Голодовка Савченко за освобождение пленных, консолидация оппозиционной партии мира и эскалация политических репрессий президентской партией войны – это признаки больших перемен в украинской политике.
По-моему, есть три сценария дальнейшего развития событий: консервативный, революционный и эволюционный.
Консервативный сценарий – стабилизация режима Порошенко, его превращение в диктатуру одного клана, одной олигархической «партии власти» по примеру «семьи» Януковича. Об этом говорят прозападные эксперты, и это, вероятно, входит в намерения президента, который в свое время был одним из основателей одиозной Партии регионов.
Команда Порошенко кишит бывшими «регионалами», среди народных депутатов от партии «Блок Петра Порошенко» их два десятка. Кто еще не попал в обойму, активно ищут подходы к президенту. Полезные деятели и финансисты, вроде Гончаренко и Данилюка, встречают теплый прием. Другое дело неудачники, бесполезные после отрыва от бюджетного корыта, которые публично доносят на подельников по коррупционным схемам, как Ландик сдал Ефремова, или ищут покровительства однокурсника, как Василий Горбаль, неожиданно явившийся на антикоррупционный форум к Саакашвили. Такие получают от ворот поворот, и им остается идти в политологи и комментаторы на телевидение, подобно Инне Богословской, Анне Герман и Тарасу Черноволу.
Впрочем, несмотря на определенное очищение кадров и при всей деловой хватке экс-регионалов во главе с Порошенко они не способны ни совладать с экономическим кризисом, ни остановить войну. Реализовать консервативный сценарий можно будет только при зарубежной поддержке, которая маловероятна, учитывая охладевшее отношение к режиму Порошенко в Москве, Брюсселе и Вашингтоне.
Революционный сценарий включает военный переворот и массовое мирное гражданское неповиновение по рецептам Ганди.
И православный крестный ход за мир, и движение «народных предпринимателей» за неуплату налогов под предлогом обслуживания своих территориальных общин, и новая голодовка Савченко (кстати, Ганди тоже голодал с похожими требованиями) апеллируют к акциям прямого народовластия для прекращения войны, на которой паразитирует режим Порошенко.
С другой стороны, силовики из окружения президента требуют введения военного положения, что означает окончательный развал и грабеж Украины частными армиями олигархов – так называемыми добровольческими батальонами.
Скорее всего, и мирный протест, и военный переворот начнутся одновременно как первые ходы революционного сценария, но в дальнейшем события вряд ли будут развиваться по турецкому образцу. Военным придется выбирать между поддержкой народа и поддержкой дискредитировавших себя элит, и военные, скорее всего, выберут народ из-за генетического вольнодумства украинцев.
Другой вопрос, какие режиссеры будут стоять за кулисами нового демократического режима и куда они поведут Украину. Среди прочих рисков революции особенно тревожит то, что ее сценарий, скорее всего, будет писаться не украинцами и не в интересах украинцев, иначе бы призывы к революции не ограничивались голыми лозунгами и предлагали новый эгалитарный общественный договор. Вместо этого нам всучивают кота в мешке, принятие непонятно какой конституции неким тайным конклавом из ста аристократов, по идее Савченко.
Я очень критически настроен к Савченко. Правильно, что она требует прекратить войну и освободить пленных. Но вместо возрождения живой конституции правового общения людей она предлагает по-новому заткнуть людям рот догмой, кулуарно написанной бумажкой. Я бы на ее месте показал людям чистый лист бумаги и сказал: вот лучшая конституция – обо всем, что здесь не сказано, мы должны постоянно договариваться. И раздавал бы чистые листы бумаги в качестве листовок на каждом углу.
Со стороны выглядит так, будто Савченко дикая жар-птица в золотой клетке парламента, которая, в отличие от прирученных попугаев цвета хаки, не повторяет вздор за сумасшедшими экспертами из телевизора, а повторяет отчаянный плач обманутого народа с улиц, который везде один, и в Донецке, и в Киеве, несмотря на ожидаемое переименование бульвара Дружбы Народов в тупик Колиивщины.
И, наконец, два слова о наименее вероятном из трех, эволюционном сценарии – это диалог и примирение, передача олигархами рычагов власти конструктивно действующим независимым институциям гражданского общества. Ни одной из конкурирующих элит не хватает альтруизма, чтобы помогать людям находить общий язык без посредников и таким образом жертвовать своими амбициями для создания эгалитарного общества свободы, равенства, братства. Консервативные и революционные деятели, как всегда, будут прикрываться лозунгами эволюции, но только для того, чтобы оставить за собой монополию на экзекуции и экспроприации. С другой стороны, в силу генетического вольнодумства украинцев при любом развитии событий часть маргинальных деятелей в каждой из паразитических элит будет предавать интересы своей элиты, искренне желая эволюционных изменений. Создавая и расширяя пространство свободы вокруг себя, элитарные маргиналы продолжат открывать пути конкуренции с элитами разнообразным прогрессивным движениям. В конечном счете, естественно, победит эволюция, не предусмотренная никакими сценариями.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.