Чем для Украины стал год правительства Гройсмана?

21 квітня 2017, 15:15
Власник сторінки
Общественный деятель, юрист
2
228

Прошел год работы Кабмина. Жить стало лучше?


Летом прошлого года, когда в стране оценивали первые 100 дней работы нового правительства, премьер Гройсман и его команда обладали как бы «непобедимым козырем» – ста дней слишком мало для адекватной оценки реальных достижений нового Кабмина, как и тенденций, существовавших в экономике страны. 

Почти год назад у сменщика Арсения Яценюка еще была возможность «прикрыться» очередными наполеоновскими планами по реформам, а также рассказами о неминуемом экономическом росте в Украине в результате их проведения. Год назад все существовавшие на то время трудности и проблемы можно было, естественно, попытаться «списать» на предшественника. Благо, эта практика власть имущих практически всегда существовала в Украине.

Но сегодня ситуация принципиально изменилась. 

Прошел год работы Кабмина. Во-первых, «фактор Яценюка» уже не срабатывает. Во-вторых, в настоящее время все могут по-настоящему оценить все историческое значение слов Гройсмана, озвученных 14 апреля 2016 года, в начале его премьерства: «я вам покажу, что значит руководить государством». 

То, что в будущем некоторые назовут временем «винницкого тандема» в украинской политике (не все же по-всякому склонять Донецк!), года премьерства Гройсмана вполне достаточно и для оценки результатов его работы, и для прогнозирования всех возможных тенденций, начавшихся или продолжившихся при нем в экономике Украины. 

Начнем с отчета самого Гройсмана о проделанной работе. По большому счету, его таковым назвать нельзя. Во всем мире принято называть отчетом официальный документ, публичное, развернутое, официальное сообщение, основанное на привлечении документальных данных. Но нынешний премьер особо «не заморачивался» тем, чтобы говорить о результатах своей работы. «Конкретики» не было в принципе. 

Вместо этого Гройсман продемонстрировал некую короткую презентацию с несколькими манипулятивными цифрами и начал вещать о том, как страна счастливо заживет уже в ближайшее время, о собственном «системном подходе», о личной «работе над обновлением страны», о её «капитальном ремонте». 

«Нам удалось выполнить то, что мы обещали, – говорит Гройсман, – мы пришли на фоне политического и, как следствие, экономического кризиса, и для нас главной задачей была стабилизация национальной экономики и переход к росту. Нам удалось это сделать в 2016 году и фактически с сентября месяца мы начали подготовку к 2017 году, который, на наш взгляд, несмотря на множество проблем, а их нам, в том числе искусственно создают, имеет все перспективы стать годом роста национальной экономики…».

Кого могут убедить эти речи?

Гройсман, конечно же, практически ничего не сказал о тотальной бедности, о том, что половина населения не в состоянии заплатить даже за коммунальные услуги, о том, что работоспособное население массово покидает Украину. По данным соцопроса Института социологии НАН Украины в 2016 году, 35% опрошенных украинцев не имеют возможности покупать самые необходимые продукты питания, 40% и 53% не имеют денежных средств на поддержание здоровья и удовлетворение базовых потребностей в медицинской помощи, а у 62% нет денег на отдых во время отпуска. 

Это и есть реалии нашей страны в настоящее время, о которых Гройсман не счел возможным сказать. 

Но давайте проведем анализ достижений и провалов Кабмина Гройсмана, попытаемся быть при этом максимально объективными. 

Начнем с самого непопулярного решения Кабмина изменить логику формирования цены на газ для населения, т.е. о ее расчете на основе импортного паритета. Именно в результате этого решения украинский народ и стал жертвой беспрецедентного роста тарифов на услуги ЖКХ, в первую очередь – зимой на отопление. Ситуация проявилась в Украине во всей своей полной абсурдности: в нашей стране, где добывают свой собственный природный газ в немалых, кстати, количествах, и без того обнищавшее население вынуждено отдавать последние деньги за газ по рыночной, импортной цене. 

Разве можно назвать это, а также многократное повышение тарифов реформой ЖКХ? Какими рыночными мотивами оно продиктовано? И реформа ли это? Может быть, справедливее назвать такие действия обворовыванием собственного народа?

