Такой "без виз" Украине не нужен или как украинцы пересекают израильскую границу

07 червня 2017, 05:30
Власник сторінки
926
Такой  без виз  Украине не нужен или как украинцы пересекают израильскую границу

Из-за неограниченной возможности сотрудников пограничной службы Израиля любой украинский гражданин, прибывающий в Израиль, может быть выдворен с его территории по непонятным и порой странным причинам.

Сегодня из каждого «утюга» нам в Киеве преподносят новость о том, что многострадальный украинский народ наконец-то получил право посещать страны ЕС без оформления визы. Более того, это преподносится нам как главнейшее достижение Революции достоинства, на ряду с которым прочие «мелочи» в виде падения уровня доходов населения, повышения тарифов на ЖКХ и даже пропажа депозитов в банках Украины - это всего лишь мелкие житейские трудности, ведь теперь мы - люди первого сорта и не надо нам больше получать визу для въезда в страны ЕС.

Надо сказать, судя по регулярному участию в Евровидении, первой из таки имеющих отношение к ЕС цивилизованных стран стал Израиль, ибо в далёком и сытном 2011 году в силу вступило Соглашение между Украиной и Израилем об отмене визового режима для граждан Украины.

Нам было обещано, что без туристической визы украинцы смогут провести в Израиле не более 90 календарных дней в течение полугодия, а по приезду в страну в заграничный паспорт должен быть поставлен штамп о прибытии.

А вот мелким текстом, который обычно мало кто читает, в газетах сообщали, что безвизовый режим НЕ ЯВЛЯЕТСЯ гарантией въезда в Израиль, так как финальное решение об этом принимают пограничные службы Израиля уже на границе. Каждый гражданин Украины для того, чтобы въехать в страну должен будет подтвердить цель своего визита. Но кто тогда обращал внимание на эту «безделицу»! Подумаешь подтвердить, думали люди, а теперь я готов рассказать Вам всю правду про так называемый «безвизовый режим», благо, я посещал эту страну как в период необходимости получения визы, так и в период, когда визу получать стало необязательно.

Как было до принятия безвизового режима

Надо сказать, что первый раз я посетил Израиль в далеком 2009 году - тогда гражданам Украины для въезда в Израиль была необходима виза, а граждане РФ уже имели право посещать Израиль без оформления визы. Тогда в Израиль я попал случайно: отдыхая в Египте долгие 17 дней и вдоволь насладившись морем, решил согласиться на экскурсию в Израиль. Нас тогда сразу предупредили, что надо получить визу, и для этого мы заполняли документы и передавали ксерокопию заграничного паспорта нашему гиду, который согласовывал с Посольством Израиля наши данные и получал подтверждение, что человек пройдет границу. Как я понимаю, данные отправляли на таможенный пункт Таба-Эйлат. Надо сказать, что все, кто поехал тогда в Израиль, быстро и без приключений получили в паспорта штампы с 3х дневной визой. Весь процесс прохождения границы занял всего час нашего времени.

Получается, что получение визы гарантировало людям практически 100% пересечение границы, поскольку пограничники Израиля получали информацию о человеке и могли сразу сказать, пропустят его или нет.

Как стало, когда визовый режим только отменили

В 2011 году я решил повторить свой опыт, более того был повод: со мною отдыхала моя девушка, которая до этого ещё ни разу не была за пределами Украины, и я решил подарить ей возможность посетить Иерусалим. Желание увидеть город всех религий и формально в первый же визит за пределы Украины посетить две страны, заставили нас сесть в автобус и отправиться на пропускной пункт Таба-Эйлат. В этот раз ксерокопий паспортов у нас не брали, сообщив, что гражданам Украины можно ехать без виз.

Приблизительно в час ночи мы были на границе с Израилем. Египетская таможня пропустила нас со скоростью ультразвука. На израильской стороне стояла огромная очередь из людей, которая не спешила продвигаться. За более чем 3 часа, мы только дошли до окошка таможенника. Милая девушка в военной форме взяла мой паспорт, долго смотрела в него, а потом произнесла мое имя и забрала мой документ.

