в начале 2000-х годов в Украине было сформировано 11 специальных экономических зон и территорий приоритетного развития. Их основной целью было развитие производственных и депрессивных регионов Украины
Экономический хаос в Украине, в частности интенсивное падение ключевых макроэкономических показателей страны, свидетельствует об отсутствии эффективной модели экономического развития. Украина в последние три года понесла колоссальные экономические потери, в первую очередь за счет обвала экспорта. ВВП страны за этот период сократился в два раза: с 183,4 млрд долл (в 2013 году) до 93,3 млрд долл (в 2016 году). Вслед за экономическим нашу страну накрыл и масштабный социальный кризис.
Отсутствие реальных и действенных механизмов по выходу экономики Украины из системного кризиса вынуждает в очередной раз оглянуться на наиболее успешный период «украинского экономического чуда» – период 2002–2004 годов и параллельно изучить ведущий мировой опыт по структурированию экономики. Особенно если учитывать тот факт, что власть, несмотря на изобилие всего законодательного спама, так и не удосужилась предложить стране конкретную стратегию восстановления и опережающего развития экономики.
Несомненно, институциональный базис экономического подъёма 2000–2004 годов обеспечил ряд законодательных инициатив, которые приводили к успеху не только Украину, но и другие страны мира. Естественно, речь идет о Законе Украины «О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития в ряде регионов Украины», Законе Украины «Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон». На моих глазах (!) с колен поднимались целые города за счет притока иностранного капитала и создания крупных и средних предприятий. А это рабочие места и заработные платы за них.
Впрочем, проблема в том, что правительство и НБУ не планируют выходить на докризисные показатели 2013 года и прогнозируют постепенный экономический рост номинального ВВП по несколько процентов ежегодно. В результате, согласно нашим расчетам, ВВП Украины на 1 января 2020 года составит всего лишь 64% от уровня 2013 года. Напомним, номинальный ВВП, по прогнозам регулятора, составит 2,850 трлн грн в 2017 году, 3,220 трлн грн в 2018 году и 3,585 трлн грн в 2019 году. Ранее власть прогнозировала, что через 15 лет удвоит ВВП и выйдет, таким образом, на докризисный уровень 2013 года.
Изменение объёма ВВП Украины в 2013–2019 годах
* Рассчитано по данным Госстата и НБУ
Таким образом, официальный Киев абсолютно осознанно понимает и отказывается от стратегии опережающего развития. Это означает, что Украина не то, что не догонит другие страны в обозримом будущем, а наоборот, законсервируется в аграрно-сырьевой парадигме нынешнего бытия. Это тупиковый путь, и Украине, с её промышленным, интеллектуальным и инновационным потенциалом, он явно не подходит.
Стране необходимо отказаться от властей, политика которых направлена на увеличение собственного благосостояния, а не экономического благосостояния страны и народа. Несомненно, радикально-настроенные популисты рассказывают о четвертой промышленной революции, о рабочих местах и о высокой добавочной стоимости экспортируемой продукции. Этим они закрывают свою нишу «любителей лапши» в украинском обществе. При этом все они не предложили ни одного действенного механизма реального преодоления экономической руины. Ни одного инструмента, ни одного качественного проекта.
Более того, экс-премьер-министр Арсений Яценюк ранее заявлял, что не считает целесообразным создание свободных экономических зон в Украине. Страдал подобным маразмом и экс-министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус, который выступал за отмену налоговых льгот для любых видов бизнеса и административных единиц, включая свободные экономические зоны и индустриальные парки. И это при том, что во всем цивилизованном мире создание отраслевых кластеров и инновационных парков является локомотивом национальных экономик.
Один из немногих, кто предлагал создавать экономические зоны и внедрять особый режим инвестиционной деятельности в ряде регионов Украины (более десятка законопроектов), – это один из лидеров партии «За Жизнь» Евгений Мураев. Впрочем, все это осталось за пределами внимания проевропейских экономических гуру, а страна и дальше находится на последних местах в подавляющем большинстве мировых экономических рейтингов.
Всемирный банк улучшил прогноз роста ВВП Украины в 2018 году с 3 до 3,5%, в 2019 году – с 3 до 4%. Это не что иное, как консервация нынешней экономической разрухи на десятилетия вперед. Украине необходима новая экономическая и интеграционная доктрины, в основе которых лежит такая социальная доктрина, как право народа на достойную жизнь. В противном случае разрыв между экономикой Украины и остальным миром будет еще более катастрофичен.
Свободная экономическая зона (СЭЗ) – часть территории страны, выделенная из общей таможенной границы государства, имеет полную свободу в режиме хозяйственных вопросов, а также особый режим управления и льготные условия деятельности, налоговые льготы для местных предпринимателей и иностранных фирм. В СЭЗ поощряется формирование экспортного капитала и приток иностранного капитала в сферу услуг и промышленность, а также совместная с иностранным капиталом торговая и другая предпринимательская деятельность. СЭЗ – неотъемлемая на сегодняшний день часть экономических отношений на международном уровне.
Как известно, в начале 2000-х годов в Украине было сформировано 11 специальных экономических зон (СЭЗ) и территорий приоритетного развития (ТПР). Их основной целью было развитие производственных и депрессивных регионов Украины. Наиболее успешными из них стали «Порто-франко» в Одессе, «Славутич», «Яворов», «Закарпатье», «Донецк», «Азов» в Мариуполе, «Полесье» в Волынской области.
К примеру, в ОАЭ, в частности в Дубай, более двух десятков свободных экономических зон. Активно используется опыт СЭЗ и в ряде других стран мира, в том числе и в России, где существуют также и территории опережающего развития. В Беларуси в настоящее время функционируют 6 свободных экономических зон (по одной в каждом областном административном центре, включая г. Минск): СЭЗ «Брест» (1996), СЭЗ «Гомель-Ратон» (1998), СЭЗ «Минск» (1998), СЭЗ «Витебск» (1999), СЭЗ «Могилев» (2002), СЭЗ «Гродноинвест» (2002). По состоянию на 1 марта 2017 года в качестве резидентов СЭЗ зарегистрированы 410 компаний, на которых заняты порядка 123,5 тыс. человек. Вот почему Украина не Беларусь и никогда не догонит по экономическим показателям своих северных соседей.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.