Человек превыше всего: истина, примиряющая противоречия

25 вересня 2014, 14:19
Власник сторінки
Проповідник, правозахисник, видавець, письменник, журналіст.
3
Человек превыше всего: истина, примиряющая противоречия
С тем, что человек превыше всего, согласны и левые, и правые, и современные духовные движения.

Наша эпоха феодальных войн, фейково замаскированных под крестовые походы или джихады во имя народовластия, отвлекает людей от саморазвития. Которое всегда было, есть и будет самой главной ценностью.


Хорошо, что в этой избирательной кампании две политических силы идут на выборы под лозунгом "Человек превыше всего": либеральная партия и блок левых сил. Символично, что этот лозунг объединил левых и правых. Если еще когда-нибудь эти политические силы станут проходными, сохраняя правильные лозунги, вообще будет замечательно.

Хотя к человечным месседжам в рекламе у меня двойственное отношение. С одной стороны, нравится напоминание о правильных ценностях. С другой стороны, ясно, что для пиарщиков это не более чем звонкая рекламная фраза, попытка поиграть на эгоистических чувствах. Политики ничем не лучше. Я не раз писал письма разным политическим силам с предложением развивать конституционные гарантии суверенитета личности, дарил всем Священное писание религиозной веры в наивысшую ценность человека, один из текстов которого называется "Человек превыше всего". Поддержки не дождался.

Как известно, обеспечить суверенитет личности Верховная Рада обещала гражданам в 1991 году, в обращении с призывом голосовать за независимость Украины. Для конституционного права эта новелла не новая. Например, в Декларации независимости США заявлено в качестве самоочевидной истины, что правительства пользуются своей властью с согласия управляемых, которые имеют право свергнуть правительство, длинной чередой злоупотреблений предающее сложившееся согласие. В Украине воюющие олигархи воспользовались этим правом. Но их новое правительство тоже явно злоупотребляет доверием людей и потому, если не изменится в скором времени, может быть свергнуто ущемленными олигархами, которые в не меньшей степени наделены от Бога тем же естественным правом. Впрочем, если бы люди меньше шли на поводу у символических "ценностей", пустая формальная оболочка которых давно приватизирована олигархами и по крохам выдается народу только в награду за лояльность, все могло бы обойтись гораздо меньшей кровью.

Далеко не все, особенно в политике, готовы говорить о той простой истине, что ценности – это не что-то большее, чем человек, а то, что полезно человеку. Что человек является источником всех ценностей и сам по себе есть самостоятельная, наивысшая ценность. Наивысшая – в том смысле, что наиболее совершенная, не только дающая право на самостоятельность, но и обязывающая к самодисциплине. Один человек поднимется на гору и возомнит, что весь мир внизу лежит у его ног, а то и подумает, будто способен летать, бросится вниз и убьется; это пример никудышного человека. Другой увидит с высоты великолепную панораму и захочет показать ее каждому, нарисовать, привести и показать, где лежат разные пути-дороги, выбирай не хочу – в этом выражается настоящая высота человека.

Духовное развитие человека всегда помогало людям договариваться и лучше жить вместе. Но всегда находились и лукавые умы, использующие человеческие договоренности как повод для войны. Полемика между мудрым согласием и высокомерной жадностью длится вечно. Одна из тем этой полемики  вопрос о государстве.

Владеет ли государство человеком? Томас Гоббс уверял англичан, что правящий суверен поглощает людей для их же безопасности в чреве этого "левиафана". В полемике с ним Джон Локк заявил, что у каждого человека есть неотъемлемое право собственности на свою личность, право распоряжаться своей жизнью и выбирать жизненный путь по своему усмотрению. Так появилось понятие суверенитета личности.

Современные государственники, "христианские" и "марксистские", позволяют себе не признавать суверенитет личности, противопоставлять общество человеку. Ни Христос, ни Маркс этого бы не одобрили. Христос, как известно, говорил: Царствие Божие внутри вас (Лк. 17:20-21). А вот несколько ключевых цитат из трудов Карла Маркса.

"Как само общество производит человека как человека, так и он производит общество... Таким образом, общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы". Это "Экономическо-философские рукописи", "Коммунизм". Стало быть, общество –произведение человека, продукт человеческого труда.