Через 5 минут ко мне подошел офицер и попросил показать содержимое карманов, потом взял мой кошелёк и начал ватным тампончиком водить по нему. Я сразу понял, что ищут следы наркотиков. Затем пересчитали мою долларовую наличность и спросили зачем так много, хотя там было всего 500 у.е. Слава Богу, наркотиков не нашли, но поинтересовались, почему у меня красные глаза (ещё бы 4 часа ночи (!), я на границе, на нервах, и почему это они красные?). Наклеили на паспорт желтый квадратик и таки пустили в Израиль. А вот девушку долго допрашивали, узнавая, с кем она едет, где живёт в Киеве, где работает, её паспорт тоже куда-то забирали, но потом пустили в страну. Я тогда ещё подумал, что с визами границу было проходить быстрее и проще, тогда мы потеряли 3 часа времени, но, правда, всех людей из нашей группы пустили в Израиль.

И зачем я решил туда поехать в 2016 году

В 2016 году у меня сильно болел дедушка и я бы вынужден заниматься его здоровьем всё лето и всю осень и вот, наняв сиделку, выкроил 14 дней отдыха в Египте в октябре. В этот раз я отдыхал в очень дорогом отеле, имел на руках удостоверение работника ICC Ukrainе (Международная торговая палата Украины), с таким удостоверением Посольство любой страны должно оказывать содействие её владельцу. Так сложилось, что я почувствовал острое желание посетить Иерусалим и на второй день отдыха заказал путевку от самого лучшего туроператора, который только есть в Египте. Меня ждал индивидуальный трансфер до границы. Проход египетской границы без очереди. И вот, отстояв очередь вместе со всеми уже на израильской стороне, я и моя девушка подошли к стойке израильских пограничников.

Я очень уважительно отношусь к государству Израиль, понимаю, что у них враждебное окружение и много терактов внутри страны, и они должны быть осторожны, пуская к себе туристов, но такого отношения, как в этот раз, я не ожидал.

В этот раз я просто не узнал пограничный пункт, так там всё изменилось. Начнём с того, что плохо одетые, а точнее неряшливо одетые, пограничники Израиля таращились на мои последние модели телефонов и фотоаппарат, интересуясь не китайская ли это подделка. Я держал себя в руках и на их фамильярности отвечал улыбкой, про себя думая, что скорее всего эти деклассированные люди у себя на родине до армии вообще были отбросами, у которых в холодильнике мышь повесилась, а теперь они получили минимальную власть, также как и бывшие бармены в украинской полиции, вот и выпендриваются, ибо когда их служба закончится, человек моего ранга ему даже руки не подаст.

Надо сказать, что в этот раз в очереди на таможне были только украинцы, поскольку только мы сегодня можем ездить в Египет, не опасаясь, что наш самолет взорвут в воздухе, более того даже те немногочисленные белорусы или молдаване, которые были в очереди, прилетели туда через Украину, поскольку их государства запретили даже чартеры в Египет, кстати, у них проблем с пересечением границы не возникало.

И вот, когда я таки дошел до стойки израильских пограничников, мой паспорт забрали, просто так, ничего у меня даже не спросив. Потом меня попросили отойти в сторонку, где уже стояли украинцы со всех автобусов, имевших неосторожность поехать этой ночью на экскурсию в Израиль, и там мне объяснили, что мы ждем очередь к офицеру, который должен решить, пускать нас в страну или нет.

Заметим до этого я уже 2 раза, через этот пункт попадал в Израиль! За это время я ничего не нарушал! Почему-то мне в голову пришли образы евреев-хасидов, которые неделю назад летели к нам в Умань. Их пропускали в Украину без очередей и унизительных процедур ожидания офицера, который бы дал им разрешение на въезд, а ведь среди них я просто уверен много неуравновешенных, желающих тут работать, и даже потенциальных нарушителей порядка в Украине, но их пускают в Украину за 5 минут, а вот нас, красиво одетых и пахнущих «Фаренгейтом» людей заставляют сидеть в очереди и доказывать, что ты не верблюд.

В эту же очередь привели и мою девушку, она сказала, что её спросили, где и кем она работает, на какой должности, она призналась, что ушла с работы в одном банке и через несколько дней идёт на работу в другой банк, а сейчас приехала отдохнуть. Тот факт, что она без работы послужил основанием для того, чтобы направить её к офицеру.

Появились первые плачущие дети и даже взрослые, поскольку были случаи, когда папа и мама успешно прошли контроль, а их взрослый сын или дочь - нет. Ещё были случаи, когда пускали мужа, а к жене были вопросы, и она садилась в длинную очередь, в которой уже собралось 50% людей, рискнувших посетить Иерусалим.

