Доверяй, но проверяй

13 грудня 2016, 18:38
Власник сторінки
Общественный деятель, юрист
0
374

Почему ЕС надоело выделять гранты в общий «котел» реформаторов?

Похоже, что коррупционные риски в Украине достигли всех возможных сфер жизнедеятельности страны. Европейская счетная палата (ЕСП) провела ревизию финансовой помощи ЕС, выделенной Украине. Ее отчет свидетельствует о том, что уже и европейцы стали замечать: выделенные нашей стране гранты на реформы куда-то деваются, а позитивных перемен в стране не наблюдается.

У этого отчета – два измерения. О первом говорится публично: западные налогоплательщики желают четко понимать, насколько эффективно были потрачены и кредиты, которые Украине придется возвращать европейским институтам, и гранты, т.е. безвозвратная финансовая помощь. Второе обстоятельство – это то, о чем официально не говорят. О нем высказался в комментарии «Немецкой волне» эксперт аналитического центра Open Europe Питер Клепп: «то, что украинские чиновники обнародовали декларации о своих богатствах – это положительный, но маленький шаг. Давать деньги стране, в которой невозможно проверить их использование – способ лишь усилить коррупцию».

Европейский эксперт прекрасно понимает, что отчет ЕСП, в первую очередь, станет предметом жестких политических разборок в самом Евросоюзе. Как бы там ни относились к Украине, но просто будут вынуждены ответить на крайне щепетильный и очень заполитизированный вопрос: следует ли, в условиях реальных убытков экономики ЕС от противостояния с Россией и обнародования многомиллионных э-деклараций небедных украинских руководителей, продолжать финансировать «реформы в Украине», не контролируя использование средств? Не получается ли это выделение денег – «на деревню дедушке»?

Не удивительно, что особое внимание европейские аудиторы обратили на период 2014-2016 годов, когда в Украине была освоена львиная часть предоставленных ЕС средств. Причин для беспокойства чиновников ЕС предостаточно: с их точки зрения, в результате событий 2013-2014 гг. в Украине произошла полная перезагрузка власти, а ее новые руководители обещали немедленные, фундаментальные и необратимые реформы. Общественные организации и активисты тоже «пристроены при деле»: некоторые вошли в представительские органы, другие – стали консультантами исполнительной ветви власти. Многоликий общественный сектор заручился поддержкой и доверием Запада в обмен на обязательства контролировать политиков и добиваться от них проведения реальных реформ.

Но что-то пошло не так. По данным Европейской счетной палаты, в 2007-2016 годах Украина получила от ЕС 1,6 млрд. евро в виде грантов и 3,4 млрд. евро – кредитов от международных банков. Большая часть этих денег была передана Украине после «революции достоинства» – на реформы в административном секторе, энергетике, и, конечно же, на борьбу с коррупцией.

Выводы аудиторов весьма неутешительны: выделенные гранты не всегда тратились эффективно, а сами результаты реформ в ЕС называют «хрупкими». В переводе на общечеловеческий язык – эти результаты не оценивают, как устойчивые, необратимые.

Что же так насторожило чиновников в ЕС?

Дело в том, что, в отличие от украинских коллег, европейские чиновники по закону обязаны не просто формально отчитываться за потраченные средства налогоплательщиков, но и доказывать, что средства были выделены оправдано. Это означает, что эффективность любого инвестиционного проекта, по нормам ЕС, должна составлять минимум 75-80%. От этого показателя будет зависеть дальнейшее сотрудничество с Украиной. Ведь проведение нынешнего аудита обусловлено тем, что в ЕС должны решить судьбу пакета европейской помощи с 2014 по 2020 годы, на общую сумму в 11,2 млрд евро, из которых около 8 млрд евро должны составить кредиты Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейского инвестиционного банка (ЕИБ).

Ранее о неэффективности израсходованных средств украинским властям не раз намекали и в МВФ, и во Всемирном банке. Так, в последнем заявлении МВФ подчеркнули, что правительству следует более тщательно проводить реформы, продолжить борьбу с коррупцией и активнее противостоять популизму. А ожидаемый властями очередной транш в 1,3 млрд дол., предусмотренный в рамках кредитной программы МВФ до конца 2016 года, в Фонде так и не выделили.

Всемирный банк также не раз намекал на коррупционную составляющую расходования его денег, «съедающую» значительную часть грантовых средств и финансирования отдельных инфраструктурных проектов. При этом, ВБ – один из самых крупных кредиторов украинской экономики: начиная с 1992 года организация предоставила обязательств более чем на 9 млрд. дол. Всего было реализовано более 45 проектов и программ.

Если кредиты МВФ пополняют резервы НБУ и частично покрывают дефицит бюджета, то ЕБРР, ЕИБ и ВБ выделяют займы под конкретные проекты. В таких случаях неэффективность средств и каналы их «утечки» проверить значительно легче: качество потраченных средств может снижаться за счет легального «отката» в виде оплаты услуг иностранных консультантов, импорта продукции или технологий, а также отсутствия эффективных исполнителей. Речь идет как о чиновниках, так и об общественном секторе.

В качестве наглядного примера украинский журнал «Forbes» рассказывает историю реализации проекта реконструкции 26 водоканалов во всех регионах Украины, на который Всемирный банк выделил в 2015 году Министерству регионального развития кредит в 772 миллиона долларов. Но реконструкцию запустили лишь частично, и не на всех предполагаемых объектах: причиной стало сопротивление и непонимание требований местными чиновниками. Что стало мотивом такого их отношения – некомпетентность, нежелание браться за непонятную для них работу или коррупционные ожидания – пока не ясно. Но понятно, что центральная власть Украины вынуждена обслуживать данный кредит, выплачивать проценты из госбюджета. И получается, что за неэффективность украинских чиновников платят и европейские, и украинские налогоплательщики, первые из которых проплатили реконструкцию, а вторые – проценты за выделенные на нее деньги!

Международные финансовые институты не довольны ни темпом реформ, ни тем, как использовались предыдущие кредитные средства и гранты. К слову, сами украинцы, согласно результатам ряда проведенных социологических опросов, не удовлетворены как темпами реформ, так и действиями властей. Так, еще год назад почти половина украинцев (48%), согласно опросу фонда «Демократические инициативы» и Центра Разумкова, считали, что новая власть во главе с президентом не достигли никакого прогресса в проведении реформ. Данные осеннего опроса, проведенного группой «Рейтинг», свидетельствуют о том, что все больше украинцев негативно оценивают деятельность президента Порошенко (74%), Кабмина Гройсмана (51%) и Верховной Рады (84%).

Мы часто слышим критику властей со стороны общественных деятелей и возглавляемых ими организаций, которые являются основными получателями грантовых средств. Но часто и сам процесс получения-распределения этих грантов – непрозрачен.

Пока что ЕС планирует и дальше поддерживать реформы в Украине. Но терпение западных партнеров не безгранично: уже со следующего года чиновники Евросоюза намерены усилить мониторинг реализации украинских проектов и ужесточить контроль над выделенными грантовыми средствами.

А пока что Украина остается без реализованных проектов, с потраченными деньгами и с безнаказанными коррупционерами под прикрытием новых «реформаторов». Они, как и многие общественные активисты, вместо реализации проектов, успели освоить кредиты и гранты себе во благо.


Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
ТЕГИ: МВФ,коррупция,реформы,гранты,Европейский Cоюз
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.