В результате мы получили ситуацию, когда в настоящее время среднестатистическая семья платит от 30 до 50% своих доходов за коммунальные услуги, а долги населения в сфере ЖКХ достигли невиданных объемов, превысив в 2016 году рекордные 23 млрд грн. И это без учета холодного января–февраля, когда платежки за отопление были просто неподъемными для большинства населения. 
 
Поэтому просто «провальным» назвать решение Гройсмана было бы даже некорректно. Оно не только необоснованно, но и несправедливо и даже преступно, особенно принимая во внимание то, что сегодняшняя себестоимость добычи украинского газа, по разным данным, колеблется от 1300 до 2500 грн за 1000 куб. м. Но продают нам его уже по 6800 грн! 

Об этом Гройсман, конечно, не сказал ничего. Выводы каждый пусть делает сам.
Следующее нашумевшее решение нынешнего премьера – абсолютно пустое, декларативное, ударившее по рынку труда повышение минимальной заработной платы в Украине до 3200 грн. Оно объяснялось якобы «необходимостью», ввиду упавшей ниже некуда покупательной способности украинцев. При этом всем было ясно, что вот такой простенькой командой «рота стой, раз-два» правительство Гройсмана пыталось повысить свои обнуленные политические рейтинги. 

Но у экономики свои правила, и они вообще не зависят от фамилии премьера. Рост минимальной заработной платы по стране, особенно такой резкий – в целых 2 раза, мог бы быть оправданным, если бы он сопровождался общим улучшением состояния украинской экономики, выходом из кризиса и способностью властей повысить социальные стандарты.

Всего этого как не было, так и нет. Более того, правительство Гройсмана не озаботилось и условиями для повышения зарплаты. Это, в первую очередь, массовое создание новых предприятий и рабочих мест по стране, приход инвестиций, активный рост ВВП, увеличение экспорта, увеличение золотовалютного резерва государства.

Но нынешние реалии украинской экономики – совсем не такие. Да, наверно, слабым позитивным признаком возможных перемен является рост ВВП по результатам года чуть более в 2%. Но никто не может со всей достоверностью предположить, что эти два процента роста – результат работы статистиков, а не производственников. Или же экономика просто «упала на дно», и время от времени просто демонстрирует признаки жизни.

В любом случае, 2% роста – катастрофически недостаточно для того, чтобы говорить об уверенном выздоровлении экономики. Поэтому и получается: государство решило напечатать ничем не обеспеченную денежную массу и выдать ее людям. 
 
Что происходит по экономическим законам в результате таких действий? Законы экономики неумолимы: выброс необеспеченных денег приводит к росту инфляции, а она неминуемо съест якобы ощутимое на первый взгляд повышение «минималки». На деле же удар по экономике нанесен колоссальный: увеличение налогового давления на средний и малый бизнес, который пока не в состоянии потянуть такую «минималку», и рост в связи с этим его налоговых обязательств перед государством. 

А людям платить нечем, они считают каждую копейку. Напомню, что с декабря 2016-го закрылось больше 250 тысяч ФЛП, то есть – каждый восьмой.

Примем во внимание и данные международной статистики. По оценкам ООН, уже около 60% населения страны сегодня находится за чертой бедности. Это при когда-то мощнейшем экономическом потенциале Украины, ресурсах нашей страны, ее географическом положении!
О какой социальной ответственности правительства Гройсмана перед Украиной может после всего этого идти речь?

Еще об экономике. По результатам 2016 года, кроме 2% роста ВВП, в стране вырос уровень средней заработной платы. Статистика сообщает о росте с 4362 грн в январе 2016 года до 6475 грн в декабре того же года. 

Ради объективности отметим, что это отрадные изменения. Но и их позитивный эффект сводится на нет повышением тарифов в разы, и общим подорожанием всех потребительских товаров и услуг по стране. Опять обратимся к статистике. За 2016 год индекс потребительских цен составил 112%. Годом ранее, в 2015-м он составлял 143%, т.е. это рост цен почти в полтора раза.
Разве удивительно, что при таком подорожании цен на все товары никто в Украине так и не ощутил роста зарплат?

Проанализируем состояние внешней торговли. Ситуация плачевна. 

