О том, как Московский патриархат с УНА-УНСО «подружился».

20 липня 2015, 11:21
Власник сторінки
Священнослужель, Украина
0
О том, как Московский патриархат с УНА-УНСО «подружился».

Не так давно, Министерство юстиции Украины отказало в регистрации общественной организации УНА-УНСО в качестве политической партии, после чего в украинском обществе развернулась дискуссия на тему правомочности такого решения. В министерстве мотивировали свое решение тем, что якобы члены данной организации сотрудничали с нацистами в годы Второй мировой войны, хотя на самом деле в годы Второй мировой войны УНА-УНСО просто не существовало. Не вдаваясь в детали этой дискуссии, все же необходимо отметить, что в умах подавляющего большинства украинцев члены УНА-УНСО являются прямыми наследниками таких националистических организаций как УПА и ОУН, продолжателями дела С.Бендеры, Шухевича и дивизии СС «Галичина», чего собственно они сами и не отрицают.

И все же, на деле, ситуация выглядит не такой однозначной, как кажется на первый взгляд. Так, 29 мая 2015 года в Винницкой епархии УПЦ МП состоялась встреча митрополита Симеона (Шостацкого) с представителями местной организации УНА-УНСО http://korrespondent.net/url.hnd?url=http://orthodox.vinnica.ua/ru/novini/novini-viddiliv/1110.html , в ходе которой:

«Сторони обмінялися думками щодо перспектив запровадження інституту капеланства (військового духовенства) у Збройних Силах України та душпастирської діяльності у добровольчих підрозділах, які формуються у тому числі у Вінницькій області і спільно із ЗСУ виконують завдання на сході України» (1).

Казалось бы ничего крамольного? И действительно, УНА-УНСО организация военизированная и поэтому, согласно Устава, основной ее целью является:

-  сприяння вихованню її членів у патріотичному дусі;

-  сприяння у підготовці членів Організації до служби у лавах Збройних Сил України; (2)

Однако, именно здесь и кроется самый главных подвох, которого видимо не заметили (или не захотели замечать) в Винницкой епархии УПЦ МП, а именно: что конкретно имеют ввиду руководители УНА-УНСО когда говорят о патриотичном духе и «душпастирської діяльності» ? Какую природу имеет этот дух? И как он соотносится с учением Церкви и евангелием? И соотносится ли он с ними вообще? Ответить на эти вопросы достаточно просто, следует только зайти на официальный сайт организации и внимательно почитать размещенные там материалы - Устав, программу действий, основные анонсированные статьи. Вот только некоторые выдержки из этих документов:

  1. Основными лозунгами организации УНА-УНСО являются:

«Україна для українців! Господь створив нас українцями, і хай святиться воля Його на віки віків. Ми відстоюємо Божу волю. Наша ідеологія: український націоналізм як ідеологія самоствердження Нації. Наша політика: Україна понад усе! Наша боротьба: за владу Нації. Наші вороги: комунізм, космополітизм, лібералізм...» (3).

Первое, что бросается в глаза, так это прямое противоречие этих лозунгов заповедям Евангелия. Ну не может быть Украина превыше всего для христианина. Просто потому, что для христианина не может быть высшей ценностью его жизни ничто тленное, временное, преходящее. Жизнь христианина должна быть всецело ориентирована на служение Истине, которая – есть Христос: «Итак всякого, кто исповедует Меня пред людьми, - говорит Спаситель Христос, - того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; …Кто любит отца и мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин меня; И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня…» (Мф. 10:32-38).

И потом, ну не создавал Бог людей – украинцами, русскими, поляками, немцами и т.д.. Согласно ветхозаветным текстам национальное разделение - это явное зло и произошло оно на почве строительства Вавилонской башни, когда люди возомнили о себе слишком много, а точнее, когда они захотели быть равными Богу: «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город» (Бытие.11:4-8).

Святитель Иоанн Златоуст так комментирует это место Святого Писания:

«Смотри, как человеческая природа не любит оставаться в своих границах, но всегда ищет большего и стремится к высшему. Это-то особенно и губит людей, что они не хотят знать границ своей природы, но всегда желают большего и мечтают о том, что выше их. Оттого-то пристрастившиеся к мирским благам, даже и тогда, когда обладают великим богатством и властию, как бы забыв свою природу, усиливаются подняться все выше и выше, до тех пор, пока не низринутся в самую бездну… Итак, когда эти люди, пользовавшиеся одним языком употребили во зло данное им преимущество, Бог останавливает стремление их нечестия разноязычием».

