Друзья-диктаторы Путин и Эрдоган за Конституцию
17 липня 2016, 20:26
Власник сторінки
Аналитик
Попытка переворота в Турции стала важнейшим политическим событием последних месяцев, затмив собой трагедию в Ницце и Brexit.
Все только и говорят о Турции и том, как случившееся повлияет на путевки, стоимость фруктов, экспорт и импорт товаров, безопасность в регионе, беженцев и войну в Сирии.
Пока окружающие пребывают в замешательстве, турецкий президент Тайип Эрдоган использует ситуацию для усиления собственных позиций. Эрдоган пытается мобилизовать и сплотить жителей страны с помощью фактора внешней угрозы и победы над мятежниками.
В первую очередь он нашел внешнего врага, которого обвинил в организации военного переворота. Им оказался бывший соратник Эрдогана и лидер движения «Хизмет» Фетхуллах Гюлен, который последние 16 лет проживает в США. В субботу в Турции прошли праздничные митинги и демонстрации, посвященные успешному подавлению переворота.
Благодаря таким нехитрым, но эффективным методам рейтинг Эрдогана будет оставаться высоким. Сложившаяся ситуация дает президенту Турции карт-бланш на узурпацию власти под видом превентивных мер по борьбе с внешней и внутренней угрозой.
Наряду с этим в обществе формируется негативное отношение ко всем недовольным действующей властью, поскольку они воспринимаются как потенциальные заговорщики. Обычные граждане, которые благодаря манипуляциям Эрдогана считают себя победителями, будут бороться со всеми проявлениями оппозиционности на местах.
Успешное подавление переворота неожиданно совпало со стремительной нормализацией отношений с Россией и Израилем. Дружба с Израилем нужна, как фактор давления на Россию — не хотите с нами сотрудничать — будем дружить с ними. А вот дружба с самой Россией нужна Эрдогану явно не ради экспорта помидоров и импорта туристов из Тагила. Хотя бизнес в целом воспрянул от такой новости, но скорее от возможности заработать, чем из-за любви к русским. Мои знакомые турки говорят, что бизнес с русскими — не лучший способ зарабатывать, да и сами русские больше неизбежные, чем желанные партнеры.
Тем не менее, бизнес зарабатывает, а переворот не состоялся. Похоже на то, что Турция имеет все шансы вернуться в годы стремительного подъема, последовавшего после прихода Эрдогана к власти в начале двухтысячных.
Только вот «немощность» и дилетантский подход организаторов переворота выглядят несколько сомнительно на фоне таких стремительных побед. Все это очень напоминает стиль Путина, который использует любые средства для достижения собственных целей.
Буквально сразу после подавления переворота Эрдоган заявил о будущих чистках в армии. Потом были арестованы около 3000 судей и прозвучало заявление о применении смертной казни к участникам переворота.
Больше всего удивило отношение к судьям. Ведь в чем они виноваты? Что не осудили заочно потенциальных мятежников? Но мятежников должны выявлять спецслужбы, а судьи должны выносить им приговор на основе предоставленных фактов. Такое несоответствие не остановило Эрдогана. Объясняется массовый арест судей двумя фактами — желанием получить полностью лояльную судебную систему и сделать судебный процесс над мятежниками управляемым.
Чего добивается Эрдоган в результате подавления мятежа:
— резкий рост доверия со стороны народа и возможность узурпации власти;
— тотальное подчинение судебной системы;
— морально подавленные вооруженные силы и отстранение военных от участия в политике.
Следует напомнить, что до переворота Эрдоган уже монополизировал исполнительную и законодательную ветви власти:
— 327 депутатов в турецком парламенте входят в пропрезидентскую Партию справедливости и развития, что составляет 49,83% депутатов;
— премьер-министр Турции Бинали Йылдырым является лидером Партии справедливости и развития.
Таким образом, переворот, спровоцированный или организованный спецслужбами, помог Эрдогану захватить судебную ветвь власти и обеспечил все возможности для формирования диктаторского режима при одобрении этого процесса населением.
Сейчас примирение с Россией не будет восприниматься турецким народом как признак слабости во внешней политике, о которой заговорили после провала предоставления безвизового режима ЕС. Турецкие власти отказались выполнить требования ЕС, обвинив европейцев в предвзятом отношении.
Сейчас же, когда стало ясно, что «переворот был спровоцирован Западом», дружба с Россией при грамотной подаче будет восприниматься турецким народом, как мудрое решение президента-победителя.
Интересно, что в этой ситуации небывалую активность и открытость проявил Владимир Путин, который сделал ряд заявлений, осуждающих антиконституционные действия и насилие. Путин пожелал Эрдогану скорейшего восстановления устойчивого конституционного строя в Турции. Слова Путина — это сигнал, обозначающий, что Россия не против появления еще одного диктатора, который действует в рамках конституции. Также Путин дает понять, что он не намерен вступать в вооруженный конфликт с государством, входящим в НАТО и располагающим сильнейшим флотом в Черном море.
Похоже, что Эрдоган заглотил наживку. Осталось дождаться, что попросит Путин в обмен на свою поддержку. Ситуация напоминает 1939 год и подписание представителями двух диктаторов пакта Риббентропа-Молотова. Правда, современные диктаторы еще не приступили к обсуждению условий пакта.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.