Согласно официальным данным Госкомстата, за 2016 год объемы экспорта из Украины упали еще на 4,6 % – до уровня 36,3 млрд дол. США. За этот же период вырос импорт, причем на те же 4,6%. Он составил 39,2 млрд дол. США. 

Как видим, отрицательное сальдо внешней торговли растет, то есть мы покупаем за границей больше, чем продаем. Но учтем, что Украина в 2016 году, ввиду хорошего урожая, отправила на экспорт рекордные объемы продукции АПК. А если бы этого скачка по АПК не было? Страшно и представить себе такую ситуацию. 

Факт огромной доли сельскохозяйственной продукции в структуре экспорта Украины, а это более 40%, сам по себе тоже не внушает оптимизма. Это – четкое доказательство того, что наша страна из когда-то мощной индустриальной державы уверенно превращается в сырьевой придаток тех государств, где перерабатывается украинское зерно.

Статистика доказывает, что Кабмин Гройсмана не уделял должного внимания вопросам активизации экспорта. А это – ключевая сфера для государства. Уменьшение экспорта свидетельствует о сокращении и остановке работы экспортных предприятий, и даже об их закрытии. Отсюда неизбежные и естественные последствия: сокращение рабочих мест, уменьшение отчислений в бюджеты всех уровней, уменьшение притока валюты в страну.
Для сравнения и осознания темпов падения экономики напомню, что в 2012 году Украина отправила на экспорт продукции на 68,8 млрд дол. США – в два раза больше, чем в 2016-м. Как говорится, глубина пропасти понятна каждому. 

Привлечение иностранных инвестиций. И это не менее важная сфера экономики, чем экспорт. Каждое вливание иностранного капитала в нашу финансово обескровленную страну – это новые предприятия и удержание на плаву старых, это создание и сохранение рабочих мест, выживание наших людей. Так вот, за 2016 год стране, согласно официальным данным, удалось привлечь 4,4 млрд дол. США иностранных инвестиций. Это одно из немногих положительных изменений. Хотя трудно сказать, сколько таким образом завели в Украину денег, дабы просто удержать на плаву предприятия, в ожидании лучших времен, которые непонятно когда наступят.

Не думаю, что у кого-то после анализа этих данных сохранится хоть капля сомнения в провале экономической политики Гройсмана. О чем думал, что он планировал, говоря претенциозную и популистскую фразу «я вам покажу, как управлять страной» – неизвестно. Но то, что управлять Кабмин Украиной не умеет, не желает и не научился – становится понятно. 
 
Можем ли все мы, граждане Украины, хоть в какой-то степени надеяться, что премьер образумится, а его экономическая политика станет более вменяемой, будет соответствовать национальным интересам Украины?

Увы, свежо предание, а верится с трудом. 

Не надо ждать отчета Гройсмана за текущий 2017 год. Достаточно прочитать то, к чему он обязался перед Международным Валютным фондом, единственным источником денег, позволяющим поддерживать на плаву экономику Украины. 

Если Гройсман выполнит то, что он документально пообещал МВФ, то это: проведение до конца года пенсионной реформы с практически неизбежным поднятием пенсионного возраста. Это – приватизация наверняка не в интересах украинских товаропроизводителей земли сельскохозяйственного назначения – торговля стратегическим ресурсом Украины, достоянием страны, гарантией ее независимости, бесценного сокровища прошлых, нынешних и будущих поколений украинцев. Это урезание субсидий на компенсацию услуг ЖКХ. Это не далее, чем через несколько месяцев, т.е. до конца июня 2017-го, начало сокращения работников бюджетной сферы. 

До конца 2019 года бюджетников в нашей стране должно стать меньше на 14%. 

Не буду прогнозировать, что из всего вышеперечисленного Гройсман выполнит, а чего избежит. Но очевидно то, что его магистральные решения будут соответствовать меморандуму с МВФ, ведь подлинной целью этого Кабмина является не повышение благосостояния граждан Украины, а выпрашивание новых денег МВФ.

Спираль кризиса закручивается. Мог бы посочувствовать Гройсману, но не стану этого делать. Никто не заставлял его идти избранным им же путем. Ну что же, после того, как нынешний Кабмин закончит разбрасывать камни, рано или поздно наступит время тех, кто будет их собирать и начнет восстанавливать то, что останется к тому времени от Украины.



Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.