Александр Галенчик: вся правда о Шестом отделе Днепропетровской области

04 квітня 2014, 15:40
Власник сторінки
1
791

Александр Юрьевич, Вы работаете в управлении по борьбе с организованной преступностью с первого дня его основания и являетесь единственным служащим этого спецподразделения на территории СНГ...

Александр Юрьевич, Вы работаете в управлении по борьбе с организованной преступностью с первого дня его основания и являетесь единственным служащим этого спецподразделения на территории СНГ, который трудиться и по сегодняшний день. Также нельзя не заметить стали самым известным оперуполномоченным 6-го отдела. Навряд ли кто-то может знать об подразделении больше, чем Вы. Расскажите, пожалуйста, как образовалось Ваше подразделение?


Формирование организованной преступности начало происходить в 1980-е годы. Собственники подпольных заводов и цехов обувной, лёгкой и пищевой промышленности стали первыми организованными преступными группами, а также первыми нелегальными миллионерами в Союзе. Так как это были предприниматели с теневой схемой заработка, то им очень была необходима охрана. Чтобы защитить свой подпольный бизнес они пользовались услугами молодых ребят спортивного телосложения. Поскольку в СССР эти подпольные миллионеры не могли легализовать свой незаконный бизнес, они очень искусно конспирировались. Жили в небольших городках и достаточно скромно, чтобы не привлекать к своей персоне излишнего внимания. Со временем, как выяснилось, среди спортивных ребят оказались не только сильные, но еще и умные, которые взяли верх над своими начальниками и сами стали нелегалами. Таким образом организованная преступность состояла из уголовных и экономических преступников. Этим преступным группам также нужна была защита, но только теперь милиции, правоохранительных органов и судов. А в конце 80-х годов появились новые организованные преступные формирования, так как в СССР был полный беспредел и безвластие. В связи с такой обстановкой появилась острая необходимость основать новое высокоэффективное спецподразделение по борьбе с организованной преступностью. В результате этого, в 1988 году руководителю одного из подразделений Днепропетровского областного Управления уголовного розыска подполковнику милиции Васильеву Г.Г была поручена работа по созданию отдела по борьбе с организованной преступностью. 10 декабря 1988 года был создан отдел решением Коллегии УВД области, а 18 декабря начал свое функционирование. Всего 12 служащих работало в отделе, в шуточной форме называя себя, «шестым легионом», как в Древнем Риме. В МВД СССР в Москве это спецподразделение носило название - Шестое управление.



По каким признакам производился отбор офицеров в новое спецподразделение?


Признаки по которым отбирали сотрудников в спецподразделение даже на сегодняшний день являются большой тайной, так как их послужные списки и биографии по коммунистическим критериям были не совсем образцовыми. Но организаторов интуиция не подвела и шестой отдел тут же стал результативным и благополучным, а профессионализм и особый подход к своим задачам оказались на высшем уровне. Спецподразделение оказывало огромное воздействие на действия организованной преступности.



Каким образом Вы выявляли преступные группировки? Каковы были принципиально новые методы работы?


Методы, которые мы использовали в этих новых условиях было внедрение в группировки, а также отслеживание преступных связей с правоохранительными и контролирующими органами благодаря оперативной информации и «стратегического анализа» и прочих приемов, которые были выработанные на практике, боевых действиях и даже импровизации. Порой наши операции были похожи на некие постановочные представления, которые мы инсценировали на протяжении нескольких лет. Кроме того мы применяли и прогрессивные компьютерные технологии. Сотрудники нашего отдела были страстными поклонниками своей службы и только такое отношение к работе могло принести положительные и продуктивные результаты нашей деятельности. Шестой отдел отличался своей корпоративной слаженностью и сплоченностью, благодаря этому и обеспечивался успех в работе. Наши сотрудники состояли из исключительно знаковых личностей, которые отличались интеллектом, незаурядностью, а также способностью принимать решения давать оценку и прогноз происходивших процессов. Через небольшой промежуток времени, мы стали вселять страх, а коллеги из органов МВД, представители преступной среды и другие правоохранительные структуры власти с нами начали считаться.



У меня есть такая информация, что в одно время Вам приходилось  аргументировать оправданность существования этого спецподразделения, невзирая на то, что борьба с организованной преступностью была увенчана успехом?   


Нами было успешно раскрыто множество серьезных дел. Мы были у всех на слуху, но вопреки этому имели статус полулегального экспериментального подразделения. Существование организованной преступности в СССР признавать не особо хотели. Так как наше спецподразделение успело нажить себе ненавистников, мы часто проходили различные проверки и аттестации, а иногда шутили по этому поводу, что сотрудники Шестого отдела - самые аттестованные в мире. Даже независимость Украины не изменила признание нашего отдела. Организованную преступность продолжали не признавать.

