию, оно может прийти только к саморазрушению. В результате украинское
государство расползается как лоскутное одеяло, разрывается на части сторонниками
«русского мира», евроинтеграторами, националистами, ностальгирующими по «великому»
Советскому Союзу.
Необходимость создания новой
идеологии, способной вывести общество и страну из состояния перманентного хаоса,
просто витает в воздухе; важность ее подтверждается всем мировым трендом. Это
становится просто насущной потребностью в связи со входом страны в тяжелейший
политический кризис этой осенью. Но что мы видим в поле общественных
обсуждений? Где оживленные дискуссии между политиками первой величины? Где
плодотворные мысли нашей научной профессуры? Где животрепещущие вопросы нашей
современной национальной идентичности, поднятые творческой интеллигенцией? Где,
в конце концов, идеологические, на деле, а не на словах, партии? Так и
хочется ответить словами поручика Ржевского: Господа гусары, молчать.
За два десятка лет несколько статей
в СМИ от политологов, от философов пару раз выступил С. Дацюк с более широким
взглядом на государственную стратегию и интеллектуальную политику, одна(!)
научная монография «Социология государственного управления» на близкую тему от
украинских социологов. И все! Лозунг «Мова, армія, віра» вряд ли можно отнести к
хоть какой-то идеологии, как и призыв за все хорошее и против всего плохого. Ах
да, что-то там еще про либертарианство заявляла Дем Сокира да вначале вякнули
из Слуги Народа. Негусто. Вы с этим собираетесь бороться с пропагандой русского
мира или вытеснять совок из голов своих сограждан?
Из вышеизложенного можно сделать
вывод, что новая идеология Украине нужна как никогда, если она не хочет оставить
свои развалины у обочины социального развития. Но что же нужно для ее создания?
Согласно Г. Дерлугьяна:
Новые идеи … возникают:
1) из изобретательной рекомбинации прежних идей; 2) в условиях серьезного
конфликта и социального запроса на новое, …; 3) с появлением активной
образованной аудитории, включая сомневающихся и оппонентов, …; и, наконец, 4)
при наличии институциональных площадок и работающих сетей распространения, ….
Какие из этих факторов есть в
наличии в Украине сейчас? Да практически все! Рекомбинаций прежних идей просто
навалом, как на просторах интернета, так и в мировых (увы, не украинских) научных
кругах. Серьезный конфликт и запрос на новое? Мы уже пару десятков лет живем в этом
состоянии. Активная образованная аудитория? Присутствует и расширяется. Наличие
сетей распространение? Тут интернет – наше все.
Все предпосылки для возникновения
новой идеологии у нас есть, осталось ее сформировать, ее обосновать, ею увлечь,
ее принять и ее воплотить. Всего-то и делов 😊. Какая она должна быть, какие цели и
принципы она может предложить и каковы методы ее воплощения в жизнь? Об этом я
предлагаю поговорить в последующих статьях хотя бы нам, если до этого не
доходят руки у нашил «элит». Давайте создавать общественный запрос на новое, ведь
спрос рождает предложение.
Продолжение следует
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.