Комплекс украинской ментальности
03 червня 2014, 02:25
Ментальность любого народа не лишена комплексов. Вопрос в том, насколько эти комплексы значимы и какое место занимают в жизни граждан. Ключевая проблема украинского менталитета лежит на поверхности...
Последние месяцы мы напряженно рассуждаем о том, чем является Украина, до осени 2013 года этот вопрос был отложен в дальний ящик, а вот сейчас вспыхнул с новой силой. Мнения поражают разнообразием, ну мнение большинства украинцев очевидно: "Украина - единая независимая демократическая страна с богатой историей и особой ментальностью". Очевидна и позиция Владимира Путина, а также большинства россиян: "Украина - искусственное образование, возникшее в силу исторических коллизий, из-за которых братский (практически идентичный россиянам) народ оказался в другом государстве". Можно бесконечно ломать копья в спорах, я признаю первую версию, но (в отличие от множества моих соотечественников) совсем не считаю дикостью позицию россиян. Жертвами пропагандистских мифов СМИ мы являемся не менее чем наши северные соседи. С холодной головой и без пропагандистской риторики мало кто рассматривает феномены Мазепы, Петлюры, ОУН-УПА и многое другое. Ключевые эпизоды нашей истории изложены изничтожающей советской пропадандой, либо в чрезмерно героизирующем контексте. Среднего не дано, почти нет нейтральной аналитики. Вообще, чем глубже изучаешь историю, тем более очевидна относительность всего принимаемого нами за истину. Не редко признанные специалисты и профессура излагают довольно странные вещи... Их сомнительные речи всегда подтверждаются источниками, и исследованиями предыдущих поколений такой же профессуры, эти источники особо опровергнуть или доказать нельзя. Но для произносящего их, эти факты являются данностью. Что говорить, если понимание сегоднящнего дня у всех разное? История всегда будет наукой относительной и дебаты будут вестись бесконечно.
Но есть вещи, которые не так относительны, к примеру - ментальность. Менталитет - понятие из сферы психологии и социологии. Именно это понятие способно быть доказательстством обособленности украинской этнической группы без фундаментального копания в мутности исторического процесса. Здесь очевидны отличия с которыми россияне могут и спорить, но сами не замечают кучи штампов, которые давно наложили на "хохлов": хитрость, ушлость, индивидуализм... Тут уже не так важно, что мы это скорее истолкуем иначе, как ум, смекалку и тот же индивидуализм, но в позитивном понимании этого слова. Главным моментом является признание особенности психических, поведенческих и интеллектуальных особенностей.
Когда-то преподаватель моего ВУЗа, священник УПЦ КП, коснувшись на лекции морального облика священников МП, сознался, что афоризм "куди завгодно аби не з москалями" ему импонирует. Нет, как адекватный человек, он понимает что логика тут неверная. Просто за годы "под Москвой" возникло стойкое ощущение, что хуже чем "с москалями" быть не может. Опровергнуть или согласиться - личный выбор каждого (спорить бессмысленно, так как тут присутствует категория мнения, а не фактаж). Вот тут и возникает проблема ментального комплекса украинцев. Тесный контакт с народом, имперские амбиции которого постоянно распространялись на наши территории, сформировал ущербную неполноценность национального самосознания, которое не видит схемы доказательства собственной идентичности, кроме как через противопоставление российскому ментальному типу.
Французы не так переживают из-за штампов о собственной скупости, так как они осознают себя нацией без моментов ущербности, а вот юмор англичан по поводу скупости шотландцев, последние воспринимают не так равнодушно. Те же французы серьезно комплексуют перед глобальным доминированием английского языка, так как свой язык тоже традиционно воспринимают одним из «мировых языков». Такие примеры косвенно демонстрируют логику возникновения нашей проблемы. Только отсутствие комплексов перед конкретной нацией позволяет относиться к штампам снисходительно. Присутствие доминирующего соседа, такого себе «старшего брата», наделяющего тебя определенным списком характеристик, порождает жесткую реакцию. Важно не ЧТО говорят о тебе, а то КТО это говорит. Для нашей национальности не обидны штампы об украинцах, которые есть в голове европейцев и американцев. Мало кого заботит, что в глазах Европы Украина ассоциировалась (до Майдана) с Чернобылем, коррупцией и красивыми доступными девушками… Игнорирование таких ассоциаций и отсутствие саморекламы для мира обусловлено зацикленностью на беспрерывной борьбе с «ветряными мельницами» собственных комплексов перед Россией.
