Сколько еще будет продолжаться «клоунада» с горе-арестами чиновников?

07 березня 2017, 14:42
Власник сторінки
Общественный деятель, юрист
0

Слово «клоунада» выбрано в самом что ни на есть бытовом значении: нечто, что вызывает неприкрытый смех, а отнюдь не из-за желания оскорбить деятелей циркового искусства.


Сначала театральные представления власти вызывали удивление и сарказм. Потом они превратились в вялотекущий спектакль правоохранительных анонсов, который всегда заканчивался то освобождением подозреваемых, то их бегством за границу.
В ночь на 6 июля 2014 года вместе с конвоиром сбежал из больницы скорой помощи депутат Александр Шепелев – он находился на лечении и содержался под стражей. Да разве это одно такое дело? В марте 2015 года, прямо на заседании Кабмина, зачитав обвинение, под телекамеры, более, чем театрально, одели наручники главе Госслужбы по чрезвычайным ситуациям Сергею Бочковскому и его заместителю Василию Стоецкому. «Клоунада» закончилась спустя несколько недель, когда сначала Стоецкого, а потом и Бочковского выпустили из СИЗО под залог. И дело начало постепенно разваливаться.

А неужели кто-то забыл дело беглого нардепа Александра Онищенко, подозреваемого в хищении государственного газа? Как только «запахло жареным», он немедленно оказался в Великобритании, связался с местными СМИ, угрожал власти некими, лично сделанными скрытым диктофоном, записями, где якобы содержатся доказательства коррупции в высших эшелонах власти и которые Онищенко якобы передал компетентным органам США. И вот дело Онищенко тоже растворилось – «как сон, как утренний туман».

Сейчас мы наблюдаем очередную серию трагикомичного сериала «Борьба с коррупцией». Серия называется «Газовое дело Онищенко», а его очередной герой – Роман Насиров, уже бывший глава государственной фискальной службы Украины и, как выяснилось, компаньон Онищенко. Детективы НАБУ и сотрудники САП говорят, что подозревают чиновника в злоупотреблениях служебным положением, в результате чего государству был нанесен вред в размере около 2-х млрд гривен. Суть злоупотреблений – предоставление ряду предприятий рассрочки налогового долга. Конечным выгодополучателем этих решений был нардеп Онищенко.

Но основной посыл этого текста отнюдь не в схемах. Поговорить больше хочется о новом-старом методе уклонения от ответственности, изобретенном нашими власть имущими – это демонстрация резкого ухудшения здоровья и невозможности даже выслушать подозрение от следователя, а также о том, как с этим собирается бороться правоохранительная система. 
Несомненным мастером создания таких ситуаций является Юлия Владимировна Тимошенко, которой в апреле 2012 года врачи берлинской клиники «Charité» диагностировали хроническую межпозвоночную грыжу. Годом ранее г-жа Тимошенко рассказывала на своей страничке в «Twitter», что каждое утро бегает со своей собакой по 10 километров, что составляет 70 километров в неделю, 280 километров в месяц.

Дело Тимошенко «достойно» продолжил Геннадий Корбан, в то время – один из лидеров партии «УКРОП». В конце декабря 2015 года в Днепровском райсуде рассматривалась его судмедэкспертиза в Институте сердечно-сосудистой хирургии им. Амосова, после чего он отказался от публичной политической деятельности.

«Внезапное заболевание» случилось и с Насировым, который, как утверждается, резко заболел и якобы спал или вообще был без сознания в тот момент, когда представитель НАБУ вручал ему подозрение в палате больницы «Феофания».

Я не врач, и не берусь опровергать или подтверждать состояние здоровья отдельных лиц – на то имеются специальные структуры. Однако трудно отделаться от впечатления, что нечестным на руку чиновникам пора заранее обзаводиться карточками в больницах с соответствующими диагнозами на случай, если в гости вдруг пожалует НАБУ.

Но в данной ситуации важнее всего то, как покажет себя система антикоррупционных органов во главе с НАБУ. Громкие дела – показатели их деятельности и эффективности вообще. Пока, к сожалению, необходимых стране действий по борьбе с коррупцией от них не дождались, а народ только в очередной раз разочаровался и ощущает, что его провели. Получается, что коррупция процветает и дальше, коррупционеры на воле, а если и попадают под следствие, то у них сразу находится арсенал причин и методов для избежания ответственности: то обвиняют всех в политической расправе и убегают за границу в поисках убежища, то заболевают до неспособности даже выслушать обвинение. Победим ли мы коррупцию при таких раскладах?
И необходима политическая ответственность за коррупцию. Не только от власти, но и от избирателей. Если чиновник виновен и не в хищении в особо крупных размерах, а в банальном нецелевом использовании даже небольших бюджетных средств – про свою карьеру, как политическую, так и госслужащего, он должен забыть навсегда.

У нас же все наоборот. Как бы дело с Насировым не закончилось тем, что он просто окажется тоже где-нибудь в Европе и будет вещать оттуда о политическом преследовании и всем остальном, попивая кофе с Онищенко?

Ведь само объявление подозрения мало что значит. Точку в любом расследовании ставит обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу. А такого приговора нет. Жесткости и решительности не хватает НАБУ и другим органам – это явно заметно. Да и политической воли у них, исходя из всего происходящего в стране, что мы видим каждый день, увы нет.
И последнее. Два миллиарда гривен для подозрения одному Насирову – сумма, конечно, впечатляет. Но разве кто-то сомневается, что если он распоряжался такими суммами, то вряд ли делал это единолично – без прикрытия с самого верха? Ждем новых «разоблачений»?
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.