В журнале Корреспондент - о промежуточных итогах медицинской реформы
Со сменой власти и сменой руководителя Минздрава в том или ином виде встает вопрос оценки медицинской реформы. Но точка зрения зависит от места смотрения. С какого же места смотрения или глазами какой группы населения, взгляд на медреформу будет объективнее?
У меня ответ один: с точки зрения больных людей и их близких. Хронически больных или временно, но серьезно, с угрозой если не умереть, то остаться инвалидом. Поэтому, прошу меня простить, но не является ключевым и значимым смотрение на медреформу глазами пусть даже уставшей и замотанной мамы, которая с более-менее «среднездоровым» ребенком пришла за справкой, за прививкой или тонзиллит ему подлечить.
Конечно, лучше провести под кабинетом врача 10 минут, а не два-три часа. Конечно, лучше получить справку и вакцинацию быстро, а не с долгим отфутболиванием из очереди в очередь.
Но это вопрос комфорта-дискомфорта от того или иного уровня сервиса. И рано или поздно справка будет получена, а прививка сделана. А вот где и как быстро вообще найти грамотного и ответственного эндокринолога, нефролога, психоневролога, гастроэнтеролога или кого-то еще, неважно для взрослого или для ребенка, — это уже вопрос поважнее и посерьезнее.
И совсем жестким будет вопрос: что получит пациент в случае серьезной беды? Например, в БСП (больнице скорой помощи) или просто в стационаре — в тех учреждениях, где стоит вопрос жизни, смерти или инвалидности, страданий и боли, поломанных или спасенных судеб.
Но начали-то не с них, там оставили все как есть до следующего этапа реформы, да еще и уравняв базовые ставки зарплат для санитарок, медсестер и долго учившихся на врачей-специалистов. И вдобавок клеймя их под одну гребенку как лютых коррупционеров. И никто им даже не обещает поднимать базовый оклад до двух с половиной или трех прожиточных минимумов, как, к примеру, учителям.
Да, учительский труд крайне важен для общества. Но педагоги все же никому жизни не спасают и не имеют дела с болезнями, зачастую с физиологически отталкивающими, с чужой болью, нервами, слезами, горем, смертью и ответственностью за все это — в отличие от врачей-специалистов.
Факт в том, что врачи-специалисты, с одной стороны, дольше, чем кто бы то ни был другой, учатся профессии, с другой — сегодня официально даже со всеми надбавками они получают меньше всех бюджетников. Меньше военных и полицейских, меньше мелких чиновников и секретарш, не говоря обо всех остальных.
И как должен чувствовать, например, 30-летний врач-онколог с надбавкой в 400 грн за вредное взаимодействие с препаратами химиотерапии, от которых кожа на руках шелушится из-за аллергии, и общей зарплатой в 5-7 тыс. И который знает, что «семейник» где-то получает 10-15 тыс. грн, притом что от точности диагноза и предписаний семейного врача не зависит почти ничего и ответственности реально никакой.
Так, может, пусть семейный врач саркому и лейкоз или послеоперационные свищи, открытую форму туберкулеза и психические расстройства полечит, раз он больше получает? Хотя как раз последние две новации на полном серьезе уже фигурировали в планах старого руководства Минздрава. Все это ведет к ускоряющемуся оттоку людей за рубеж и в другие сферы деятельности, к дефициту кадров, к «серым» вознаграждениям, но без всякой встречной ответственности. Это ведет к снижению среднего уровня профессионализма, а значит, к потере здоровья, денег, будущего, а иногда и жизни.
Вот с них и надо было реформу начинать — с больниц и врачей, лечащих опасные, серьезные болезни и травмы. У нас же начали с самого простого, милого и массового. У властных кураторов медицины, похоже, была предвыборная идея фикс семейных врачей как агитаторов поиспользовать, а руководству Минздрава так было проще всего демонстрировать бодрое движение в некое светлое будущее.
При этом если министра образования всегда волновал вопрос выбивания из бюджета денег для повышения зарплат «своим» учителям, то повышение зарплат врачей-специалистов и их сохранение в стране никого в Минздраве не интересовало.
Поэтому если новая власть, четко провозгласившая во время недавнего успешного обмена пленными, что человеческая жизнь для нее является наивысшей ценностью, хочет сохранить от развала систему специализированной медицинской помощи, а значит — тысячи человеческих жизней и судеб, то в бюджете-2020 надо срочно изыскивать средства для спасения здравоохранения хотя бы через выравнивание зарплат с теми же учителями.
Не дожидаясь как введения обязательного медстрахования, так и начала второго этапа медреформы с переводом больниц на коммерческие рельсы, который, кстати, уже отсрочен на квартал, и вряд ли это будет единственная отсрочка. Ведь польские, чешские и словацкие врачи уже устремились во Францию, Англию и Германию, а их отток будет немедленно восполняться украинскими специалистами. А нас будут от всего лечить семейные врачи и парамедики.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.