Очередь росла. Просидев в очереди около часа, я начал возмущаться и вежливо попросил работников таможни отдать мой паспорт и паспорт моей девушки, поскольку уже более 3х часов я находился без питья и еды ночью в душном помещении, а мог бы спать в двух комнатном люксе в отеле, день в котором стоит гораздо дороже, чем день экскурсии. Моя девушка тоже устала и мы начали требовать отдать наши паспорта, чтобы вернуться назад в Египет, а если мы арестованы, то сообщить в Посольство о нашем задержании.

После этого нас по отдельности провели в кабинеты, где офицеры через переводчика провели перекрестный допрос меня и моей девушки. В это время я почему-то вспомнил фильмы о Гестапо и подумал, как быстро те, кто пострадал от фашизма, сами начали практиковать такие же методы работы с людьми.

Меня спросили, сколько раз я был в Израиле, на что я ответил, что был там 4 раза, из них 2 раза через пункт пропуска Таба-Эйлат.

Затем меня спросили: «Что ты там не видел в Иерусалиме?», на что я ответил: «А что не видели ваши граждане евреи-хасиды в Умани, они ведь там бывают и по 2 раза в год?».

«Ты-еврей? - спросила меня переводчик, «Нет», - ответил я.

«У тебя есть знакомые в Израиле?», «Нет», - ответил я.

«Покажи телефон».

Затем была проверена моя записная книжка, последние звонки в телефоне и даже фотографии в галерее мобильного. Меня попросили показать кошелек, найдя там 5000 долларов наличными, спросили, зачем так много, на что я ответил, что карты украинских банков иногда не принимают к оплате или стоят лимиты, поэтому приходиться брать наличные. Меня спросили, где я работаю, и я честно ответил. Офицер сначала улыбнулся, услышав перевод, но когда я показал удостоверение и сказал, что по правилам моей работы я должен сообщить в СБУ, что у меня был контакт с представителем иностранного государства, разговор на этом закончился и меня сразу впустили в страну, отдав мне мой загранпаспорт. Я сказал, что без девушки я не поеду, её сразу вывели и отпустили вместе со мною.

Итак, потеряв почти 5 часов времени и использовав козырь в виде удостоверения ах какой организации, но с испорченным настроением я таки попал в Израиль. Еще 2 часа мы ждали на той стороне людей, которые проходили «допрос» после нас, 10 человек из нашей группы так и не пустили в Израиль. И вот, когда измученные таким приёмом на границе люди сели в автобус и уснули, похоже, только я слушал гида, иногда поправляя его, указывая на тонкости жизни в Кибуцах Израиля, рассказывая их историю создания и т.п. В итоге он меня попросил сознаться, может, я тут жил и, может, говорю на иврите? «Сознайся», - говори он. На что я сказал, если бы я сознался на границе, что у меня тут есть связи и я тут жил ребенком, то, наверное, я бы не сидел сейчас в автобусе, и меня бы не пустили сюда как потенциального иммигранта.

2017 год май месяц

В этом году я как обычно поехал к теплому красному морю и в мой первый день в отеле, сидя и куря кальян, я услышал громкую и эмоциональную речь одессита Нарека Арутуняна. Он в красках рассказывал, как он пытался впервые увидеть Иерусалим и показать его своей жене.

С часу ночи до 8 утра они провели на границе в пункте пропуска  Таба-Эйлат. Дабы не разжигать национальную вражду не буду говорить о том хамстве, с которым он там столкнулся, но в итоге он так и не попал в Израиль, даже не получив внятного объяснения причины отказа. В своих суждениях, Нарек также вспомнил о евреях-хасидах, которые и в спину тебе плюнуть могут и привязать живую лошадь к машине и потом тащить её по трассе, и даже купить пневматические винтовки и стрелять из них по людям в Умани, и при этом их пускают в Украину за 3 минуты, а вот граждане Украины, как оказывается, настолько неблагонадежны, что их даже посмотреть на Иерусалим не пускают. Нарек возмущался, что с ним говорили «на ты», и говорил, что после такого приема вообще ничего не хочет знать о государстве Израиле, с его слов, получалось, что лучше бы арабы контролировали Иерусалим, тогда бы все верующие могли бы туда попасть без проблем. Со слов Нарека, более 25 человек из 100 были вынуждены рано утром искать такси до отеля, что обошлось в 60-100 долларов с человека.

Я, как мог, успокоил своего нового знакомого и постарался объяснить, что Израиль - это не офицеры с таможни и что ему и его супруге обязательно надо поехать в Иерусалим. Более того, я рассказал ему, что в Израиле даже малые дети к старикам обращаются по имени и «на ты». Но что я мог сделать, когда в человеке кипела обида, и его гнев был праведным?

