...
Улицы
Красноармейская, Горького, Боженко, Ямская и за ней параллельно протекающая
забетонированная канава с неподходящим милым именем Лыбедь. Эти параллельные
линии последовательно расположены в центре Киева... Ассоциация, при
последовательном прохождении, будто спускаешься в общественную уборную. С
каждой новой ступенью осматриваясь и все более сомневаясь в надобности задуманного
в этом месте мероприятия.
Недавно прочитанная "Яма" Куприна, стала поводом для визита на
забытую богом Ямскую улицу. Ну, а яростно ворвавшийся в мою жизнь больничный,
дал время на такой бесполезный визит. Ямская улица унылой тихой полосой тянется
вдоль недореки Лыбедь. Дома - в один-два этажа, брошенные полуразобранные авто,
бродячие псы, несколько учреждений и недостроенная высотка. Таково впечатление
от улицы, на которой, собственно, и происходили события переворачивающего
сознание произведения "Яма".
Куприн, запомнившийся совершенно не зацепившим в школьные годы "Гранатовым
браслетом", оказался для меня открытием. Благодаря его книге поход по
безликой улице, множество раз перестроенной, мертвой и неинтересной, стал
посещением достопримечательности. Ведь именно здесь происходило все это.
"Яма" - самое стоящее чтиво о феномене проституции, с которым
приходилось сталкиваться. Книга, в которой нет описания ни одного полового
акта, но содержащая в себе что-то, что не позволяло и не позволяет говорить о
ней громко.
"Яма" поражает натуралистичностью описания быта
проституток в дореволюционных публичных домах на вышеупомянутой улице. Обзор
произведения сделать сложно, да и сюжет-то в нем не имеет единой и четкой
структуры. Основное - взгляд. Взгляд на дома терпимости и проституток с максимальной
реалистичностью и охватом противоречивости всего феномена.
Яма - это швейцар
борделя, избивающий проституток ежедневно и при этом всю свою жизнь готовящийся
к постригу в монахи; это девушки с поломанной судьбой и желтыми билетами вместо
паспортов, при этом воспринимающие бордель как дом, обеспечивающий им защиту;
это невесты-девственницы, проданные мужьями в проститутки; это уважаемые члены
общества и отцы семейств, регулярно стремящиеся навстречу инстинктам и
открывающие себя со стороны, которую только Ямская улица и видит; это градация
борделей от двухрублевых чиновничьих до солдатских пятидесяти-копеечных, в
которых за ночь проститутка может обслуживать и по 30 гостей; это элегантный
торговец живым товаром, возящий сырье борделей вагонами по Царской России (и
даже за океан); это проститутка-сифилитик, мстящая всем мужчинам за кобелиную
сущность распространением неизлечимого на то время недуга; это слова
десятилетней девочки, проданной матерью: "я же маленькая!"
Пожалуй,
это то, что могу сейчас перечислить я. Кто-то другой расставит акценты иначе.
Для чего это читать? Это просто бездна материала для мыслей и пересмотра
взглядов. Этот ужас описывается без негодования, с постоянным упором на
будничность происходящего. Не просматривается истеричное восклицание:
"Доколе?!"
Ужасы "Ямы" не так далеки от нас, а ремесло, описанное в ней, будет
процветать всегда.
Первой мыслью после прочтения книги было: почему я не прочел эту книгу еще
тинейджером, почему я о ней тогда даже не слышал? Выходит, что русской классикой
школьная программа напичкана неслабо, да и вообще она сейчас в тренде, а такой
шедевр Куприна не на слуху. В "Яме" есть забавное обсуждение,
касающееся темы, почему в русской классике феномен проституции представлен
только Соней Мармеладовой...
Как оказалось, не только. Русская классика
подарила и "Яму", из-за которой прогуливаясь по безликой Ямской
представляешь себе кутежи, пьяную поножовщину, поломанные судьбы и грязные
болезни. Ну, и все это с законного разрешения благообразной Киевской управы и
поступлением отчислений в казну.
Короче, рекомендую. В смысле, не по Ямской улице
пройтись, так как делать там нечего, а книгу прочесть.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.