Так что вне зависимости от того, нравится нам это или нет, но христианство по сути своей космополитично ибо во Христе: «…нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11). Именно поэтому Христос в Евангелии призывает нас любить даже врагов, чтобы с помощью любви преодолеть те многочисленные разделения, которые создали люди в процессе истории. Ибо только любовь есть основополагающая сила, которая только и может объединить людей для созидания. И наоборот националистическая идеология призывает людей к прямо противоположному - к разделению людей по национальному признаку и возвышению одной нации над другой. В этом собственно и состоит разрушительная сила национализма.

Так, например, основоположник украинского национализма Д. Донцов, который всей своею душой ненавидел христианско-либеральные ценности, в своей книге «Национализм», дает такую характеристику украинскому национализму (впрочем, как и любому национализму): «Ця ідея (т.е. национализм, - прим. автора) є непримирима, безкомпромісова, фанатична, “аморальна”, за свої приписи бере лиш те, що в інтересі species. Цими прикметами відзначається кожна велика національна ідея, і це, а ніщо інше, дає їй таку вибухову (т.е. разрушительную, - прим .автора) силу в історії» (4).

Все это, хорошо понимают в УНА-УНСО, и потому мы читаем в одном из материалов, опубликованных на сайте организации такие слова:

«Необходимо смотреть правде в глаза. Национальное чувство само по себе суть явление, довольно трудно поддающееся христианизации. Как свидетельствует опыт века, продолжительное историческое сосуществование национальной и христианской идей в европейской культуре не смогли предотвратить такого ужасного явления как фашизм: попав в состояние исторического унижения, национальное сознание инстинктивно отворачивается от Евангелия и обращает свой взор к язычеству…».

Итак, исходя из всего вышеизложенного, мы имеем контакт канонической Православной Церкви с проязыческой организацией националистического толка, во время которого деятельность УНА-УНСО получила полную поддержку и одобрение. По крайней мере, руководство Винницкой епархии УПЦ МП не выразило обеспокоенности тем, что данная организация готовит людей для службы в ВСУ на сугубо языческо-националистических началах противных Евангелию.

На первый взгляд может сложиться впечатление, что руководством Винницкой епархии двигали самые благие чувства, направленные на достижение гражданского мира в нашей стране и сохранение ее территориальной целостности. Именно потому:

«Митрополит Симеон та С. Чумак торкнулися й болючого в даний час питання міжконфесійних стосунків. Співрозмовники погодилися з думкою про неприпустимість втручання в церковні справи і внутрішнє життя парафій світської влади і тим більше людей, пов’язаних з військовою службою, головним завданням яких є не вирішення міжконфесійних конфліктів чи їх розпалювання, а захист Вітчизни, спокою громадян і поновлення миру в Україні» (5).

Однако возникает вопрос, а все ли средства хороши для достижения этой, несомненно благой, цели? И кого можно, а кого нельзя при этом брать в союзники? Понятно ведь, что мы – христиане не можем брать себе в союзники, например, сатанистов, причем даже при условии их полной украинской идентичности и всего, что из этого вытекает.

Так, что же случилось на самом деле? Зачем была нужна эта встреча, которая вызвала, мягко говоря, неоднозначную реакцию у православных винничан? Может быть, причина этого нам станет ясна, когда мы прочитаем религиозную программу УНА-УНСО и некоторые другие материалы касающиеся канонического православия? Вот некоторые выдержки из этой программы:

«УНА-УНСО працює над створенням політичних умов, за яких стало б можливим об'єднання православних та греко-католиків в єдиному Патріархаті та створення єдиної національної християнської Церкви. Тому:

2. В основі державної політики у сфері національної духовності буде християнство.

4. Уціліле майно ограбованих комуністичним режимом українських Церков (УГКЦ, УАПЦ, УПЦ КП) буде повернене цим Церквам.» (6).


Итак, что мы видим? Во-первых, исходя из четвертого пункта этой программы, мы видим, что УНА-УНСО не признает каноническую Церковь на Украине в принципе. Т.е., там вообще не понимают, что такое Церковь? Зачем она нужна, каковы ее цели и природа? Более того, на мой взгляд, все эти заверения УНСО-вцев про недопустимость вмешательства во внутренние церковные дела звучит не более, как лицемерие.

Этим и только этим можно объяснить противоречивую позицию данной организации по отношению к христианству, согласно которой с одной стороны, - христианство объявляется основой государственной политики в Украине, а с другой стороны (как мы это видели выше), - прямо заявляется о несовместимости национализма (являющегося идеологической основой УНА-УНСО) и христианства.

Мало того, на сайте организации можно найти следующие заявление касательно канонического Православия:

«…східна християнська ідентичність, яку антизахідні політики воліють позначати словом «православ’я», використовується для ідеологічного обґрунтування нового геополітичного проєкту, що мав би повернути Україну в сферу державних впливів Москви. Це робить православну спільноту України мимовільним гравцем на чужому для неї політичному полі, об’єктом спрямованих на неї впливів» (7).

