3 года антикоррупционной «борьбы»: уже немного хуже, чем в Гондурасе

27 січня 2017, 19:11
Власник сторінки
Общественный деятель, юрист
1

Пошел третий год активизации в Украине «борьбы с коррупцией». И где мы сейчас?


Чуть ли не каждый политик после «евромайдана» считал себя обязанным не только объявить самого себя ярым и ярким «борцом» с коррупцией, но и лично «приложить все возможные усилия».

В программах политических партий появились целые разделы, посвященные борьбе с этой проблемой. В коалиционном соглашении пяти фракций парламента, подписанном после досрочных выборов в 2014 году, содержатся конкретные даты и список обещаний, направленных на, естественно, «беспрецедентные» шаги по борьбе с коррупцией. Люстрацию «успешно» провели, антикоррупционные органы «наштамповали», судебную реформу – внедряем! Осталось только создать антикоррупционный суд и заживем. Но воз и ныне там – и что не работает?

Можно сутками говорить, насколько данная тема болезненна для каждого украинца. Ведь коррупция – это не только то, что медленно, но неуклонно убивает экономику страны, приводит к деградации всех общественных институтов.

По данным опроса, проведенного в 2016 году представителями Американской торговой палаты, 73% украинских и работающих в нашей стране европейских компаний считают, что за последние два года в Украине отсутствует прогресс в борьбе с коррупцией. Более того, практически все из них, а именно 98%, считают коррупцию крайне распространенным явлением, а подавляющее большинство в 88% случаев сталкивается с ней при ведении бизнеса.

Отсутствие прогресса в борьбе с коррупцией подтверждают и данные мирового индекса восприятия коррупции (CPI), которые обнародовала организация «Transparency International». В 2016 году Украина получила 29 баллов из 100 возможных и заняла 131 место из 176 стран мира. Это «почетное» место мы разделили с Ираном, Россией, Непалом и Казахстаном. И хотя это на 2 балла лучше, чем показатель прошлого года, барьер в 30 баллов, который смело можно назвать позором для любой нации, Украина не преодолела.

Более того, по данным исследования, более качественно, чем в нашей стране, с коррупцией борются в Гондурасе, Сьерра-Леоне, Эфиопии, Танзании, Нигере, Замбии, Пакистане, Монголии, Беларуси. И это – после стольких усилий по созданию новых антикоррупционных органов и потраченных в никуда грантовых средств наших партнеров из ЕС и США! 

Что означают подобные рейтинги? Страны, занявшие в этом списке места ниже сотого, воспринимаются как «очень коррумпированные». И это не просто доказательство того, что в стране дела крайне плохи, а прежде всего – сигнал международному бизнесу и тем же инвесторам, которые сто раз подумают, прежде чем иметь с Украиной хоть какие-то дела.

Более того, крайне удручает динамика показателей Украины в борьбе с коррупцией: начиная с 2014 года наша страна в оценках «Transparency International» поднимается всего на 1 «ступеньку» в год. Если так будет продолжаться и дальше, то дело плохо: к нынешним показателям Польши Украина придет через 22 года, скандинавских стран – через 40 лет.

А все дело в том, что власть лишь декларирует намерения бороться с коррупцией. Казалось бы, для этого созданы все возможности: полиция реформирована, в очередной раз назначен очередной Генпрокурор, созданы и функционируют НАБУ, САП, НАПК, запущена судебная реформа, приняты законы…
Но почему все это не работает? Почему ГПУ задерживает судей- взяточников и крупных «схемщиков», у которых подвалы набиты банками с валютой, а граница для таких людей всегда открыта, и они умудряются беспрепятственно скрыться? Удрать, заплатив откупные в виде многомиллионных залогов прямо в судебном зале? А не по той же причине, по которой НАПК не может направить в НАБУ и ГПУ информацию о несоответствиях в электронных декларациях нынешних власть имущих?

Большинство наших сограждан давно уже сформулировали для себя ответы на эти вопросы. Никто из нынешней власти не борется с коррупцией по тем простым причинам, что с собой не борются.
Как же бороться с коррупцией в Украине?

Развитием экономики, созданием достойно оплачиваемых рабочих мест. Чтобы не нарушать закон, человек должен дорожить своей работой, ценить свою оплату труда.

Следует создать такие условия для бизнеса, чтобы предприниматели не выдумывали все новые «схемы» для укрытия от налогов. 

Во-первых, следует заниматься образованием, правовым обучением граждан. Образованный народ руководствуется базовыми ценностями человеческих взаимоотношений, профессиональным подходом к любому делу, будь то бизнес, государственная служба или социальная сфера. Коррупция присуща обществам с низким уровнем взаимного доверия граждан. Образование позволяет поднять этот уровень и настроить людей на сотрудничество, главная цель которого – всеобщее общественное благо. И начинать нужно со школы: например, необходима образовательная антикоррупционная программа, призванная не только демонстрировать на конкретных примерах вред коррупции для экономической и общественной жизни страны, но и обучать школьников базовым элементам ведения бизнеса.

Во-вторых, необходимо жесткое, повсеместное соблюдение законов. У нынешней власти действительно нет политической воли продемонстрировать личный пример реального соблюдения закона. А начинать надо всегда с себя. Кодекс законов, направленный на пресечение коррупционных действий и наказание за них, действительно должен работать для всех, а не для избранных.

И наконец, максимальное упразднение бюрократического фактора. Там, где искусственно созданы препятствия во взаимоотношениях социума и государства – благоприятнейшая почва для развития коррупции. Уменьшение бюрократической нагрузки на общественные отношения позволит разрушить коррупционные схемы, которые делают невозможной производительную и упрощенную деятельность государственных услуг.

Наша партия «Разумная Сила» в своей политической программе выступает за практическое внедрение принципа презумпции невиновности для бизнеса.

Этот принцип означает, что бизнес всегда считается юридически правым, пока в судебном порядке не установлено противоположное. Если любое должностное лицо, представляющее правоохранительные органы, захочет предпринять любые меры в отношении бизнеса, то для этого придется обратиться в суд. А затем, уже в ходе судебного заседания и обязательно в присутствии оппонента доказывать, например, необходимость провести проверку. И пусть судья, выслушав мнения сторон, и принимает законное решение.

А когда судья примет решение, вынесет его именем Украины, то уже недовольная решением судебного органа сторона сможет обратиться в вышестоящий суд с иском к государству о возмещении нанесенного ущерба.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.