В Парламенте Украины и руководстве силовых структур в 1993 году было озвучено заявление о том, что в Службе БОП нет надобности и половину сотрудников необходимо перевести в БХСС, а другую половину в уголовный розыск, этот отдел расформировать. После этого, я и мой соратник Александр Давиденко, полны энтузиазма, написали рапорт о отстранении по семейным обстоятельствам и уехали в Киев на несколько дней. Там мы установили связь с депутатами Верховной Рады (на тот момент): Владимиром Яцубой, Степаном Хмарой, Вячеславом Черноволом и сообщили о сложившиеся проблеме. В то время Парламент намного отличался от нынешнего, там работали люди, у которых даже в мыслях не было о каких-либо взятках либо лоббировании коммерческих выгод, это были приверженецы сильной государственной власти и сохранения единого государства. Мы решили обосновать существование УБОП и поднять тему относительно того, что государство  не признает проблему организованной преступности. В том же году мы расследовали одно непростое дело: один преступник заказал похищение профессора и четырех научных сотрудника, их доставили в Днепропетровск в багажнике автомобиля и закрыли в погребе, условия в котором соответственно нечеловеческие. Дело в том, что у этих ученых был патент на миллион и преступники хотели овладеть либо деньгами либо патентом. Мы раскрыли эту группировку, разыскали ученых и задокументировали это с помощью фильма, в котором был отснят весь процесс раскрытия, задержание и признание бандитов в совершении преступления. Чтобы доказать депутатам, что организованная преступность существует и у этих бандитов, которые фигурировали в деле имеется связь с правоохранительными органами, мы показали этот фильм в Верховной Раде. После просмотра фильма у 400 депутатов кровь застыла в жилах и на голосование внесли законопроект по созданию рабочей группы. В эту группу вошли я с моим соратником. Правда в то время я был всего лишь капитаном, а мой коллега – майором и представители МВД были в недоумении для чего нам такая отвественность, но мы смогли продвинуть этот  законопроект. Голосованием 300 депутатов закон приняли. Этот успех зарядил нас невероятной энергией и с новыми силами мы активно взялись за работу, но уже в узаконенном подразделении.



Но на этом Ваше участие в законотворчестве не окончилось, второй шаг был в 1995 году, тогда Вы были инициаторами создания Национального бюро расследований Украины на базе структуры ГУ БОП МВД Украины.


В 1995 году, правоохранительная система начала снова деградировать и в Администрации Президента возникли мысли об организации Национального бюро расследований. В рабочую группу по созданию НБР так же вошли я и мой коллега. Нами была разработана концепция, мы нуждались в новых и качественных преобразованиях, так как в органах опять начала зарождаться коррупция. Мы стали осваивать опыт зарубежных стран по борьбе с организованной преступностью. Было проведено немало деловых встреч, а именно с Канадской королевской конной полиции, представителями Скотланд-Ярда, также устанавливалось сотрудничество с сотрудниками Берлинского офиса ФБР и представителями Федерального бюро расследований США. После  тщательного изучения работы этих и многих других ведомств, мы пришли к мнению, что для нас модель DIA Италии является самой схожей по проблематике и способам работы с преступностью. Позиционировала себя эта организация, как служба одолевшая мафию. А способы их работы больше всех походили для реализации в Украине. На протяжении двух лет велась очень трудоемкая и серьезная работа по созданию Национального бюро расследований. Но вскоре первые руководители силовых структур стали  противодействовать организации НБР, возможно забоявшись таких нововведений. В итоге, эта идея не была воплощена в жизнь. После этого я вернулся в Днепропетровск на свою должность начальника отдела УБОП  и работаю здесь по сегодняшний день.



На сотрудников УБОП возможны различные натиски всех сторон этого не простого процесса, может и на Вас оказывали давление государственные деятели не раз поменявшейся за 25 лет власти, преступных организаций и правоохранительных органов?  