Странно, но почему-то все эти заявления не смутили руководство Винницкой епархии УПЦ МП? Ведь, если мы все же рискуем остаться христианами, то в этом случае, нужно было набраться смелости и указать лидерам (да и рядовым членам) УНА-УНСО на несовместимость их идеологии с христианским вероучением, на факты лицемерия и двойных стандартов по отношению к каноническому православию, когда например, на словах заявляется о недопустимости вмешательства во внутренние дела Церкви, а на деле УНСО-вцы вообще не признают Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, позволяют себе откровенно оскорбительные высказывания в адрес Православия как такового, и открыто призывают к унии с католиками (к чему неминуемо приведет объединение с греко-католиками). Так в чем же причина такой благосклонности к явно враждебной Церкви националистической организации? В патриотизме? В желании блага своей стране? Признаюсь, как-то слабо во все это верится?

На мой взгляд, причина такой благосклонности банальна и очевидна, - страх перед суровой украинской реальностью. Именно страхом я могу объяснить тот факт, что никто в Винницкой епархии не посмел остановить государственных чиновников, когда они на пасхальной седмице в этом году в Преображенском Соборе г.Винницы говорили народу о том, что наша страна находится в условиях вражеской интервенции. И это в то время, когда вся наша Церковь, на каждой литургии, молиться о прекращении гражданской войны в Украине: http://www.pravlife.org/content/predstoyatel-vlast-dolzhna-ostanovit-voynu-na-donbasse

Конечно, страх можно понять и объяснить: кому хочется, чтобы в гости пришли разъяренные националисты? Естественно никому. И для того, чтобы этого не случилось можно подружиться с УНА-УНСО, можно стать холуями у антинародной власти, которая привела наш народ к обнищанию, поставила страну на грань катастрофы, спровоцировала убийство людей на майдане и на Востоке Украины. Можно даже говорить об объединении с раскольниками и униатами или хотя бы не возражать против такого объединения, закрывая глаза на грубое попирание норм православного евангельского учения о Церкви Христовой.

Страх это вообще серьезный аргумент для того чтобы идти против совести. Только вот святые отцы Православной Церкви говорили о том, что: «лучше умереть нежели идти против совести!». Признаюсь вам, я не знаю, как быть с этим утверждением? И как относится с этих позиций к тому, что произошло в Винницкой епархии? В конце концов, может быть, лучше было бы просто тихо уйти, чем демонстрировать всему православному сообществу свой страх?


Ccылки:


  1. «Стороны обменялись мнениями о перспективах введения института капелланства (военного духовенства) в Вооруженных Силах Украины и душепастырской деятельности в добровольческих подразделениях, которые формируются, в том числе, в Винницкой области и совместно с ВСУ выполняют задачи на востоке Украины»


  1. - содействие воспитанию её членов в патриотическом духе;
    - содействие в подготовке членов Организации для службы в рядах Вооруженных Сил Украины;


  1. «Украина для украинцев! Господь создал нас украинцами и пусть святится воля Его во веки веков. Мы отстаиваем Божью волю. Наша идеология: украинский национализм как идеология самоутверждения Нации. Наша политика: Украина превыше всего! Наша борьба: за власть Нации. Наши враги: коммунизм, космополитизм, либерализм»


  1. «Эта идея (т.е. национализм, - прим. автора) является непримиримой, бескомпромиссной, фанатичной, "аморальной", за свои предписания берет лишь то, что в интересах species. Эти приметы принадлежат каждой большой национальной идее, и это, а ничто иное, дает ей такую взрывную (т.е. разрушительную, - прим. автора) силу в истории»


  1. «Митрополит Симеон и С. Чумак коснулись и болезненного в настоящее время вопроса межконфессиональных отношений. Собеседники согласились с мнением о недопустимости вмешательства в церковные дела и внутреннюю жизнь приходов светской власти и тем более людей, связанных с военной службой, главной задачей которых является не решение межконфессиональных конфликтов или их розжига, а защита Отечества, покоя граждан и возобновления мира в Украине»


  1. «УНА-УНСО работает над созданием политических условий, при которых стало бы возможным объединение православных и греко-католиков в едином Патриархате и создание единой национальной христианской Церкви. Поэтому:
    2. В основе государственной политики в сфере национальной духовности будет христианство.

4. Уцелевшее имущество ограбленных коммунистическим режимом украинских Церквей (УГКЦ, УАПЦ, УПЦ КП) будет возвращено этим Церквям»


  1. «...восточная христианская идентичность, которую антизападные политики предпочитают обозначать словом« «православие», используется для идеологического обоснования нового геополитического проекта, который должен вернуть Украину в сферу государственных влияний Москвы. Это делает православное сообщество Украины невольным игроком на чужом для нее политическом поле, объектом направленных на нее воздействий»



Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.