В свежем номере журнала Корреспондент: Ульяна Супрун заявила, что готова стать донором костного мозга, когда в Украине будет запущена неродственная трансплантация костного мозга онкобольным пациентам
И никого не удивило, почему она говорила о спасительных операциях в далеком будущем, если буквально несколько месяцев назад их в Украине уже собирались начать делать
В Минздраве развитие трансплантации входит в зону ответственности гендиректора Директората стратегического планирования и евроинтеграции МЗ Ирины Литовченко. В конце октября на одном из известных сайтов она в ответ на претензии Счетной палаты решила перечислить огромное количество вопросов, которыми занимается ее ведомство. Правда, она ни слова не сказала ни о развитии программ ТКМ, ни о текущем состоянии дел по этому направлению.
Почему? Может, потому, что просто стыдно и страшно говорить о произошедшем в этой высокотехнологичной отрасли медицины в Украине в 2018 году. Наша страна осенью 2018 года реально могла выйти на запуск неродственной ТКМ пациентам с онкогематологическими заболеваниями в возрасте до 18 лет. Вместо этого в развитии это вида лечения Украина отброшена на 15 лет назад. Речь идет о развале Центра онкогематологии и ТКМ в Национальной больнице Охматдет — единственном месте в Украине, где уже на уровне среднеевропейской эффективности делалось три вида трансплантации: аутоТКМ и ТКМ от полностью совместимого и частично совместимого родственного донора.
В 2017 году в Охматдете было сделано в общей сложности 25 трансплантаций всех видов. С января по июль, то есть за семь месяцев 2018 года, — 18. За три последующих месяца, с августа по октябрь, — одна (!).
Остановка случилась не ввиду отсутствия нуждающихся в операциях пациентов, а потому, что в августе 2018 года из Охматдета после длительного шельмования и травли были уволены два заслуженных врача Украины — Светлана Донская, создатель и бессменный зав. Центром онкогематологии и ТКМ, и Олег Рыжак, бессменный завотделением ТКМ.
Причина — расчленение центра на отдельные подразделения и надуманные, высосанные из пальца выговоры, не основывающиеся ни на каких-либо медицинских ошибках, ни на жалобах родителей, ни на фактах коррупции. Понятно, что незаконность увольнения оспаривается врачами в суде.
Фактически разрушена отлаженная технология диагностики, лечения и ведения онкогематологических пациентов не только в Охматдете, но и по всей стране.
В знак несогласия с происходящим из отделения трансплантации уволились все врачи (кроме одного). Также в полном составе уволились врачи и биологи уникальной референс-лаборатории, которая единственная в Украине могла устанавливать наличие полностью или частично совместимого донора костного мозга. То есть только эта лаборатория могла провести типирование костного мозга Супрун и определить, подходит ли он кому-либо из маленьких пациентов. Врачи ушли потому, что не видели возможности эффективной и ответственной работы при непрофессиональном и враждебно настроенном руководстве.
Администрация Охматдета и МЗ пытались сделать хорошую мину при плохой игре и заполнить кадровую дыру врачами других киевских клиник. Однако вдруг оказалось, что врачи нужной специализации «водились» только в Охматдете, так как ни в одно другой клинике страны подобным не занимались. Данный факт полгода назад автор этих строк безуспешно пытался объяснить главврачу Охматдета Ирине Садовяк.
И на сегодня вместо уволенных и уволившихся восьми онкогематологов-трансплантологов в подчинение к оставшемуся и. о. завотделением был нанят один (!) педиатр и еще один врач, но без опыта проведения ТКМ и прохождения какого-либо обучения по трансплантации за рубежом, был переведен из смежного отделения центра. Вот этим составом и была проведена в октябре единственная за три месяца трансплантация.
Поскольку это была не аутоТКМ, то она не требовала сложной криоконсервации костного мозга, которой не владеет ни один из работающих сегодня в Охматдете врачей. А полностью совместимый родственный донор был определен несколькими месяцами ранее, когда еще работала референс-лаборатория. Сегодня же анализы для типирования отправляются либо в Польшу, либо в Беларусь, поскольку уникальное оборудование в Киеве есть, а делать на нем эти сложные анализы некому.
За последние пару месяцев в соцсетях уже появилось несколько просьб о сборе средств для проведения аутоТКМ в Беларуси и Турции стоимостью около $35-40 тыс. каждая, в то время как этот вид трансплантации делался в Охматдете уже более 15 лет. И понятно, за гораздо меньшие суммы.
Вот только народные депутаты, увлеченно занимавшиеся саморекламой на проблемах Охматдета в начале лета, нынче как-то подустали и, видимо, ищут более легкие темы. Поскольку если, не дай бог, конечно, что-то случится с их детьми или крестниками, то деньги на заграничные клиники они, наверное, найдут, чего не смогут сделать учителя, те же врачи и медсестры, рядовые полицейские и военные и прочие обычные налогоплательщики.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.