Там же, "Отчужденный труд": "предмет, производимый трудом, его продукт, противостоит труду как некое чуждое существо, как сила, не зависящая от производителя... рабочий относится к продукту своего труда как к чужому предмету. Ибо при такой предпосылке ясно: чем больше рабочий выматывает себя на работе, тем могущественнее становится чужой для него предметный мир, создаваемый им самим против самого себя, тем беднее становится он сам, его внутренний мир, тем меньшее имущество ему принадлежит. Точно так же обстоит дело и в религии. Чем больше вкладывает человек в бога, тем меньше остается в нем самом". Прав Маркс! Разве не так общество отчуждают от человека, требуют от человека бездумной покорности традициям, хотя каждый человек сам себе может создавать прекрасные привычки и традиции? Разве не так объявляют Бога мистически непознаваемым, забывая, что Бог как великолепный плод человеческой фантазии, идеальный человек, должен быть понятен, чтобы реализовать его совершенство в человеческом стремлении к самоусовершенствованию?

Далее, возвращаясь к "Коммунизму": "коммунизм уже мыслит себя как реинтеграцию или возвращение человека к самому себе, как уничтожение человеческого самоотчуждения". Итак, теоретически коммунизм несовместим с отчуждением от человека общества, как продукта труда человека. Но на практике коммунисты твердят о приоритете общественных интересов перед личными! Полемическая переписка об этом с одним из деятелей КПУ цитируется в моей книге "Суверенитет личности: традиции и перспективы"; только читая Маркса, можно понять, как далеки от первоисточников коммунизма эти политиканы.

Истоки их демагогии прослеживаются в брошюре Ленина "Государство и революция". Невооруженным глазом там видно циничное извращение когда-то популярной философии для оправдания своих жестоких и бессмысленных политических авантюр. Ленин - это, кажется, такой Ляшко прошлого века. Подобные "радикалы" сеют иллюзии, будто смысл жизни в борьбе, насилии, что государство тоже является аппаратом насилия. Хотя на самом деле государство является просто придуманным человеком, лицом публичного права, индивидуальностью, созданной людьми по взаимному согласию.

В любом государстве, даже самом тоталитарном, злобном и изоляционистском, вы найдете самостоятельных людей и корпорации, которые достигают морального совершенства вопреки аморальности государства, старательно и даже вынужденно жертвенно тянущих к божественному идеалу суверенитета личности всех людей, включая и сатанинское государство.

Ведь каждая индивидуальность является своеобразным государством, хоть, может, и государством в государстве. Это закон природы. Пока человек остается человеком, никто ничего с этим не может поделать. 

Человек имеет и совершенствует свои твердые взгляды, мировоззрение, морально-этические принципы – это его законодательная власть над собой, благословенная религиозной верой в себя. Человек распоряжается собой и прочей своей собственностью, защищает ее – это исполнительная власть, владение собой. Человек имеет совесть и наказывает себя за проступки, грехи, случаи потери самообладания – это судебная власть, верность себе.

Люди просто договариваются создать государство и жить в государстве, как нации договорились создать и развивать ООН. Основатели согласились создать, другие соглашаются участвовать. Любая власть зиждится на согласии людей, добытом через продуктивное взаимодействие или через страх и насилие, чреватые постоянной стагнацией и революциями. Потому и говорят, что любая власть от Бога. Ведь Бог живет в человеческих душах, никто не лишен прикосновения этого идеала человечности, мечты быть лучшим, воплощенной в абстрактном мысленном образе самого совершенного человека.

На горе или в пещере, общаясь наедине с идеальным человеком или медитируя, пророки Моисей, Мухаммед, Будда Шакьямуни получили божественные откровения о том, как быть добродетельными. Философ Протагор сказал, что человек есть мера всех вещей. Иисус Христос, человек и сын Божий, основал церковь, собирающую любящие тела в одном теле Христовом.

Можно не сомневаться, что еще задолго до появления письменности идеи всеохватности человеческого бытия освещали жизненный путь людей первыми искрами разума. И в будущем, в космосе, при встрече с другими людьми мы будем искать взаимопонимание на основе тех же идей. Потому что любой разум является формой жизни, способной к самоорганизации в согласии со всем, что разумно, и со всеми, кто разумен.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
ТЕГИ: религия,человек,левые,ценности,политика,либералы
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.