во-вторых, вся страна увидела циничные договоренности и двойные стандарты при рассмотрение вопросов о снятии депутатской неприкосновенности и даче согласия на задержание и арест провластных депутатов. Своим - все, врагам - закон.
Парламентский иммунитет - это запрещение ареста или уголовного преследования депутата за любые его действия без согласия на это законодательного органа. Кроме иммунитета депутаты обладают также индемнитетом - запрещение преследования депутатов за выступления или голосования в Парламенте.
Изначально иммунитет и индемнитет были даны парламентариям с целью создания баланса власти между Парламентом и монархом, с целью невозможности влияния последнего на решения депутатов. В нашей стране иммунитет служит примерно для того же.
Европейские страны идут по пути ограничения иммунитета с учетом развития издержек и противовесов в системе разделения властей. В ряде стран депутаты имеют иммунитет только на период проведения парламентских сессий, в иных - иммунитет не распространяется на нарушения общественного порядка и тяжкие насильственные преступления.
Для Украины депутатский иммунитет понимается как островок свободы, передышки от бега с препятствиями от правоохранительных органов. Мне доводилось слышать от некоторых людей, которые мечтательно говорили, что только депутатский иммунитет отделяет их от проблем с законом и мандат народного депутата им нужен только для получения индульгенции от преследования.
Снятие иммунитета это демократическое требование нормального общества, где все равны перед законом, перед судом, перед друг другом. Требование о снятии иммунитета является популярным, но готово ли общество к этому шагу.
На мой взгляд - нет. Мы не научились быть ответственными за свой двор, свою парадную, свою работу, огромная часть общества верит в доброго дядю, который сделает за него домашнюю работу, починит ему машину, квартиру и тому подобное. Это требование идет в базовом социальном пакете, по мнению таких людей. Такая ситуация справедлива для феодального строя, но не для демократического. По факту, после принятия закона о конституционном суде, назначении омбудсменом представителя «Народного фронта» мы потеряем всякую надежду на демократию в стране. Фактически мы вернемся во времена царя, с поправкой на недемократические выборы и новые современные названия должностей. Поэтому следует понимать, что депутатская неприкосновенность - это единственная тонка защитная мембрана оппозиционных сил, которые и так не имеют присущих для демократического общества рычагов влияния и контроля на коалицию в виде должности вице-спикера и голов ряда контрольных комитетов.
За три года с огромным количеством разговоров, лозунгов, пресс-релизов, круглых столов по вопросам роста демократии в стране главное не забыть ее строить на практике.