Отставка Стеця и Кутового. Первый пошел! Кто следующий?

02 червня 2017, 18:16
Власник сторінки
Политический эксперт
1
Отставка Стеця и Кутового. Первый пошел! Кто следующий?
На фото: правительство В.Гройсмана ещё в полном составе, но без самого В.Гройсмана.

Источники утверждают: потери правительства Гройсмана не ограничатся одним только Тарасом Кутовым (и Минстецем, если его отставку примут). Каких пертурбаций стоит ожидать в Кабмине?

Всего за одну неделю Верховная Рада «по собственному» уволила министра аграрной политики Тараса Кутового, а также подал в отставку министр информационной политики Юрий Стець.

Источники в политических кругах утверждают, что потери правительства Владимира Гройсмана не ограничатся одним только Тарасом Кутовым (Юрий Стець пока официально не уволен, его вопрос решается). Какие пертурбации в Кабмине возможны в близком будущем?

Если говорить об отставке аграрного министра Тараса Кутового, то ключевой причиной стали расхождения между его «группой поддержки» в лице Олега Бахматюка и Кабинетом Министров по вопросу земельной реформы. Бахматюку принадлежит 95 % акций Ukrlandfarming (владелец еще 5 % - компания Cargill (США)), считающейся крупнейшей вертикально-интегрированной компанией в украинском АПК. Ukrlandfarming Бахматюка владеет самым крупным из легальных земельных банков в нашей стране, сформировав его за счет аренды паев (как и большинство аграрных компаний Украины). В этом и заключается суть конфликта интересов. Если Кабмин и АП по требованию МВФ разрешат свободную куплю-продажу земли, Бахматюку & Co потребуются сотни миллионов (если не миллиарды долларов), чтобы по новой скупать земельные паи, которыми они и так уже владеют.

Именно поэтому источники жалуются, как трудно уговорить нового кандидата на кресло министра АПК – мало кто захочет попасть в разрыв между интересами крупнейших аграрных холдингов Украины и МВФ. На сегодняшний день звучит кандидатура замглавы аграрного комитета Рады Александра Бакуменко (БПП). Также есть вариант, что своего кандидата на пост аграрного министра предложит крупный бизнесмен Юрий Косюк. По крайней мере, со стороны власти такое предложение к нему поступило.

На данный момент остается открытым вопрос по Министерству инфраструктуры и «Укрзалізнице», которую Кабинет Министров в январе этого года переподчинил себе, приняв постановление о передаче ПАО из сферы управления Мининфраструктуры в непосредственное подчинение правительства. Еще в январе министр Владимир Омелян и глава УЗ, поляк Войцех Балчун публично поругались прямо на заседании правительства. С тех пор как один, так и другой не упускают возможности открыто пройтись по своему оппоненту. К примеру, в начале апреля Омелян прогнозировал, что Кабмин уволит Балчуна до конца месяца. А недавно, 29 мая, высказал надежду, что увольнение случится 5 июня.

Интересно другое. Третья сила намеревается вклиниться в ситуацию, воспользовавшись конфликтом между Омеляном и Балчуном с тем, чтобы добиться увольнения обоих и получить их должности для своих людей. Поэтому есть риск, что проиграют оба – и Омелян, и Балчун, и стоящие за ними группы влияния.

Еще один кандидат на увольнение из правительства – это министр юстиции Павел Петренко. Соратники президента Порошенко требуют изъять у «Народного фронта» квоту руководителя Министерства внутренних дел и передать одному из выдвиженцев «Блока Петра Порошенко». Действующий министр Арсен Аваков и «Народный фронт», естественно, выступают против такого варианта, который грозит сильно ослабить политический проект Авакова-Яценюка-Турчинова. На данный момент партнеры по коалиции в Верховной Раде пришли к компромиссному варианту. Компромисс заключается в размене должности главы МВД на пост министра юстиции. 