Наша работа очень специфическая и в ней нет места для слабости, компромиссов либо ошибок, так как даже самая маленькая оплошность может очень сильно повлиять на карьеру и даже ее похоронить. Как со стороны нелегального бизнеса так и со стороны власти и правоохранительных органов за тобой всегда ведется слежка, а ты между ними и малейшее отклонение от четкой позиции маловероятно даст положительный исход. Кто проявлял слабость и не сдавал экзамен на бескомпромиссность и принципиальность, со временем расплачивался за это. Я всегда придерживался своей четкой позиции и не ввязывался ни в бизнес ни в политику за все свои 25 лет службы. Самый главный закон 6 отдела, - не ввязываться ни в политику ни в бизнес, это тут же обозначает поражение и фиаско. Авторитет и профессионализм нашего отдела для меня стоит на первом месте и я посвятил много лет своей жизни именно этому. В этом спецподразделении я работаю уже 26-й год, так как 10 декабря 2013 года 6 отделу исполнилось 25 лет.



С какими достижениями вы встретили столь значительную дату?

Из-за сложившийся ситуации в стране отпраздновать дату не удалось. Но увы, не могу не отметить то, что в последние годы УБОП стал так называемым блатным подразделением, куда пристраивали не очень приличных людей. А критика, которая появляется в последнее время в адрес службы на центральном уровне, очень правильная, так как отбор руководства, который имел место быть в ГУБОП и в многих областных подразделениях в последние несколько лет, неважный. Сегодня я возлагаю надежды на то, что ситуация изменится естественно в лучшую сторону. В руководство МВД пригласили очень принципиальных, талантливых, а также грамотных личностей и мне это очень греет душу. Я считаю, что благодаря этим специалистам порядок будет и в этой службе.  



Как Вы думаете, в рядах сотрудников МВД необходимы кадровые чистки?


Я считаю, что необходимо вернуть профессионалов которые ушли и оставить костяк специалистов, верных своей службе. В основном, это приличные, способные и талантливые люди, которые к огромному сожалению из-за мизерных зарплат и пенсий считают каждую копейку. На данный момент в структуре происходит чистка, ей необходимо самоочиститься. Костяк оставить необходимо, так как это золотой фонд нации, это люди с огромным запасом знаний и опыта, наработок, профессионализма, а также обладающие информацией о многих людях и процессах. Глупо сейчас взять всех разогнать и назначить новых, найти то их где, в космосе, в Америке? В Америке я был, в академии ФБР, такое впечатление, что люди с другой планеты. Не скрою, что я общался с директором ФБР, а также с высокопоставленными чиновниками это восхитительные люди с открытой душой, но их отрегулированная система не совсем нам подойдет, мы живем в жестких условиях и вечной нестабильности, таким образом простые вещи могут нарушить американскую систему. К примеру, когда программу нашего визита мы представили одному из замдиректоров ФБР, он сказал: "Александр, у нас всего лишь три недели, а эту программу мы даже за год не сможем выполнить", - а я в ответ ему предложил работать с восьми утра до девяти вечера, вместо с девяти утра до шести вечера, как обычно, а он на меня смотрит удивленно и говорит: "А как это?". Этим я хочу сказать, что люди там абсолютно другие, они не понимают большинство наших бытовых вопросов, к реальной нашей жизни они просто не приспособлены. Навряд ли к нам приедет кто-то работать, набирать сотрудников мы же будем явно из своих парней, но а обучить их  тоже как-то надо, а вот для этого и нужны специалисты, знатоки своего дела с огромным опытом и наработками. Вот таких принципиальных людей необходимо найти и вернуть.



Те изменения, которые происходят сейчас в стране, можете их как-то оценить? Как Вы представляете дальнейшие развитие правоохранительных органов?


Мое огромное желание, чтобы прекратился этот сумбур и переработал сам себя, а страна обрела спокойствие и стабильность. Просто необходимо осознавать и положа руку на сердце сознаться себе в том, что на МВД лежит серьезная задача это обеспечить Украине мир и порядок, что и продемонстрировали недавние события. Нас сильно тревожит то, что в какой раз милицией пользовались как буфером между народом и властью. В итоге погибли люди и не малое количество получили ранения. 565 сотрудников органов внутренних дел обратились за медицинской помощью, 410 из них понадобилась госпитализация, а 130 доставлены в медзаведения с огнестрельными ранениями, погибло - 16. Существует этакая международная полицейская организация IPA с содействием которой, а также полицейских профсоюзов стран Еврозоны мы пытаемся получить возможность бесплатного лечения и реабилитации наших сотрудников в странах Евросоюза.       



Получается, что о пострадавших сотрудниках государство не заботилось?


События на Майдане всем нам показали, что только МВД в Украине является единственным боеспособным подразделением, они получили команду принять на себя удар в Киеве, стать буфером между народом и властью. Люди сейчас напуганы, после последних событий они деморализованы. Сегодня сотрудникам правоохранительных органов нужно предоставить социальную адаптацию и гарантии, достойный уровень зарплат, а также вернуть утраченный авторитет.


Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.