Открывая рынок земли в предлагаемом сегодня формате, мы не до конца осознаем плачевные последствия реформы.
Основной аргумент продажи сельхозземель состоит в том, что люди лишены права владеть землей и соответственно не могут ее продать. С одной стороны с этим все согласны. Но с другой стороны, у нас всего 1 млн желающих продать землю. И при правильном подходе к введению рынка земли, необходимо сначала создать государственный земельный банк и закрыть все «лазейки» для транснациональных компаний. Украинская земля должна продаваться только украинскому фермеру как физическому лицу. Такая схема не нарушает Конституцию, ведь земля отходит государству, а значит и дальше принадлежит народу, обеспечивая его право распоряжаться имуществом.
Наша страна сегодня не готова к рынку земли. Большие транснациональные корпорации сейчас арендуют уже около 30% всей земли сельхозназначения. А затем они выкупят эти огромные участки, поскольку этим законопроектом разрешается выкуп, если они работают более 3-х лет. То есть 30% земли мы уже теряем. ТНК с помощью лояльных, заинтересованных членов правительства пролоббировали себе низкие налоги. Их «карманные» министры лоббируют им льготные условия для олигархата, а мелкий фермер платит огромные поборы. А некоторые иностранные корпорации пролоббировали себе такие условия, что они платят налоги в своей стране, платя в Украине лишь зарплату, используя наш человеческий ресурс, как свою колонию.
В европейском союзе система налогообложения построена в обратном порядке. Там заботятся о самозанятости населения. К примеру, в Германии среднее количество земли у фермера – 10 га, а если у него больше 500 га, то он платит 30% налога на прибыль и 37% налога на дивиденты. Им невыгодно создавать большие земельные пулы, соответственно, там нет больших транснациональных агрохолдингов – там это не приносит финансовой прибыли. Зато есть другой сценарий - Латинская Америка, где в большей части стран ТНК по разным оценкам владеют 70-90% всей сельхозземли. Где огромные корпорации типа United Fruit Company, которая еще с 1930-хх годов владела 1,4 млн гектар в Центральной Америке и Карибском бассейне, выращивая там технические культуры, рапс, убивая почву пестицидами и стимуляторами роста, в итоге полностью уничтожила экосистемы. Жители этих земель до сих пор живут в бедности и нищете и умирают от рака: в Венесуэле, на сегодня 60% смертности от онкозаболеваний.
Сегодня мы обязаны понимать, что не форма собственности определяет развитие национальной экономики, а профессиональный и патриотический уровень управленцев. Когда в Бразилии провели земельную реформу в 60-х гг, ТНК скупили землю, и 28 млн сельских жителей оказались безработными и обезземеленными. Наши эксперты посчитали, что при введении у нас рынка земли 3,5 млн человек останется без работы – это мелкие и средние фермеры и их семьи.
Цели этой реформы просты - перед государством стоит задача рассчитаться с долгами за все предыдущие годы активных кредитований. Однако открытие рынка земли несет в себе колоссальные риски. Мы рискуем уничтожить украинские агропредприятия, мелкие фермеры просто не выдержат конкуренции с агрохолдингами-гигантами. Как следствие, это приведет к искривлению конкуренции и глубочайшему социальному и экономическому кризису.
В среднем в Украине фермерское хозяйство дотирует дополнительных 4 рабочих места. Вытесняя отечественного агропроизводителя, ТНК не будет вкладывать в развитие сельской местности, так как они выращивают в основном технические культуры и у них очень мало работников, поскольку все процессы автоматизированы. У ТНК может быть офис в Киеве или в том регионе, где у них будет земля, - это бухгалтера, финансисты, управленцы и не более того. Село попросту вымрет, и нас ждет новая волна эмиграции и отток трудоспособных украинцев за рубеж.
Наконец, Украина рискует утратить продовольственную безопасность и независимость и получить масштабные угрозы для биобезопасности и экологии. Ведь мировые агромонстры будут использовать нашу землю для выращивания рапса, технических культур, выжимая из нее все соки стимуляторами роста и уничтожая пестицидами.
Не нужно также забывать о законах рынка, законах конкуренции и законах капиталистической системы «деньги – товар – деньги». Уничтожив мелких фермеров, корпорации будут диктовать нам цены на продовольствие, например, какой нам есть хлеб, и по какой цене. Продукты будут полны ГМО и пестицидов, а это уже биобезопасность и контроль над популяцией населения.
Вряд ли, многие, из тех, кто уже готовится к продаже паев и государственных сельхозземель осознает масштаб этих рисков. Однако, если не пересмотреть алгоритм продажи, Украина, страна с богатейшим сельхозпотенциалом, рискует оказаться на задворках продовольственного рынка с уничтоженной экономикой и экологией.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.