Приведем пример сатанизма, как экстравагантного вероисповедания, которое мне напоминает наш национализм (неполноценный из-за вышеупомянутого комплекса). Есть достаточное количество философов сатанизма, богатая история сатанистических течений во всем мире, но выглядит все это некой не самостоятельной конструкцией. Любая ветвь сатанизма опирается на религию, в отрицании ценностей которой он зародился. Каждый постулат провозглашает противопоставление догмам (будь это ислам, христианство или что-то из множества менее известных вероисповеданий) и свобода от них. В этом мы видим постоянную зависимость и вторичность сатанизма, никакая глубина конфессиональной теоретики этого направления не компенсирует невозможность существования без «религии-донора». Так украинский национализм питается исторически и политически обусловленным комплексом перед самопровозглашенным «старшим братом». Возьмите любую речь филолога-националиста по истории языка, он посвятит громадную часть времени пояснению феномена русизмов в украинском языке и нашим местным альтернативам. Историк-националист будет перемалывать феномены боя под Крутами, Голодомора и насильственной русификации. Эти темы актуальны и важны, но у различных ветвей нашего национализма единственными темами стали только вот эти связанные с Россией фрагменты.
В таком информационном потоке в нашей ментальности и национальной идее усугубляется комплекс неполноценности. Прочтите определение понятия «национализм» в любом открытом источнике, до противопоставления себя другим национальностям или странам вы доберетесь совсем не в первом абзаце, только обсуждая крайние формы и проявления. Здесь не стоит обсуждать особенность нашей истории и географического положения под боком у соседа с имперскими амбициями. Здоровая ментальность строится на полноценной национальной идее, не завязанной на противопоставлении, как пути самоидентификации.
Тема России не должна быть отброшена, в нынешней политической ситуации это невозможно. Но представьте себе Майдан, который бы не актуализировался на антироссийской теме. Возможно ли было оставить исключительно тему необходимости евроинтеграции и попробовать избежать акцентуации на России, которая является помехой в этом процессе? Страна ведь только отложила подписание с ассоциации ЕС, подготовка к вступлению в ТС была исключительно слухами. Разумеется у СМИ была установка на разжигание темы вступления Януковичем в ТС, но главное не это… Почему нам легко было поверить в неминуемую подготовку властью такого шага? Все дело опять заключается в том, что ментальность независимого государства окончательно не сформирована. У украинца на подсознании отсутствует вера в возможность самостоятельной игры на политической арене. Мы привыкли считать обязательным наличие «прозападного» или «пророссийского» вектора в национальной политике. Уход от одного направления сразу считается перекосом в противоположную сторону.
Некоторые мои довольно образованные киевские друзья повторяют расхожую фразу «уж лучше под Америкой, чем под Россией». А вот тут возникает вопрос: «Целесообразен ли сам выбор такого вектора, при котором мы озвучиваем роль нашего государства, как колониального придатка?» Велика ли разница между войсками ООН и России, если брать сам факт их наличия, а не перспективы? Да любые войска на нашей территории, кроме украинских – катастрофа. А рассуждения Нуланд повлиять на назначение Яценюка премьером – не меньшее издевательство над Украиной, как независимой страной, чем слова Жириновского об Украине, как искусственном феномене. Но для осознания такого утверждения нам нужно избавиться от, много раз упомянутого, комплекса перед Россией.
Хочу также упомянуть, что вся обсуждаемая проблема не создана политиками, для которых антироссийская риторика является единственным способом добычи электората. Партии, по типу «Свободы», скорее порождаются спросом на такую риторику и идеи. Не будет комплекса, не будет и политиков беспрерывно спекулирующих на очевидности утверждения «Украина - не Россия».
Украина – прекрасная страна с прекрасными людьми, с богатой историей, с громадными ресурсами и с еще более громадным количеством проблем, которые предстоит решить. Надеюсь, что наши СМИ отойдут от беспрерывного противопоставления нас одной из соседних стран (пусть даже самой большой и влиятельной). Ментальные проблемы не решатся если интернет будет и дальше полниться приукрашенными статьями с описанием пересечений наших граждан с россиянами на турецких и египетских курортах. Смакование незнания английского языка, хамства, алкоголизма и «совкости» поведения россиян, не выставляет нас «продвинутыми европейцами». Для осознанного ухода от влияния Москвы нам, в первую очередь, нужно попробовать реже на нее оглядываться. Все это осуществимо даже в сегодняшних реалиях необъявленной войны и запутанных перспективах событий на наших землях. Формирование полноценной ментальности – вопрос не на одно десятилетие.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
ТЕГИ:
конфликт,
Украина,
психология,
Украина-Россия,
люди,
менталитет,
комплексы,
политика,
менталитет украинцев,
світогляд,
социум,
комплекс меншовартості,
ментальность