Что происходит с украинской системой здравоохранения после смены руководства Минздрава? К сожалению, курс на её уничтожение не изменился.
Кабинет министров Украины утвердил план предотвращения занесения и распространения на территории Украины коронавируса из Китая.
Мероприятия своевременные, особенно с учётом того, какой резонанс возник в Интернете по поводу новой эпидемии в тысячах километрах от нашей страны.
Но, реагируя на возможные проблемы с новым вирусом, власть почему-то упорно избегает откровенного разговора о ряде конкретно украинских проблем в области медицины и здоровья граждан. Которые граждане видят не в роликах на YouTube, а в повседневной жизни.
Власть молчит, например, о том, что от заражения коронавирусом на данный момент умерло около 500 человек на другом краю света. А от вызванной во многом социальными факторами туберкулёза погибает ежегодно более 4 тысяч наших сограждан. При этом Украина пребывает в ТОП-5 европейских стран с наиболее высоким уровнем заболеваемости туберкулезом, а также занимает второе место Европейскому региону ВОЗ по уровню смертности от этой болезни. Реальная причина высоких показателей заболеваемости – провал вакцинации, недостаток лекарств для лечения из-за срыва госзакупок и плачевное состояние системы противотуберкулёзных учреждений.
Собирается правительство повлиять на изменение ситуации в этой сфере? Ещё и как! Только не в лучшую сторону.
С 1 апреля вступает в действие второй этап медицинской псевдо-реформы, старт которой дала министрека Уляна Супрун. Это значит, что медучреждениям оставят часть базового финансирования (60% от стоимости услуг, оказанных учреждением в 2018 году), а также будут оплачивать конкретные случаи лечения больных, согласно договорам, заключённым с НСЗУ. По фиксированным тарифам.
Данные тарифы Кабмин предоставил для ознакомления общественности, впрочем, без указания, что их ещё можно изменить. По тому же туберкулёзу ставка на 9 месяцев 2020 года – 20,6 тыс. грн. Элементарные подсчёты показывают, что покрытие затрат по этим тарифам составляет от 20% до 60% от реальной стоимости медицинских услуг. Что значит практически неминуемое сокращение медицинского персонала и закрытие больниц. В том числе и туберкулёзного профиля.
Как следствие – в Днепропетровской области уже закрылись тубдиспансеры в Никополе и Павлограде, планируют закрыть в Каменском. В Черниговской области ликвидируют Нежинский противотуберкулёзный диспансер. В Черновицкой – закрыли противотуберкулёзный санаторий «Красноильск» и областной детский противотуберкулёзный санаторий «Садгора». В Запорожской области с апреля прекратят работу три из четырёх ныне действующих противотуберкулёзных амбулаторий – в Шевченковском, Вознесеновском и Александровском районах Запорожья. 80% обслуживающего и медицинского персонала попадут под сокращение. Хотя по данным МОЗ Украины за 2019 год, Запорожская область занимает первое место в Украине по уровню распространения детского туберкулеза и входит в первую пятерку по распространению заболевания среди взрослого населения. На фоне этой вакханалии за два месяца в Запорожской области от туберкулёза умерли двое школьников.
Можно ли остановить уничтожение системы учреждений борьбы с туберкулёзом, восстановив финансирование?
Посмотрим на бюджетные цифры.
На Программу медицинских гарантий в проекте Госбюджета-2020 заложено 72,08 млрд. Хотя в законе «О финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения» сказано, что на данную Программу должно выделяться не менее 5% ВВП. Согласно ожиданиям Минэкономразвития, в 2020 году ВВП составит 4551,7 млрд грн. Пять процентов от него – 227,6 млрд грн. Но в проекте бюджета заложена сумма в три раза меньше.
Как из этого тупика собирается выходить МОЗ? Путём ожидаемой и анонсированной экономии. Чтобы на год хватило даже предусмотренных 72 млрд грн, чиновники прописали в проекте реализации Программы медицинских гарантий возможность введения понижающего коэффициента к тарифам за медуслуги.
Такой коэффициент сбалансированности бюджета будут рассчитывать раз в квартал по остаткам средств на Программу государственных медицинских гарантий. Если бюджета, выделенного на медицину, не будет хватать, тарифы могут ещё уменьшить, умножив их на коэффициент.
Удастся ли при такой мошеннической схеме найти средства для недопущения ликвидации противотуберкулёзных диспансеров? Конечно, нет. В арсенале действий правительства останется лишь традиционная попытка переложить финансовую ответственность на местные бюджете с формулировкой: «Нет средств? Закрывайте».
А средств при нынешней модели соотношения расходов из центрального и местных бюджетов нет даже в Киеве, где с 1 февраля для «оптимизации» сократили 50 из 150 экипажей бригад «скорой помощи».
Теперь вновь вернёмся к коронавирусу, с которым готовится воевать правительство Гончарука.
В начале этого года Инициатива по предотвращению ядерной угрозы (NTI США) и Центр Безопасности Здоровья имени Дж. Хопкинса (JHU США) представили обзор Global Health Security Index https://www.ghsindex.org/about/, где указан рейтинг 195 стран мира по готовности к эпидемиям. Согласно его данным, Украина заняла по уровню готовности к эпидемиям 94 место и получила ранг «ниже среднего» (38 баллов из 100). В этом она сравнилась с Доминиканской Республикой, Зимбабве, Нигерией и Ираном.
Самые лучшие показатели у Украины по соблюдение международных норм – мы находимся на 57 месте из 195. Наиболее низкий показатель – «Среда риска». Мы находимся на 146 месте их 195 по уязвимости к биологическим угрозам. Отмечается, что виной всему политические и риски безопасности – 184 место из 195 (из-за конфликта на Донбассе), высокие экологические риски – 128 место, и низкая социально-экономическая устойчивость – 122 место. По профилактике мы находимся на 72 месте, обнаружении и отчетности – 109 месте быстрое реагирование – 100, система здравоохранения – 97 месте из 195.
Распространение туберкулёза – это тоже эпидемия, с которой правительство Гончарука не может справится. И добровольно умывает руки, не желая решать вопиющие вопросы безопасности и здоровья общества. Социально-экономическая устойчивость в Украине, согласно вышеуказанной оценке – на уровне беднейших стран Африки. А ведь именно за эти показатели несёт прямую ответственность Кабмин. И если нынешняя власть не может справится с туберкулёзом, о котором в большинстве развитых стран мира забыли ещё в прошлом веке, то все прочие громкие заявления о противодействии новейшим штаммам вируса на этом фоне выглядят неуместной бравадой.
Начинать решение проблемы нужно с главного – восстановления отечественной системы здравоохранения, когда-то бывшей лучшей в мире. Поднимать финансирование до рекомендуемого ВОЗ показателя расхода 6% ВВП на медицину. И, конечно, отказаться от самоубийственного курса на уничтожение украинской медицины, названным гражданкой другого государства недоврачом Супрун «реформой».
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.