В октябре 2017 года на сайте Харьковской областной прокуратуры появилась информация о передаче в суд дела, по которому государственный регистратор, представляющий регистрационную службу местного управления юстиций, обвиняется в злоупотреблении служебным положением (статья 364, часть вторая Уголовного кодекса). Ему грозит до 6 лет лишения свободы, если Чугуевский районный суд признает виду чиновника.
Детали и подробности запутанного дела в интервью одному из информационных онлайн-изданий рассказал руководитель местной прокуратуры Харькова №2 Александр Васильевич Фильчаков.
Истоки произошедшего
Переданное в суд прокуратурой дело с обвинением регистратора имущества имеет достаточно давние корни. Все началось еще в 2008 году, когда один из учредителей ООО «Интерснабстрой» взял кредит в одном из крупнейших украинских банков - ПАО «Укрсоцбанк» на сумму 1,2 млн. долларов США (в этой иностранной валюте). В качестве обеспечения обязательств по кредитному договору выступил нежилой объект недвижимости площадью 400 квадратных метров, оценочная стоимость которого на тот момент времени составляла порядка 8 миллионов долларов.
Как утверждает Александр Фильчаков, по взятому кредиту было произведено несколько выплат, после чего обязательства перед банком лишь накапливались. В 2012 году «Укрсоцбанк» обратился в Апелляционный хозяйственный суд. Через 3 года иск банка был удовлетворен, и ему предоставили возможность продать залоговую недвижимость, чтобы погасить все обязательства заемщика.
Возникновение фигуранта дела
Когда «Укрсоцбанк» получил законное право распоряжаться залоговым имуществом, оказалось, что государственный регистратор Чугуевсого районного управления юстиций области - Проскурин Е.Г. ранее дал разрешение на переоформление прав собственности на этот объект недвижимости.
По словам Александра Фильчакова, регистратор, злоупотребляя своим должностным положением, нарушая нормы закона и опираясь на ненадлежащие для этого документы, разрешил отчуждение нежилой недвижимости, выступавшей залогом.
В ходе следствия было установлено, что Проскурин получил якобы заявление от представителя ООО «Интерснабстрой» и письмо от банка, в котором указывалось, что кредитные обязательства погашены, а значит, обременения могут быть сняты.
В действительности, в письме из банка фигурировало имя совершенно не той особы, которая имела права снять обременения, а печать на документе не соответствует той, что использует «Укрсоцбанк». Плюс подписи в заявлении от ООО и письме банка были поддельными. Это удалось установить благодаря проведенной прокуратурой технической экспертизе. Фактически документы, опираясь на которые регистратор разрешил переоформление прав, были фальшивкой, к тому же поданной вовсе не от имевших все законные основания для снятия обременений людей - должностных лиц банка. И как установило следствие, Проскурин знал это и все равно дал «добро» на переоформление объекта недвижимости.
Изменения собственников залогового имущества
Так, на тот момент, когда «Укрсоцбанк» добился через суд возможности продать нежилую недвижимость, чтобы компенсировать финансовые потери, возникшие в связи с неуплатой ООО «Интерснабстрой» долга, этот объект уже не принадлежал данному обществу.
Более того, компания, которая его получила от ООО «Интерснабстрой» в результате противоправных действий регистратора, как отмечает Александр Фильчаков, также вскоре осуществила еще одну операцию купли-продажи, в результате чего нежилой объект оказался в собственности физического лица - гражданки Гнатенко. Она же в свою очередь, насколько известно, внесла его в уставной фонд третьего ООО. В результате всех этих действий получилась весьма запутанная схема, при которой «Укрсоцбанк» пришлось снова обращаться в суд. Только так теперь можно отменить все эти сделки купли-продажи и вернуть именно банку законные права на объект недвижимости.
В целом, следствие прокуратуры шло достаточно долго, но и дело оказалось весьма запутанным и непростым. Обвинительный акт в адрес регистратора, который позволил снять обременения, а затем и запустить цепочку продаж и покупок залоговой недвижимости, был направлен местной прокуратурой №2 в суд в октябре 2017 года. По словам Александра Фильчакова, для оперативной работы по делу им была создана группа процессуальных руководителей и привлекались следователи Национальной полиции. А их слаженная работа и позволила довести расследование до судебной инстанции.