Я пообещал, что по возращению в Киев обязательно начну собирать свидетельства людей, которым отказали во въезде в Израиль и напишу запрос на нашего уполномоченного по правам человека в Украине и на Председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам европейской интеграции, дабы у украинцев, которые едут в Иерусалим на экскурсии, больше не возникали такие проблемы. Если у нас «безвиз», то людей надо пропускать быстро и без допросов и отказывать в посещении только тем, кто уже нарушил закон Израиля, а не тем, кто гипотетически может остаться в стране на работу.

Уже в Киеве я навёл справки и выяснил, что Нарек - очень хороший человек, спортсмен,  бизнесмен, и оставаться с женой в Израиле не хотел, а точнее и не мог бы, ибо у него много дел в Украине. Получается, в отношении Нарека пограничники, как минимум, ошиблись и лишили его и его супругу возможности посетить святые места в Иерусалиме.

Я уверен, что проблему с хамством и необоснованными отказами в посещении Израиля на пункте пропуска Таба-Эйлат надо заканчивать. Украинцы получили право без оформления визы посещать страны ЕС и мы теперь не люди второго сорта, которых можно так просто не пускать и необоснованно без указания причины отправлять с границы домой.

Я думаю, что отказывать можно только тем, кто уже нарушил законы Израиля, въехал туда и начал там работать, а подозревать каждого в том, что он хочет убежать из Украины или хочет начать работать в Израиле, на мой взгляд, недопустимо, поскольку нарушает Презумпцию невиновности. Более того, учитывая тот факт, что город Иерусалим - святыня для большинства украинцев разного вероисповедания, каждый отказ в его посещении - это ущемление прав верующих, которые не виноваты, что библейские события происходили в Иерусалиме и что этот город - не только столица Израиля, но и святой город, куда стремятся паломники со всего мира. Надеюсь, Украине не придется применять такую-же процедуру к гражданам Израиля и держать их на границе часами, отказывая во въезде каждому четвертому из них?

Вывод

В свете широких полномочий и неограниченной возможности сотрудников пограничной службы Израиля в принятии решений по собственному усмотрению, любой украинский гражданин, прибывающий в Израиль, может быть выдворен с его территории сотрудником пограничной службы по непонятным и порой странным причинам.

Стоит отметить, что у граждан Украины есть возможность получения туристической визы сроком только до трех месяцев. Конечно, в отношении таких граждан действует запрет на работу в Израиле и фактический срок пребывания в Израиле не должен превышать 90 дней.

Стоит также отметить, что Министерство внутренних дел Израиля, в частности работники пограничной службы Израиля, обладают обширными и независимыми полномочиями в принятии решений по поводу того, кто имеет право въезда в Израиль и кого можно вернуть обратно на родину.

В случае если иностранный гражданин получил отказ во въезде в Израиль, он будет сразу задержан в специальном месте задержания таких граждан и будет отправлен в страну, откуда он прибыл, за счет самого гражданина.

Многие страны, в отместку за такие привольности по отношению к своим гражданам также запрещают гражданам Израиля посещать их страну, отказывая им в посещении в последний момент, более того даже штамп израильской таможни может послужить отказом во въезде в: Дубай, Баруней, Бали, Мальдивы и другие страны.

Неоднократно въезд украинцев в Израиль, целью которого является туризм либо встреча с родственниками, был сорван по таким причинам как: “опасение незаконного поселения”, “опасение незаконной работы” и т.д. Случалось, что сотрудники пограничной службы ограничивали срок действия разрешения на въезд туриста с трех до одного месяца.

В связи с вышеизложенным я через СМИ обращаюсь ко всем, кому было отказано во въезде в Израиль, предоставить свои данные и краткую историю мне на почту luponosov@meta.ua или оставить свои данные в Фейсбук. Я надеюсь, что все, кто предоставят эти данные, уже скоро получат приглашение на посещение вечного города Иерусалима и Израиль покажет, что он может быть даже очень гостеприимным и довольно-таки дружелюбным, а справедливость восторжествует. Но если Израиль не сделает выводы в отношении граждан Украины, то, к моему огромному сожалению, наша общественность будет вынуждена просить наш МИД пересмотреть политику украинского гостеприимства по отношению к гражданам Израиля.

Алексей Лупоносов

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.