Арсен Аваков остается во главе МВД, но на должности замминистров назначаются люди, близкие к Администрации президента и БПП. В ходе размена «Народный фронт» отказывается от должности главы Министерства юстиции, которая переходит к выдвиженцу от пропрезидентских сил. Сводный кандидат от БПП и АП  получает должность главы Министерства юстиции, а они в качестве ответного жеста помогают Павлу Петренко продолжить карьеру в судебной ветви власти, получив хорошую должность, к примеру, в Высшем совете правосудия.

Тем более что положение Петренко усугубляют его публичные проколы. На днях «главный по Минскому процессу» в лице Виктора Медведчука поставил министру юстиции политический «неуд», подчеркнув, что глава Минюста, видимо, «относится к тем 70% украинских чиновников и политиков, которые Минские соглашения «не читали, но… осуждают».

Дело в том, что Павел Петренко решил приобщиться к процессу обмена и возвращения украинцев, которые осуждены в Российской Федерации. Приобщиться, естественно, на словах, поскольку никаких достижений в этом направлении у возглавляемого им Минюста не было и нет. Говоря о таких украинцах, осужденных в РФ, как Николай Карпюк и Станислав Клых, министр юстиции выразился так:  «Я все же полон оптимизма, что в рамках обмена заложников, которые обсуждаются Минской группой, есть шанс, что вернут и этих ребят».

Хотел как лучше «для имиджу», а «получилось как всегда». Одной непродуманной фразой Павел Петренко невольно выдал, что министр юстиции Украины не просто не ориентируется в вопросах обмена, возвращения пленных и осужденных, а даже не читал Минские соглашения.

В ответ Виктор Медведчук, спецпредставитель Украины по вопросам гуманитарного характера в Минской контактной группе, сурово отчитал министра, прямо намекнув на такое понятие как профнепригодность. Медведчук процитировал пункт №6 «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений», подчеркнув, что в Минских соглашениях речь идет только о тех пленных (заложниках), удерживаемых лицах, которые имеют отношение к военному конфликту на Донбассе, в то время как случаи Карпюка и Клыха не имеют никакого отношения к событиям в отдельных районах Донецкой и Луганской области.

«Но Николай Карпюк и Станислав Клых обвиняются в преступлениях, которые не имеют никакого отношения к событиям на Донбассе. Оба они уже осуждены по законам РФ и отбывают наказание. Поэтому в данном случае не может быть и речи об обмене в формате «всех на всех», и министр юстиции должен это знать», - такими словами Медведчук отчитал Павла Петренко, заставив задуматься над тем, насколько компетентный человек руководит сегодня Министерством юстиции. 

Собственно, Медведчук расставил все точки над i, аргументированно показав, кто на самом деле держит руку на пульсе ситуации с выполнением «Комплекса мер», кто действительно трудится над реализацией пункта №6 Минских соглашений, а кто из украинских высших чиновников даже не знает, о чем говорит.   

«Единственно возможный путь для освобождения Николая Карпюка и Станислава Клыха ― помилование, но на это должна быть воля президента РФ. Могу сказать, что переговорный процесс по этому вопросу не прекращается. Я открыто информировал СМИ, что веду переговоры по освобождению не только Николая Карпюка и Станислава Клыха, но и Олега Сенцова, Александра Кольченко и других с руководством Российской Федерации, а не с представителями ОРДО и ОРЛО», - поведал Медведчук, какие усилия он предпринимает для освобождения украинцев и возвращения на Родину.   

Кроме того, в подвешенном состоянии остается Государственная фискальная служба. После того, как Кабинет Министров отстранил от должности Романа Насирова, премьер-министру Владимиру Гройсману удалось закрепить в статусе и.о. своего протеже в лице заместителя главы ГФС Мирослава Продана – хотя по регламенту и.о. должен был стать первый заместитель Сергей Билан.

Итак, есть все шансы, что уходом Кутового и Стеця дело не ограничится. А значит, нас ждут новые рокировки в Кабинете Министров, не говоря уже о других ведомствах.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: События в Украине
ТЕГИ: отставки,народный фронт,Володимир Гройсман,КМУ,Блок Петра Порошенко,минские договоренности
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.