Власник сторінки
заместитель директора компании SOCIOPOLIS: SOCIAL, POLITICAL & MARKET RESEARCH
Количество тех, кто хотел, чтобы Украина вступила в НАТО, замерло на 43%
Согласно социологическим исследованиям, начиная с марта 2014 года, наблюдался рост поддержки курса на вступление в НАТО. В марте 2014 г. поддержка составляла около 34%. В сентябре 2015 она увеличилась до 48%, но затем пошла на спад. В феврале 2016 года – 45% в сентябре того же года – 43% (согласно опросам Социологической группы «Рейтинг»). Эти данные говорят о том, что все, кто был предрасположен к вступлению в Североатлантический альянс, уже определились.
Все остальные, видимо, не поддерживают вступление по принципиальным соображениям. И для того, чтобы их переубедить, придется потрудиться, поскольку либо нет авторитета у тех, кто призывает к вступлению, либо люди просто не видят Украину в НАТО. Более того, если реформы будут идти так, как сейчас «идут», то процент желающих может и уменьшиться. Свою роль в изменении ситуации как в одну, так и в другую сторону потенциально могут сыграть военные страхи украинцев. В этом случае, часть из тех, кто перешёл на «пронатовские» позиции в результате событий 2013-2014 годов, могут занять нейтральную позицию. Стоит также отметить, что часть из тех, кто сейчас выступает «за» НАТО, считает, что вступление в организацию – это некий демонстративный жест, зеленый свет «евроатлантическому выбору», принятие в круг своих на Западе. Для них будет важен сам факт, что Украину туда пустили, поскольку существует представление о членстве в НАТО как об успешном прохождении теста на цивилизованность и состоятельность государства. Но говорить о том, что украинцы уже окончательно определились со своим выбором в пользу НАТО еще слишком рано.
Существенный момент – это явка и состав участников гипотетического референдума о вступлении в Альянс. С 2014 года сложилось так, что участие в выборах - это уже политический выбор. Те, кто не поддерживает власть и не разделяет ценности послереволюционной украинской государственности, просто не ходят на выборы. Их голос не учитывается. А на референдум придут активные молодые люди, для которых это важно. Поэтому если и будет проведён референдум, то только с манипулятивной целью легитимации решения, принятого руководством страны. Но это будет возможно, только когда дадут добро на Западе – в Вашингтоне и Брюсселе (точнее, в Берлине), что пока выглядит невероятно.
Что же касается различия результатов последних исследований центра Разумкова, «Демократических инициатив» и Института Гэллапа, то здесь надо принимать во внимание, что это разные по своей методологии опросы, и у них были разные задачи. В опросе «Демократических инициатив» изучалось потенциальное распределение голосов граждан Украины на гипотетическом референдуме по вступлению в НАТО. А опрос Института Гэллапа посвящён отношению к НАТО как к «угрозе» или «защите». Стоит также отметить, что это исследование проводилось методом телефонного интервью. Не все граждане пользуются телефонами, не говоря уже о проблеме соответствия реальных абонентов сведениям о них в базах телефонных номеров. Стоит также учитывать и высокий процент отказов, характерный для телефонного интервью. Поэтому не стоит опираться на эти результаты как репрезентатирующие позицию граждан, обладающих правом голоса. В этом плане результаты опросов методом личного интервью обладают лучшей репрезентативностью, особенно в количественном аспекте.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.